Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин.

NB!Суть вопроса мне не очень ясна, поэтому я предлагаю ознакомиться с коротким историческим экскурсом в историю развития семейно-брачных отношений (от неё и плясать в сторону контекста взаимоотношений М и Ж), и освежить в памяти первую лекцию, на которой пані Васьківська нарисовала некие кружочки, символизирующие борьбу за власть и, наверное, роли, занимаемые М и Ж. помним об эмансипации, росте самостоятельности женщин и проч., и думаем, к чему это привело в брачных отношений (наверняка эгалитарные браки и иллюстрируют эту трансформацию).

 
  Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru

Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru Трансформация брачных отношений в контексте взаимоотношений мужчин и женщин. - student2.ru

Эволюция семьи прошла три этапа. На первом существовали архаичные большие семьи с коллективной/групповой собственностью. На втором они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые (нуклеарные) семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье - это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина - купившей ее семье. С позиции истор. материализма моногамия развилась под влиянием общественно-эконом.изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных - развитие частной собственности.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие эконом. функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом соц. мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

88. Здоровая и дисфункциональная семья.Витакер считает, что здоровая семья та, которая способна себя актуализировать, т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. Особенность дисфункциональной семьи (ДС) - отрицать импульсы, стараться эмоции и их выражения втискивать в уже установленные рамки. Общение в таких семьях ригидное, а не спонтанное. ДС считают, что открытый конфликт может их разрушить. Поэтому они избегают разрешать конфликт, стараются его игнорировать, умолчать о нем. В конечном итоге семья застревает в какой-то точке становления и не может дальше совершенствоваться. Этот конфликт напоминает о себе позднее. Воспитание в ДС подчиняется опред. правилам. Вот некоторые из них: а) взрослые - хозяева ребенка, б) лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно, в) подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых, г) родители держат эмоц. дистанцию, д) воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.Коротко правила ДС называют как правила трех "не": не говори, не чувствуй, не доверяй. Признаки ДС:

- отрицание проблем и поддержание "красивой картинки" (поддержка фасада псевдоблагополучия),

- вакуум интимности,

- замороженные правила и роли,

- конфликтные взаимоотношения,

- недифференцированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все"),

- границы личности членов семьи либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами,

- склонность к поляризации чувств и суждений (все четко поделено на хорошее и плохое, правильное и неправильное, при этом многие правила противоречат друг другу),

- закрытость системы (семья не желает прислушиваться к чужому мнению и не рассматривает конструктивную критику в свой адрес),

-абсолютизирование воли, контроля.

Признаки здоровой функционирующей семьи (Боуэн):

1) Оптимальный уровень дифференциации (автономности) членов семьи (ЧС).

2) Низкий уровень тревоги.

3) Четкие границы между поколениями при наличии хорошего эмоц. контакта и связи между поколениями.

4) Эмоц. проблемы не локализуются в ком-то из ЧС, а отмечается вклад каждого в гармоничные семейные отношения.

5) ЧС минимально симбиотичны и минимально дистанцированы при решении проблем.

6) Каждая диада может справляться без привлечения третьего.

7) Каждый может общаться с другими на эмоц. и на интеллектуальном уровне.

8) Сохранение хорошего эмоц. климата важнее, чем следование общепринятым стандартам.

9) У каждого ЧС есть ощущение, что ему нравится жить в этой семье.

10) ЧС используют друг друга как источник обратной связи и опыта, но не как средство эмоц. разрядки.

11) Каждый четко знает свои и чужие обязанности.

(просто для дополнения «картинки», нарисованной Боуэном)

Если с ДС все понятно, то с определением ЗС всегда есть проблемы. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Признаки ЗС, которые признаются большинством специалистов. Итак, супруги:

- слушают друг друга

- имеют собственные чувства и мысли

- обмениваются своими мыслями и приходят к согласию

- спрашивают друг друга, прежде чем принимать решение

- без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом

- приспосабливаются друг к другу

- борются за то, что "правильно" и "хорошо" для каждого из них

- начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход

- делятся своей болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, разнообразными потребностями и желаниями

- умеют принимать "да" с благодарностью, а "нет" - легко и без обиды

- переходят от одних переживаний к другим без "торможения"

- отказываются от того, что невыполнимо

- смеются над собой

- влияют друг на друга

- поддерживают интересы и проекты друг друга

- гордятся достижениями друг друга или сострадают неудачам

- уважают суверенитет друг друга и в тоже время приходят на помощь, если кто-то испытывает боль

- помнят о проблемах другого, когда они принимают серьезный оборот

- терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.

