В этой игре объединены разработка стратегии, командная работа и удовольствие
- 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Вам понадобятся хула-хуп и секундомер.
1. При желании перед началом игры Вы можете процитировать знаменитую строку из Нового Завета: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». Обратите внимание не на философский смысл фразы, а на контраст «верблюд-угольное ушко». Вспомните другие труднопроходимые места (горный завал, узкий проходи т. п.). Задайте коварный вопрос: что объединяет все эти узкие места? Ответ: мы должны скрючиться, согнуться и пройти сквозь «угольное ушко», то есть приспособиться к проблеме. Другими словами, мы должны изменить свое поведение. Проблемы, собственно, остаются теми же самыми...
2. Группа выстраивается в круг, каждый протягивает руки своим соседям. Хула-хуп нужно разместить так, чтобы руки двух игроков прошли сквозь обруч.
3. Расскажите о цели игры. Хула-хуп должен «путешествовать» по кругу, причем группа решает, в каком направлении происходит движение — по ходу часовой стрелки или против нее. Каждый участник должен «пройти» сквозь обруч, переместив его с одной руки на другую. Обруч должен вернуться на то же самое место, откуда стартовал. Внимательно наблюдайте за соблюдением следующего правила: при выполнении задания игроки не должны разрывать рук. Игроки могут помогать друг другу, но руки при этом все равно отпускать нельзя.
4. Дайте группе время на то, чтобы придумать, как решить данную задачу.
5. После первой пробной попытки группа обсуждает свою стратегию. Какие возникли проблемы? Что можно сделать, чтобы следующая попытка была более удачной?
6. Теперь группа должна поставить себе определенную цель: решить, как быстро хула-хуп должен совершить один оборот по кругу, и постараться уложиться в это время. (Это очень хорошее «мини-упражнение» на нахождение решения.) Группа пытается добиться достижения поставленной цели. Ведущий следит за временем.
7. Прекрасно, если игроки смогут сразу достичь цели; если же нет, то группа изменяет цель и делает третью попытку.
Ноев ковчег
Как угадать и изобразить зверя? - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Напишите на карточках названия животных {по одному названию на каждой). Животныедолжны составлять пары, поэтому к названию каждого животного должна быть парная карточка: «слон»-«слониха», «ко-была»-«жеребец», «кошка»-«кот», «баран»-«овца», «бык»-«корова» и т. д. На карточках могут быть указаны и названия птиц, насекомых, рептилий. Не исключена и человеческая пара (к всеобщему удивлению, угадать ее очень трудно). Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Объясните участникам, что эта игра потребует от них максимального проявления актерских способностей: придется задействовать и мимику, и язык жестов, и пантомиму. Единственное, чего нельзя делать во время игры, так это произносить звуки.
2. Раздайте карточки с названиями зверей, но не говорите игрокам, что где-то рядом находится их пара.
3. Дайте сигнал, по которому все одновременно «превращаются» в зверей, указанных на карточке. При этом надо учесть как можно больше характерных деталей: крылья и хвост, типичные движения, манеру сидеть или стоять и т. д.
4. Когда каждый освоится в новой роли, предложите участникам продемонстрировать следующее: звери просыпаются и потягиваются после сна. Это долгий процесс или же все происходит молниеносно? Как готовятся звери к начинающемуся дню? На выполнение задания отводится 2 минуты.
5. Следующий этап: звери голодны. Каждый должен продемонстрировать, как ведет себя зверь, когда он голоден. Как проявляется голод у данного зверя — напрямую или лишь косвенно, зверь становится агрессивным, начинает охоту и т. П.? На выполнение этого задания отводится 3 минуты.
6. Игра продолжается: теперь звери испытывают жажду. Как они пьют? Большими глотками или маленькими глоточками? Сконцентрированы ли они полностью на этом или попутно наблюдают за окружающими? На выполнение задания отводится 1 минута.
7. Теперь участники игры должны показать, что изображаемые ими звери готовы к борьбе. Они демонстрируют свой собственный специфический тип агрессии, защиты, нападения, не вступая в настоящую борьбу друг с другом. На выполнение задания отводится 3 минуты.
8. Очередной этап: звери устали и идут спать. Как они спят? Сидя, стоя, лежа? В норе, на ветке? На выполнение задания отводится 2 минуты.
