Особенности и эмоциональный мир личности
1. Образование и опыт работы опред. специальность и квалиф. сотрудника. Это основные биографич.данные в рамках професс.хар-и. Професс. требования к претенденту на конкретное рабочие место фиксируются в профессиограмме.
Психологич. професс. пригодность работника может быть оценена по трем составляющим: -знание содержания проф. деят.; - понимание сущности своей професс. деят. в контексте общих задач организации; - внутренняя готовность и активность в професс. деят..
2. Способности– св-ва чел., от кот. зависит успешность овладения опред. видами деят-ти. Виды: физиологич., интеллект., творч., организат., коммуникат.
3. Хаар-р–совокуп. устойч. св-в чел., кот. определяют его эмоции и поведение. Осн. кач-ва: порядочн., настойчивость, собранность, организованность, аккуратность и другие.
4. Темперам. –динамич. хар-ка психич. проц. и повед. чел. Типы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик
5. Эмоции – это отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания.
Эмоции вып. 2 ф-ции: Сигнальная – сообщ. о соответст. опред. потребности. Регулир. связано с тем, что человек стремится продвинуться к желаемому и дистанц. от нежелат.
Эмоц. измен. вызывают: сигналы-раздражит. и мысли-ожид.
Виды эмоций: возбудим., импульс., аффект-ть, стрессоуст, эмоц. уравновеш., сила и ритм эмоц. реакций, нервозность, эмоц. тонус. В чел. формир-ся эмоц. свойства: впечатлит-ть, отзывчивость, сентимент-ть, эмоц-ть, страстн., холодность.
Естеств. эмоц. сост. чел. наз. настроением. 6 видов отклон. от нормы: возбуждение, подавленность, стресс, аффект, шок, фрустрация. Стресс- осн. враг. В сост. стресса чел. послед-но проходит три фазы. 1 – резкая мобилизация ресурсов организма. 2 стресса – быстрое расходование ресурсов. 3 – истощение организма и падение работоспособности.
В жизнедеятельности человека эмоции выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция – это сообщение о соответствии определенной потребности. Регулирование связано с тем, что человек стремится продвинуться к желаемому и дистанцироваться от нежелательного.
Эмоциональные изменения в человеке вызывают два вида источников: сигналы-раздражители и мысли-ожидания. Сигналы-раздражители сообщают человеку о явлениях, связанных с его потребностями. Мысли-ожидания продумывают будущие возможные хорошие либо плохие события. Их эмоциональное воздействие может значительно превышать то, что вызывается сигналами-раздражителями.
Механизм воздействия сигналов и мыслей на эмоциональный мир у каждого человека неповторим. Психологи выделяют следующие основные виды эмоциональных особенностей личности: возбудимость, импульсивность, аффективность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, сила и ритм эмоциональных реакций, нервозность, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности определяют тип нервной деятельности и проявляются в поведении человека.
В зависимости от эмоциональных особенностей в человеке формируются эмоциональные свойства. Основными из них являются: впечатлительность, отзывчивость, сентиментальность, эмоциональность, страстность, холодность. Учитывая то, что эмоциональные свойства оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность человека, дадим им пояснения.
Впечатлительность – это способность человека глубоко чувствовать и переживать при относительно небольших возбудителях (раздражителях).
Отзывчивость – это способность человека откликаться на эмоции других людей. Антиподами этого свойства являются черствость, жестокость, бесчеловечность.
Сентиментальность – это восприятие человеком мира через призму собственных переживаний. Это созерцательность и чувствительность в соединении с пассивностью.
Эмоциональность – активное внешнее проявление человеком внутренних переживаний.
Страстность – это активное переживание, бурно выраженное в поведении человека.
Холодность – это проявление человеком эмоций в такой минимальной степени, которая почти не оказывает влияние на его поведение.
