Тематика лекционных занятий (18 часов)
Введение в возрастную психологию (2 часа).
Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития (4 часа).
Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей (2 часа).
Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 часа).
Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2 часа).
Психическое развитие в подростковом возрасте (4 часа).
Психическое развитие в юношеском возрасте (2 часа).
Тематика семинарских занятий (10 часов)
Периодизация психического развития.
Психологическая готовность к школе.
Психологические особенности подросткового возраста
Отклоняющееся поведение подростков.
Психологические особенности юношеского возраста.
Тематика лабораторно-практических занятий (4 часа)
Проективные методы в возрастной психологии
Сравнительная характеристика психологических особенностей младшего школьника, подростка и юноши.
Практические (семинарские) занятия (10 часов)
(Методические указания)
Семинарское занятие 1
Тема: Периодизация психического развития.
Цель: Провести сравнительный анализ различных периодизаций психического развития.
Ход:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Сравнительный анализ разных периодизаций.
3. Решение задач по проблеме соотношения биологического и социального в психическом развитии.
Вопросы для обсуждения
Периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже
Психоаналитический подход к периодизации психического развития (З.Фрейд).
Периодизация социально-психологического развития Э.Эриксона.
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
Тематика докладов
Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
Факторы риска в психическом развитии ребенка.
Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
Литература для конспектирования:
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
Или
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. Пер. с фр.- М.: Мир, 1992.
5. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985.
7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996.
9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.- М., 1981.
10. Пиаже Ж. Природа интеллекта. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М.: МГУ, 1981.
11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 416 с.
12. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992
Методические указания:
При подготовке к семинарскому занятию внимательно прочитайте соответствующие разделы учебника, а затем дополнительную литературу. Особое внимание обратите не только на содержательную характеристику выделяемых авторами периодов, но и на теоретические предпосылки построения периодизаций, систему аргументов. Продумайте форму своего выступления (доклад, сообщение, презентация).
Семинарское занятие 2
Тема: Психологическая готовность к школе.
Цель: научиться выделять признаки психологической готовности к школьному обучению, а также признаки психологического неблагополучия в начале школьного обучения.
Вопросы для обсуждения
Актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению.
Компоненты психологической готовности к школе (особенности когнитивной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера).
Адаптация детей к школе.
Признаки и уровни дезадаптированности.
Тема доклада
Проблема диагностики психологической готовности к школьному обучению.
Литература:
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., Просвещение, 1988.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991.
5. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетего возраста: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с.
6. Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 180 с.
7. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960.
9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., Просвещение, 1993.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996.
Методические указания:
Для лучшего понимания проблемпсихологической готовности к школьному обучению целесообразно не только проработать научную литературу. Важно побеседовать на эту тему со школьными учителями, родителями младших школьников, детьми в возрасте 6-8 лет, как обучающимися в школе (о трудностях и проблемах, с которыми им пришлось столкнуться), так и с детьми, которым еще предстоит обучение о том, что они знают о школе.
Семинарское занятие 3
Тема: Психологические особенности подросткового возраста
Цель: выделение особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии.
Вопросы для обсуждения:
Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста.
Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах ЛС.Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин).
Тематика докладов
Теории подросткового возраста: (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.
5. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.
Методические указания:
При подготовке к семинару не стоит ограничиваться только учебником. Более полную картину психического развития в подростковом возрасте можно получить, сравнивая разные позиции исследователей, для чего нужно обратиться к дополнительной литературе.
На основе материалов темы необходимо раскрыть историчность подросткового (переходного, пубертатного) периода, связать его с неравномерностью развития человека.
На основе материалов темы необходимо выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте и их влияние на личностную сферу подростка, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития.
Семинарское занятие 4
Тема: Отклоняющееся поведение подростков.
Цель: получение представления о типах отклоняющегося поведения, причинах, их обусловливающих, принципах работы с «трудными» детьми.
Вопросы для обсуждения
Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.
Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).
Психологические причины отклонений в поведении.
Работа с «трудными» детьми.
Тематика докладов
Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.
Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
Литература:
1. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1986.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.
4. Кле М. Психология подростка.- М., 1991.
5. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- N4.- 1996.
6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал.- т.17.- N3.- 1996.
7. Меньшикова Е.С.Жестокое обращение с детьми и его отдаленные последствия// Психологический журнал.- N6.- т.13.- 1993.
8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996.
9. Фарапонова Э.А., Гульба О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением// Психологический журнал.- N6.- 1993.
Методические указания:
Дать оценку роли ведущей деятельности и связать ее с изменением круга значимых других, падением престижа учебной деятельности, важностью социального статуса в среде сверстников для развития личности подростка. Обратить внимание на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Подготовить для анализа проблемные ситуации взаимодействия с подростками родителей и педагогов.
Семинарское занятие 5
Тема: Психологические особенности юношеского возраста.
Цель: получение представления о психологическом развитии в юношеском возрасте.
Вопросы для обсуждения
Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.
Особенности общения в юношеском возрасте. Юношеская дружба и любовь.
Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие способности к самоуправлению.
Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления.
Тематика докладов
Юношеская влюбленность как психологический феномен
Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.
4. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.
5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.
6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Особенности обучения и развития школьников 13-17 лет.- М., 1987.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996.
9. Практические задания по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова.- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.
Методические указания:
На основе материалов темы необходимо объяснить различие содержания учебной деятельности как ведущей в младшем школьном и юношеском возрасте (в юности это источник совершения основных жизненных выборов и построения перспектив).
Раскрыть психологическое содержание дальнейшей автономизации личности в юности как предпосылки самостоятельной жизни. Обратить внимание на потребность в исповедальности и самопознании и способы ее реализации (можно привлечь данные литературы и искусства).