9. Звери снова просыпаются и ищут своего партнера: жеребец — кобы-
лу, кошка — кота и т. д. Напомните участникам, что они не должны
прекращать представлять зверя выразительно, иначе будет очень слож-
но найти пару. На выполнение задания отводится 5 минут.
10. Когда два зверя решат, что нашли друг друга, они играют «любовную сцену», в которой пытаются добиться благосклонности партнера, конечно же, в стиле их зверя. На выполнение задания отводится 5 минут.
11. В заключение партнеры отходят в сторону, чтобы шепотом сообщить друг другу, какого зверя они представляли. Важно, чтобы при этом остальные участники не узнали, о каких зверях идет здесь речь.
12. Пары собираются в круг. Говорить все еще нельзя. Каждая пара выходит в середину и еще раз играет «любовную сцену». Остальные участники должны отгадать, о каких зверях идет речь. Когда они уже уверены, что знают правильный ответ, то демонстрируют типичные «голоса» этих зверей: ржание лошади, мяуканье кота и т. д. Если игроки угадали правильно, пара уступает место следующей.
Римляне и арабы
Элегантная математическая загадка -15 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Длякаждой подгруппы понадобится одна копия материалов для игры «Римляне и арабы» (см. ниже) и несколько зубочисток.
1. Сообщите игрокам, что Вы хотите предложить им загадку, показывающую, как важно отбросить привычную схему мышления и выбраться из водоворота близких категорий.
2. Участники разбиваются на группы по четыре человека и садятся вокруг стопа. Дайте каждой подгруппе копию материала участника игры «Римляне и арабы» и по семь зубочисток. Не разговаривая друг с другом, участники должны попытаться отгадать загадку. Нужно найти правильное решение, передвинув одну-единственную зубочистку.
3. Когда подгруппа найдет решение, она показывает его ведущему. Теперь члены команды могут посмотреть, как другие подгруппы решают задачу, если только это не будет мешать остальным участникам.
Замечания
Решение проблемы требует, чтобы участники вышли за пределы той системы счисления, в которой сформулировано задание (по идее в этом им должно помочь название игры). Задача оформлена римскими цифрами. Каждый ребенок знает, что семь не равно единице. Чтобы получить корректное равенство, нужно сформулировать его в другом цифровом исчислении, а именно при помощи арабских цифр и математического символа. Тогда у нас получается совершенно неуязвимое равенство: корень из 1 = 1.
£ЪМатериал для игры «Римляне и арабы»
Сначала положите перед собой семь зубочисток так, как показано на рисунке, и попытайтесь сделать из неправильного равенства верное. При этом для выполнения задания нужно передвинуть только одну зубочистку! Обратите внимание на название игры, это поможет найти правильное решение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5
1. МАГИЯ НАШЕГО ИМЕНИ
Рукопожатие или поклон............................................................................... 16
Поздоровайся локтями.................................................................................... 17
Добрый день, шалом, салют!.......................................................................... 18
Застольная беседа........................................................................................... 20
Круг имен.......................................................................................................... 21
Это мое имя...................................................................................................... 22
Обмен местами ............................................................................................... 23
Рукопожатие..................................................................................................... 24
Имя и эпитет..................................................................................................... 25
Имена, имена................................................................................................... 26
Как я себя чувствую......................................................................................... 27
Выдуманные истории...................................................................................... 28
Кроссворд ......................................................................................................... 29
Имя как оракул................................................................................................ 30
Крик................................................................................................................... 32
Имя на ушко..................................................................................................... 34
Я — это я!........................................................................................................... 35
Перевернутое имя........................................................................................... 36
Телеграмма....................................................................................................... 37
А ты кто?............................................................................................................ 38
Джаз................................................................................................................... 39
Летающие имена............................................................................................. 40
Поймай!............................................................................................................. 41
Волейбол .......................................................................................................... 42
Ахой!................................................................................................................... 43
Удержи полет .................................................................................................. 44
Быть в центре................................................................................................... 45
Тост за группу................................................................................................... 46
Темп! ................................................................................................................. 47
Опустить занавес.............................................................................................. 48
Кто это? .............................................................................................................. 50
2. ЗНАКОМИМСЯ ДРУГ С ДРУГОМ
Пишем, как Агата Кристи............................................................................... 52
Угадай, о ком идет речь................................................................................... 53
Представление с чужих слов.......................................................................... 54
Часы.................................................................................................................... 55
Вопросы ведущему........................................................................................... 56
Журналисты....................................................................................................... 57
Числа моей жизни........................................................................................... 58
Солнце светит для тех, кто.............................................................................. 59
Кто родился в мае............................................................................................. 60
Четыре угла — четыре выбора....................................................................... 62
Сменяющиеся команды................................................................................... 64
Правда или ложь? ........................................................................................... бб
Каким я тебя вижу............................................................................................ 67
Автопортрет....................................................................................................... 68
С головы до пят................................................................................................. 69
Эпитеты.............................................................................................................. 70
Три вопроса........................................................................................................ 71
Уникальность каждого.................................................................................... 72
Учимся ценить индивидуальность ............................................................... 73
Марка ................................................................................................................. 74
Рекламный ролик............................................................................................. 75
