У каждого свой путь
Заключая главу об ответственности, уместно задуматься: возможно ли вообще влияние одного человека на другого, или все это выдумки тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми?
Часто социологи, психологи, преподаватели, как, впрочем, и руководители или священнослужители, убеждены, что их конечная цель - влиять на людей. В последнее время появляется немало книг, посвященных этой проблеме. Многие при этом исходят из весьма поверхностного понимания процесса влияния, а предлагаемые советы могут оказаться весьма опасными.
Влияние - это процесс, воздействующий в первую очередь на подсознание. Уже в ранних мифологических формах люди признавали наличие некоего воздействия на подсознание. Сегодня мы знаем, что влиять могут не только звезды, но и идеи и личности. У человека существует какая-то подсознательная предрасположенность верить и поддаваться влиянию. Вот потому-то люди - и маленькие и взрослые - перенимают не только взгляды и установки, но и интонацию, специфические жесты и другие оттенки поведения кумиров и любимых наставников. Но, как правило, этот вид влияния неосознанный: тот, кто подражает, даже не замечает этого.
Парадоксально, но факт - как только один человек начинает осознанно вкладывать в другого свои ценности, последний отворачивается от них. Чувствует, что его хотят изменить, переделать и поэтому протестует, сопротивляется.
Здесь снова хочется повторить давно известную истину: воздействие педагога, психолога, руководителя заключается не столько в его сравнительно малозначащих словах, сколько в его личности. Поэтому прежде всего стоит задуматься о необходимости собственного изменения.
Если мы хотим действительно изменить чье-то мнение, стоит в первую очередь задуматься: как оно возникло? Какой опыт человек пережил, попав в оковы этого убеждения? Какие жизненные примеры побудили нашего собеседника уверовать в него? Ведь это только нам кажется, что мнение ошибочно. Он-то убежден в обратном, верит в его истинность, ссылаясь при этом вслух или про себя на свой жизненный опыт и свои достаточно убедительные примеры. Если мы сможем разобраться в сути этого референтного опыта, выковавшего ложное, с нашей точки зрения, мнение, мы сделаем важный шаг: мы узнаем линию, по которой может идти человек, в чьем изменении мы заинтересованы. И это будет его собственный путь, а не тот, который мы хотим ему навязать.
Вам, конечно же, приходилось встречаться, по крайней мере, с одним человеком, который все время жалуется. Мы-то с вами знаем, что постоянным пессимизмом он лишь усложняет свое существование и в конечном счете испытывает терпение окружающих. Когда он выражает свои разочарования в очередной раз, вы находите хорошие контрпримеры для того, чтобы ему доказать, что на самом деле мир не так уж мрачен и что можно, несмотря ни на что, обрести удовлетворение и надежду. Однако все напрасно: несмотря на все благие намерения, ваш собеседник в постоянном отчаянии. В растерянности и вы: все усилия напрасны.
От беспомощности до агрессии - один шаг. И в следующую минуту вы можете рассердиться. Однако если вы на самом деле желаете помочь этому человеку, то в следующий раз оставьте попытку перетянуть его на свой путь. Попробуйте пойти за ним: скажите, что мир еще хуже, чем он утверждает, все действительно ужасно и невыносимо. Если вам удастся сделать это естественно, не удивляйтесь, услышав, что вечный пессимист и нытик приводит контрпримеры, которые вы ему сами же преподнесли накануне.
Результат гарантирован при условии, что вы хорошо исполнили свою роль. Успокаивая пессимиста, вы делаете то, чего он выпрашивает своими жалобами, тем самым закрепляете его любимый паттерн поведения, т.е. поддерживаете его мрачное видение мира. Когда же вы даете неожиданную реакцию, вы прерываете привычный стереотип (стимул - реакция) и провоцируете изменения. Но при этом вы остаетесь на его линии поведения: используете его собственную реакцию, а не тащите его насильно в свою модель мира.
Ту же тактику можно использовать в общении с вечными спорщиками, чья основная исходная реакция - дух противоречия. Не соглашаться с ними - значит поддерживать их основной паттерн поведения. Прекратив противоречить, вы оставите спорщика без привычной ответной реакции, прервете цепочку, и он вынужден будет искать другой выбор, т. е. изменить свою обычную программу поведения. Получив поддержку - признание своего мнения, он в растерянности: что делать? Снова не согласиться, дать свой обычный полярный ответ - значит противоречить себе же, опротестовать самого себя, что тоже неприемлемо, поэтому человек адаптирует свое обычное поведение, т.е. изменяется.
Центральный вопрос любой поведенческой реакции: «Что я хочу, когда делаю то, что делаю?» То есть опять мы выходим на исходную рамку - целей или желаемых результатов. Если вы действительно хотите стать компетентным в общении с другими, есть смысл задуматься об этом серьезно и отдать должное этому важному, исходному пункту человеческого поведения.
Вернемся к нашему пессимисту. Чего он в действительности хочет, когда рассказывает нам о своих нескончаемых бедствиях? Выйти из них или использовать свой плен для каких-то других целей? Нам в первую очередь кажется, что, конечно же, он желает освободиться от несчастий. Однако это наше видение, наш путь. Если вы захотите узнать его цели и спросите, чего он хочет, когда жалуется, то получите, скорее всего, невнятный ответ либо вообще никакого. А то и достанется за свою любопытность, потому что на самом деле нытик скрывает свою истинную цель, заключающуюся в продолжении жалоб, тщательно маскирует свое желание вызвать чувство вины у других в связи с его проблемами. И его можно понять, потому что сам-то он не всегда осознает свои истинные цели, скрытые зачастую в подсознании.
Человек, который ведет себя каким-то непродуктивным образом, настойчиво повторяет определенную реакцию, ограничивающую его возможности, хочет отнюдь не того, о чем он продолжает утверждать изо дня в день: помощи, денег, удачи, любви обожаемого человека, послушания ребенка и т.п. На самом деле он преследует другую цель. Предлагая ему решение, которое направлено на достижение очевидной цели, лежащей на поверхности, мы топчемся на месте, поощряя его ходить по замкнутому кругу. И поэтому советы, которые мы даем, исходя из чисто внешних соображений, ничего не дают, лишь сохраняют проблему. Таким образом, когда мы трактуем поверхностные замечания, полезно помнить, что за ними есть другое, более глубинное и верное.
Поэтому, чтобы не блуждать в потемках, в первую очередь надо подумать о целях поведения, которое вы намерены изменить. И не забывайте о другом важном законе изменений - уважении человека, пришедшего к вам, и пути, на котором он стоит.