89. Структурные параметры семьи.В качестве структ.элементов семьи выделяют супружескую, родительскую, сиблинг. и индивид. подсистемы, представляющие собой локальные, дифференц. совокупности семейных ролей, кот. позволяют семье выполнять опред.функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Взаимоотношения между структурными элементами характеризуются след. параметрами (Черников):

Сплоченность (связь, эмоц.близость) – психол.расстояние между членами семьи. Используется для описания степени интенсивности отношений, при кот.члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое. Уровни сплоченности (типы семей): разобщенный, разделенный, связанный, запутанный.

Иерархия – характеризует отношения доминирования/подчинения в семье. Включает в себя хар-ки различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Наиболее типичное нарушение структуры семья – инверсия иерархии (перевернутая иерархия).

Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внеш.и внутрисемейной ситуации. Для эффект.функционирования необходимо оптим.сочетание внутрисем. изменений со способностью сохранять свои хар-ки стабильными.

Границы – исп.для описания взаимоотнош. между семьей и соц.окружением (внеш. границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутр.) Устанавливаются правилами, определяющими, кто к данной системе или подсистеме принадлежит и какова эта принадлежность. По степени проницаемости границы бывают жесткие (хорошо функционирующая семья), размытые и проницаемые (посл.две затрудняют развитие семьи и взросление ее членов, приводят к возникновению межпоколенных коалиций).

Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. В понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, соц.установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.

Роли микросистемного уровня:

- супружеские (муж, жена),

- детско-родительской подсистемы (мать, отец, сын, дочь),

- сиблинговой подсистемы (брат, сестра).

Роли макросистемного уровня:

- роли, обусловленные супружескими связями (свекор, теща, невестка, зять и проч.),

- роли, обусловленные кровным родством (бабушка, внук, двоюродный брат и проч.)

В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный х-р, отвечая след.требованиям:

- непротиворечивость совокупности ролей;

- выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при соблюдении баланса «индивид.потребности-потребности других членов семьи»;

- соответствие принятых ролей возможностям личности;

- способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.

90. Основные законы функционирования семьи.Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Хейли, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом. Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Дальше можно говорить о жизненном цикле семьи – по крайней мере, в литературе в главах о законах функционирования семьи непременно об этом упоминается.

91. Семья как соц. система.Семья (С) - один из наиболее древних и значимых соц. институтов. Именно С признаётся всеми исследователями осн. носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в С человек обучается соц. ролям, получает основы образования, навыки поведения. В любом обществе С имеет двойственный х-р. С одной стороны, это соц. институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих эконом., полит., религ. отношений и одновременно - относительная самостоятельность. Семья — ячейка (малая соц. группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отноше­ниях между мужем и женой, роди­телями и детьми, братьями и сестра­ми, и другими родственниками, живу­щими вместе и ведущими общее хо­зяйство (Соловьев). Важнейшими хар-ми С являются ее струк­тура, функции и динамика.

Структура (Личко, и на лекции Васьковская давала такую же классификацию):

- полная семья (есть мать и отец);

- неполная семья (есть только мать или отец);

- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Типы семейных структур:

Tpaдuцuoннaя - cyщecтвoвaниe пoд oднoй кpышeй минимyм тpex пoкoлeний, и poль лидepa oтвoдитcя cтapшeмy мyжчинe. Хapaктepны: a) экoнoм. зaвиcимocть жeнщины oт сyпpyгa; б) фyнкциoнaльнo чeткoe paздeлeниe cфep ceмeйнoй жизни и зaкpeплeниe мyжcкиx и жeнcкиx oбязаннocтeй (мyж-кopмилeц, жeнa-xoзяйкa); в) пpизнaниe безycлoвнoгo пpиopитeтa мyжчины в вoпpocax ceмeйнoгo глaвeнcтвa.

