Речь – познавательный процесс, связанный со знанием и использованием языка для восприятия, переработки и передачи информации.
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык единдля всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Виды речи представлены в таблице 7.
Таблица 7.
ВИДЫ РЕЧИ
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:
· фонетического - по усвоению звукового облика слова (до 2 лет);
· грамматического - по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет);
· семантического - по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).
Слово, как основная единица речи, может являться:
· символом конкретного предмета или явления;
· обобщающим, абстрактным;
· отображающим, замещающим сигналы, поступающие из внешнего мира, то есть является по выражению И.П. Павлова, «сигналом сигналов».
В таблице 8 кратко представлены характеристики двух сигнальных систем.
Таблица 8.
ХАРАКТИРИСТИКИ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Характеристики | |
первой сигнальной системы | второй сигнальной системы |
· обеспечивает конкретно-наглядное мышление; · хорошо развита у животных, имеется у человека; · осуществляет анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от рецепторов органов чувств. | · обеспечивает абстрактно-логическое мышление; · хорошо развита у человека, имеется у некоторых групп животных; · осуществляет анализ и синтез информации, поступающей в виде символов (слов, знаков, формул). |
Внимание
Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.
Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.
Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.
Многие десятилетия феноменологический критерий внимания (ясность и отчетливость того, что входит в поле внимания) оставался, по существу, единственным. В последние десятилетия феноменологический критерий внимания дополнен другими:
- продуктивным (внимание повышает продуктивность деятельности);
- мнемическим (запоминается то, что входит в поле внимания);
- регистрацией внешних проявлений внимания (Ю Б. Гиппенрейтер).
У. Джемс выделяет следующие пары внимания, руководствуясь тремя основаниями:
1. чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное);
2. непосредственное, если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное);
З. непроизвольное, или пассивное, не требующее усилий, и произвольное (активное), сопровождающееся чувством усилия.
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Так, человек, ожидающий прихода поезда, невольно прислушивается к гудкам, вглядывается вдаль, смотрит на вокзальные часы, т.е. выделяет все, что может сигнализировать приближение поезда.
Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнить какую-либо деятельность. Оно привлекается и удерживается вопреки факторам непроизвольного внимания (не новым, не сильным раздражителем, не связанным с базовыми потребностями и т. д.) и обусловлено социально. Его формирование, по Л.С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внешних средств. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
Если деятельность увлекает человека, происходит переход к послепроизвольному вниманию (вторичному непроизвольному) и волевых усилий уже не требуется.
К свойствам (или характерным особенностям) внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания.
Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении школьником трудной задачи). Там же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам.
Распределение внимания - это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия. Заметим, что это должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например (в спокойной обстановке, без отвлекающих раздражителей), легко совмещать слушание речи несложного содержания и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Известно, что студенты первокурсники нередко чередуют слушание и запись лекции и в результате получают очень неполные конспекты. Самое сложное - это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст и писать под диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот, и другой материал (Э. Спелке и У. Херст). Это демонстрирует большие возможности автоматической переработки информации человеком.
При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания. Объем внимания - это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. У взрослого человека объем зрительного внимания в среднем составляет 3-5 (редко 6) объектов, тогда как у младших школьников - от 2 до 4. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Кроме того, объем внимания зависит от знакомства с материалом, от заинтересованности, расположения стимулов на экране, от возможности сгруппировать их. Важен и характер задания: просто определить количество стимулов или же назвать их. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике, когда мы хотим, чтобы визуальная информация схватывалась мгновенно.
Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, имеющее определенную цель изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект.
Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время она тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность (инертность), что ограничивает возможности упражнения.
Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения внимания на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это, например, бывает, когда новая деятельность неинтересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинтересной, наоборот, была первая деятельность или она продолжалась долго, то переключение внимания происходит легко. В процессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно влияет на ее продуктивность и на психическое состояние как слишком частое, так и очень редкое переключение. Существуют определенные методики измерения переключаемости внимания. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем обычно столько же времени другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания
Хорошо известно то, что переключение внимания затруднено при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам - рассеянности,которая бывает двух видов. Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, что выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Примером может служить рассеянный ученый, который всецело поглощен своими трудами, вследствие чего перестает замечать «мелочи жизни».
Устойчивость внимания - это степень и длительность сосредоточенности сознания. От чего зависит возможность длительного удержания внимания на объекте, явлении или деятельности? Важнейшее условие этого почти одинаково описано в работах классиков психологии — Г. Гельмголъца, У. Джемса, С. Л. Рубинштейна. Никто не способен непрерывно сосредотачивать внимание на не изменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Только постоянно раскрывая в предмете восприятия или мысли новое содержание, можно сохранить устойчивость внимания. С. Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность притупляют внимание, гасят его. Важно также, чтобы изменяющееся содержание объединялось какими-то отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету.
