Анализ психологических текстов
Ознакомьтесь с содержанием параграфа "Формирование характера" книги "Общая психология" А.Г. Маклакова [12, с. 579-581] и охарактеризуйте особенности формирования характера школьников по предложенной схеме.
Формирование характера школьников | |||
Общие тенденции развития характера | Содержательные характеристики характера | ||
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Старший школьный возраст | |
Психологическая диагностика
Используя методику Шмишека [Приложение 1, с. 113], изучите степень выраженности акцентуаций характера и сделайте выводы об индивидуальных особенностях своего характера.
Тематика рефератов
- Самовоспитание характера.
- Донаучные учения о характере - гороскопы.
- Характер и почерк.
- Психогеометрическая типология характера.
СПОСОБНОСТИ
Литература: 2, 3, 7, 9, 11-16, 18- 20, 22
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие способностей.
2. Основные характеристики способностей.
3. Способности и задатки.
4. Виды способностей.
5. Уровни способностей.
6. Развитие способностей у школьников.
Требования к компетентности:
- знать психологическую сущность способностей;
- уметь определять и соотносить понятия: "способность", "одаренность", "талант", "задатки";
- уметь определять виды способностей;
- уметь создавать условия для развития способностей учащихся.
Тестовый контроль
1. Способности - это:
а) индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-либо вида деятельности;
б) индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности, обеспечивающие успех ее выполнения и легкость овладения ею;
в) психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают легкость и быстроту их приобретения;
г) все ответы правильные.
2. Показателем способностей является:
а) темп продвижения в овладении деятельностью;
б) широта переноса формирующихся психических качеств;
в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности;
г) все ответы правильные.
3. Характеристика способностей, показывающая, в какой мере способен человек выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими:
а) количественная;
б) качественная;
в) компенсаторная;
г) правильных ответов нет.
4. Генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей:
а) рефлексы;
б) инстинкты;
в) задатки;
г) правильных ответов нет.
5. Индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности:
а) общие способности;
б) специальные способности;
в) компенсаторные способности;
г) правильных ответов нет.
6. Система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности:
а) общие способности;
б) специальные способности;
в) компенсаторные способности;
г) правильных ответов нет.
7. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, обусловленная наличием множества задатков к развитию разнообразных способностей:
а) одаренность;
б) талант;
в) гениальность;
г) правильных ответов нет.
8. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области:
а) одаренность;
б) талант;
в) гениальность;
г) правильных ответов нет.
9. Условия развития способностей:
а) творческий характер деятельности;
б) оптимальный уровень трудности для исполнения;
в) высокая мотивация и положительный настрой в ходе деятельности;
г) все ответы правильные.
10 . Уровень развития способностей, обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью:
а) творческий;
б) достаточный;
в) репродуктивный;
г) правильных ответов нет.