Естественное эмоциональное состояние человека называют настроением. Хотя само настроение может быть разным – от хорошего до плохого, но это явление нормальное. Ни один человек со здоровой психикой не может постоянно находиться в одном настроении.
Существенное отклонение от нормы характеризуется шестью видами эмоциональных состояний: возбуждение, подавленность, стресс, аффект, шок, фрустрация. Три последних вида являются для человека неконтролируемыми. В таких состояниях человек не может отвечать за свои мысли и действия. Дадим пояснения названным эмоциональным состояниям.
Возбуждение – повышенная эмоциональность.
Подавленность – пониженная эмоциональность.
Стресс – эмоциональное напряжение (его мы ниже рассмотрим более основательно).
Аффект – кратковременная бурная неконтролируемая эмоциональная реакция.
Шок – неконтролируемое нервное потрясение.
Фрустрация – временная блокада сознания и деятельности (психики и мышц).
22. Стресс-менедж: управл. эмоциями и стрессами.
Стресс-мен-т предусматр. 3 способа управления эмоциями.
Первый способ - распределение эмоций-заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. Распределение эмоций происходит в результате расширения информации и круга общения.
Второй способ управления эмоциями- сосредоточение- необходим в тех обстоятельствах, когда условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чем-то одном, имеющем решающее значение в определенный период жизни. В этом случае человек сознательно исключает из сферы своей активности ряд эмоциогенных ситуаций, чтобы повысить интенсивность эмоций в тех ситуациях, которые являются для него наиболее важными.
Третий способ-переключение - связан с переносом переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные. При так называемых деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия) необходима временная замена реальных ситуаций иллюзорными или социально незначимыми (по принципу «козла отпущения»). Если же конструктивные эмоции (прежде всего интересы) сконцентрированы на пустяках, иллюзорных объектах, то необходимо переключение на ситуации, имеющие повышенную социальную и культурную ценность. Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости.
Тайм-менеджмент
Временная компетентность (тайм-м-т) - умение управлять собой и другими людьми во времени, т.е. умение адекватно воспринимать, рационально планировать и распределять, а также использовать время для достиения организационных и личных целей.
В.К. крайне важна для любого ч-ка. Чтобы осознать крайне важную значимость времени и управления временем, ниже приводятся основные 4 аспекта времени:
1. Время -- это ценнейшее богатство, ограниченный дефицитный ресурс; это сама жизнь.
"Время -- деньги" -- но времяявляется гораздо более важным ресурсом: ликвидность выше (конвертируется во многие средства, одно из к-ых -- деньги);
2. Время -- это точность, пунктуальность, от к-ых очень во многом зависит эффективность д-ти. (Пример с эффективностью шахматных забастовок: бастует только один отдел, а всё предприятие стоит);
3. Время -- это скорость, быстрота достижения цели и от опережения конкурентов во времени зависит эффективность, получение прибыли, карьерный рост и т.д.
Технологии опережения во времени: сокращение временных затрат на весь цикл от проектирования продукта до его пр-ва и продажи на 25%, сокращает издержки на 20%.
Виртуальная система управелния персоналом как раз и ориентирована на максимально быстрое удовлетворение потребностей клиентов, за счёт чего получается сверх прибыль.
4. Время -- это момент наслаждения, удовольствия.
"Фауст" Гёте: "Остановись, мнгновенье, ты прекрасно!"
Время используется как стимул в ряде пр-в.
Практические замечания:
- Большая часть усилий и затраченного времени не приводит к желаемым результатам;
- У людей обычно есть возможность наверстать время, жертвуя при этом одинми делами для других.
Рекомендации, вытекающие из принципа Паретто:
1. В каждой области следует определять, какие именно 20% усилий могут породить 80% результатов;
2. Следует концентрироваться на том, что получается лучше всего и, по возможности, то, что больше всего нравится;
3. Необходимо быть уравновешенным (спокойм), работать меньше, ставя перед собой только самые важные цели, при к-ых работает принцип Паретто;
4. Необходимо максимально использовать те немногие удачные моменты, к-ые посылает жизнь;
5. Следует поручать выполнять рутинную работу подчинённым, к-ые могут сделать её более профессионально;
6. Следует стремиться достичь высоких показателей по нескольким, а не по всем, направлениям.