Так, Ж. Кювье утверждает, что гений – это, прежде всего внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые стороны в объектах, связанных между собой «рациональным принципом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, почему так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным мате риалом, разнообразить приемы его осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять запоминаемое.
Факторами устойчивости внимания являются:
- интерес к материалу;
- связь изучаемого материала с потребностями личности;
- содержательность и трудность выполняемой деятельности;
- осознание значения выполняемой деятельности;
- индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера);
- комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется;
- психическое состояние человека.
Память
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с основными критериями (табл. 7):
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая);
2) по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная);
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (кратковременная, долговременная и оперативная);
4) по преобладающему в процессах памяти органу чувств (зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая);
5) по использованию мнемотехнических средств (непосредственная, опосредованная);
6) По участию мышления в процессах памяти (механическая и логическая).
Какие функции выполняет двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память?
Виды памяти, которые обслуживают эти процессы, получили название двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается соответственно в движениях, чувствах, образах, мыслях.
Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться ходить, писать и т. д.
Эмоциональная память- это память на эмоции, чувства, переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают нас к действию, либо удерживают от него. Способность сочувствовать другому человеку также основана на эмоциональной памяти. Часто именно эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти. (А.С. Пушкин: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»)
Образная память - это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую образную память. Некоторые люди способны вызвать в своем сознании очень яркие образы памяти, которые детализированы и наглядны - эйдетические образы.
Словесно-логическая память - это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память присутствует только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.
Какие факторы влияют на произвольное и непроизвольное запоминание? В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную(табл. 8).
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Что влияет на непроизвольное запоминание? Какие ситуации непроизвольно врезаются нам в память?
Были проведены специальные исследования (П. И. Зинченко и А. А. Смирнов), связанные с изучением эффективности или неэффективности запоминания.
Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, и рассказать. В ходе исследования выяснилось, что испытуемые чаще всего запоминали то, что делали (а не то, о чем думали); то, что способствовало или препятствовало цели; нечто странное и необычное. Запоминалось то, что было связано с кругом знаний и интересов испытуемого.
Был сделан вывод о том, что непроизвольное запоминание зависит от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось и от мотивов и намерений, определяющих эту деятельность.
Таблица 8.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
Непроизвольное запоминание | Произвольное запоминание |
- непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст запоминается хуже, чем текст средней трудности; - непроизвольно запоминается полно и точно то, что имеет для нас особо важное жизненное значение, что вызывает наш интерес и эмоции. | - в произвольном запоминании большую роль играют мотивы, побуждающие запоминать; - при использовании рациональных приемов произвольное запоминание протекает эффективнее; - понятое запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями |
Произвольная память - ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо, В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
В чем различия между кратковременной, оперативной и долговременной памятью?
В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени сохранения материала, то можно выделить следующие ее виды: кратковременную, оперативную и долговременную. Основное различие между ними - это время хранения информации:
1. кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. Можно сказать, что кратковременная память - это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их ин формационного содержания;
2. оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти - сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия;
З. Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.
Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других - долговременной.
К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.
Характеристики основных процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и забываниятаковы:
1. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание - необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения и знаниями. Запоминаем мы далеко не все. Прежде всего, запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается лучше (табл. 8).
2. Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) (табл. 9) и воспоминание:
а) узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Основа узнавания - сличение наличного восприятия со следами, хранящимися в памяти. Узнавание бывает полным, когда человек непроизвольно, без каких-либо усилий узнает предмет, который ранее воспринимал. Неполное узнавание бывает тогда, когда мы только частично вспоминаем какие-либо обстоятельства встречи; переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествить встреченного нами чело века с тем, кого мы знали в прошлом;
б) воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится;
в) воспоминание - это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и сопровождаются целым рядом эмоций.
Таблица 9.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
Непроизвольное воспроизведение | Произвольное воспроизведение |
- воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение; - толчком к непроизвольному воспроизведению служат представления, мысли; - направление и содержание воспроизводимых мыслей и образов определяется теми ассоциациями, которые образовались в нашем прошлом. | - произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой; - активные поиски решения, при невозможности сразу вспомнить необходимое, называются припоминанием; - успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи. |
3.Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Он установил, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем процесс забывания замедляется. При этом, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание, как воспроизведение и запоминание, имеет избирательный характер: значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.
4.Сохранение - фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
Сохранение - это не пассивное удержание информации. В психологической литературе описана зависимость сохранения от следующих факторов:
- установок личности;
- условий и организации заучивания материала;
- мыслительной переработки материала;
- переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Результаты исследований показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы и наименее сохраняется текстуальное содержание материала.
Воображение
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека; во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.