Неmpaдuцuoннaя - coxpaняютcя тpaдиц. ycтaнoвки нa мyжcкoe лидepcтвo и paзгpaничeниe мyжcкиx и жeнcкиx ceмeйныx oбязaннocтeй, нo в oтличиe oт ceмeй пepвoгo типa бeз дocтaтoчныx нa тo oбъeктивныx экoнoм. ocнoвaний.

Эгалиmapнaя ceмья. Характерны: a) cпpaвeдливoe, пpoпopциoнaльнoe дeлeниe дoмaшниx oбязaннocтeй мeждy члeнaми ceмьи, взaимoзaмeняeмocть cyпpyгoв в peшeнии бытoвыx проблeм (тaк нaзывaeмaя «poлeвaя cиммeтpия»); б) oбсуждeниe ocнoвныx пpoблeм и coвмecтнoe пpинятиe важныx для ceмьи peшeний; в) эмoциoнaльнaя нacыщеннocть oтнoшeний.

Функции. Сфера жизне­деятельности семьи, непосредствен­но связанная с удовлетворением оп­ределенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

1) Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивид. потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. С обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготов­ку новых членов общества;

2) Хозяйственно-бытовая – удовл.матер. потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содей­ствие сохранению их здоровья. Обеспечивается восстановление затраченных в труде физ.сил;

3) Эмоц.— удовлетворение ее членами потреб­ностей в симпатии, уважении, приз­нании, эмоц. поддержке, психол. защите. Обеспечивает эмоц. стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

4) Духовного общения — удовл. потреб­ностей в совместном проведении до­суга, взаимном духовном обогаще­нии; играет значительную роль в ду­ховном развитии членов общества.

5) Первичного соц. контроля — обеспечение выполнения соц. норм членами семьи;

6) сексуально-эротическая— удовл. секс.-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важ­но, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротиче­ского поведения членов семьи, обес­печивая биологическое воспроиз­водство общества.

С течением времени происходят из­менения в функциях семьи: одни ут­рачиваются, другие изменяются в со­ответствии с новыми соц. условиями. Современная семья в на­шем обществе уже не выполняет та­кой функции, как приумножение и пе­редача по наследству частной соб­ственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпи­мости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супруже­ским изменам и т. п.). Развод пере­стал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоц., духовного общения, сексуально-эроти­ческая, воспитательная. Брак все бо­лее рассматривается как союз, осно­ванный на эмоц. связях, а не на хозяйственно-материальных.

Динамика. Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений зна­чительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы вы­деления основных этапов жизненного цикла. (см.ответы ниже о жизненных циклах)

92. Критические периоды в развитии семьи: хроника и осложнения.Подходы к описанию семейных кризисов: первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. Кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла и называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер, Юстицкис). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи:

1 кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.

2 - начало освоения ребенком человеческой речи.

3- ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

4 - ребенок вступает в подростковый возраст.

5 - ребенок становится взрослым и покидает дом.

6 - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

7 - наступление климакса в жизни женщины.

8 - уменьшение сексуальной активности мужчин.

9 - родители становятся бабушками и дедушками.

10 - умирает один из супругов.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе эксперим. исследований. Так, Плзак (да, такая фамилия) описал два критических периода в развитии супружеских отношений:

а) первый наступает между 3 и 7 годом супруж. жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют факторы: исчезновение романт. настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отриц. эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризис может возникнуть и без влияния каких-либо внеш. факторов, обусловливающих бытовое и эконом. положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патолог.черт личности у одного из супругов,

б) второй наступает примерно между 17 и 25 годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоц. неустойчивости, появлением страхов, различных сомат. жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоц. зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных измен мужа.

Есть мнение, что первый кризисный период связан с изменением образа партнера, а именно — с понижением его психологического статуса. Второй - вызван психол. усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

93. Кризис семейной жизни и его последствия.В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Хейли «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного нормативного кризиса. В моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»)

Период ухаживания. Задачи:

1. Формирование идентичности.

2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоц. и фин. независимости от родителей.

3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.

Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств. Задача - адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу:

1. Установление внутр. границ семьи и границ общения с друзьями, родней.

2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности.

4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности.

5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация).

6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества

Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой ценности. Задачи:

1. Уход за маленьким ребенком.

2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка.

3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком.

4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета.

5. Согласование личных и семейных целей

Наши рекомендации