III. Методика рационального использования времени. ***
1. Необходимо анализировать расход своего времени, следует помнить о том огромном кол-ве времени, к-ое расходуется впустую;
2. Следует освобождать себя от ненужных работ, используя при этом (в частности) матрицу Эйзенхауэра.
Матрица Эйзенхауэра (помогает выработать отношение руководителя к делам в зависимости от параметров важности и срочности): система координат -- важность и срочность.
Дела делятся на категории:
а) Дела с высокой важностью и срочностью (руководитель призван делать их самолично);
б) Высокая важность, низкая срочность (руководитель должен установить сроки, чтобы дела этой категории не перешли в предыдущую);
в) Низкая важность, высокая срочность (следует делегировать, перепоручить подчинённым);
г) Низкая важность, низкая срочность (не делать вообще либо перепоручить подчинённым).
Чтобы определиться с категорией конкретного дела, следует задать себе 4 вопроса:
- Зачем это делать?
- Почему именно я должен это делать?-
- Почему именно сейчас?
- Почему именно так (таким образом) следует сделать это? Можно ли рационализировать методы выполнения?
3. Нужно научиться планировать своё время, составлять ежедневные, еженедельне, ежемесячные, годовые и т.д. планы. Такие планы могут зависеть от жизненных циклов (напр., пятилетний срок обучения в университете);
4. При нехватке времени прежде чем принимать решение, следует определить возможные варианты "создания" времени.
Выделяется 3 способа создания времени:
а) Пожертвовать одинм ради другого (наиболее часто применяемый способ);
б) Повысить эффективность собственной деятельности (за счёт использования принципа Паретто, рационального использования отдыха, методик, техники и т.д.);
в) Эффективно использовать и организовывать время -- начинать работать без раскачки, не быть рабом техники, отсекать излишние информационные потоки, не страдать перфекционизмом (качество должно коррелировать с предъявляемыми требованиями).
5. Не следует загружать планируемый рабочий день более, чем на 60%; примерно 20% нужно оставить на непредвиденные дела и 20% на индивидуальное творчество;
6. Необходимо фиксировать и контролировать сроки выполнения заданий;
7. Нужно начинать работу с важных небольших дел (это поднимает настроение) или (если достаточно воли) с самых трудных и неприятных дел; Мелкие дела лучше группировать или выполнять их в перерывах между крупными;
8. Полезно принимать во внимание индивидуальные суточные биоритмы;
9. Следует избегать интенсивных незапланированных действий, не ввязываться в непредвиденные малосущественные дела;
10. В конце рабочего дня, недели, месяца, года полезно проверить, всё ли выполнено, и составить план на следующий период времени;
11. Необходимо выделить в планах приоритетные дела;
12. Необходимо помнить про отдых (обед, смену работ), не имеет смысла перенапрягаться и перегружать себя работой -- позволяет поддерживать хорошее физическое состояние и устойчивое морально-нравственное состояние;
13. Нужно найти оптимальный объём планирования, учитывая индивидуальные особенности ч-ка; лучше жить по своему распорядку дня, а не по чужому.
С этой точки зрения люди делятся на 2 типа: чувственного и рационального. Люди чувтсвенного типа не склонны к планированию, хотя подсчитано, что 10 мни потраченные на планирование экономят до 2 ч времени.
14. Необходимо оптимально организовывать рабочее пространство (подготовить рабочие место для себя): всё должно лежат на своих местах, ничего лишнего на рабочем месте быть не должно;
15. Важно при планировании времени исходить из собственных ценностей (что важно, чего хочется достичь).