Заголовки, только заголовки!......................................................................... 76
Три предмета..................................................................................................... 77
Метафоры .......................................................................................................... 78
Всякая всячина.................................................................................................. 79
Панно.................................................................................................................. 80
Категории.......................................................................................................... 81
Сходства и различия........................................................................................ 82
Найди сходство.................................................................................................. 83
Пристрастия....................................................................................................... 84
Концентрические круги .................................................................................. 85
«Поиск сокровищ»............................................................................................. 86
Бинго! ................................................................................................................ 88
Мы оба................................................................................................................ 90
Место на шкапе................................................................................................ 91
Разговор в двойном кругу............................................................................... 92
Настойчивый репортер................................................................................... 93
Направленное интервью ............................................................................... 94
Это знает только мисс Марпл ....................................................................... 96
Откровенный разговор.................................................................................... 98
3. ИГРЫ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ
Сверхновая звезда ......................................................................................... 100
Все выше!......................................................................................................... 101
«Эрудит»........................................................................................................... 102
Да!..................................................................................................................... 104
Японская бабочка .......................................................................................... 106
Эники-беники................................................................................................. 107
Поговорим! ..................................................................................................... 108
Скажи мне пять слов..................................................................................... 110
Рисуем по подсказке...................................................................................... 112
Воображаемый мяч ....................................................................................... 114
Танец рук......................................................................................................... 116
Секреты............................................................................................................ 118
Покажи свою руку.......................................................................................... 119
Отражение ...................................................................................................... 120
Спиной к спине.............................................................................................. 121
«Картина» на спине........................................................................................ 122
Телефакс.......................................................................................................... 123
Эхо..................................................................................................................... 124
А теперь я......................................................................................................... 125
Супердиалог.................................................................................................... 126
Считаем до двадцати...................................................................................... 128
Синхронное движение.................................................................................. 129
Новый порядок................................................................................................ 130
Перетягивание каната................................................................................... 131
Сложите шерстяное одеяло.......................................................................... 132
Бабушкины ключи......................................................................................... 133
Машина с характером.................................................................................... 134
Передача ритма.............................................................................................. 136
4. РАССКАЗЫВАЕМ ИСТОРИИ
Автобиография по эпохам ............................................................................. 138
Биография за две минуты.............................................................................. 139
Представь себя другим................................................................................... 140
Сильные чувства............................................................................................. 141
Мемориал......................................................................................................... 142
Воспоминания детства................................................................................... 143
Юноша с саксофоном...................................................................................... 144
Любопытная история...................................................................................... 145
Конверт............................................................................................................. 146
К счастью... к сожалению............................................................................... 147
Рассказываем вместе...................................................................................... 148
Пинг-понг......................................................................................................... 150
Фоторепортаж.................................................................................................. 151
Слово, сказанное вовремя............................................................................. 152
Соавторы........................................................................................................... 154
Почти детективная история........................................................................... 156
Детективная история...................................................................................... 158
Паузы ................................................................................................................ 160
5. СТАТЬ ПРИНЯТЫМ И ПРИЗНАННЫМ
Дзэн-прогулка.................................................................................................. 162
Жонглирование в группе............................................................................... 164
«Бег рук»........................................................................................................... 165
Помогите! ........................................................................................................ 166
Абстрактные картинки.................................................................................... 168
Сидим без стула.............................................................................................. 170
Я падаю!............................................................................................................ 171
Палатка на пятерых........................................................................................ 172
Тигр, мышь и слон.......................................................................................... 174
Тройка............................................................................................................... 175
Рулетка имен................................................................................................... 176
Пустите корни.................................................................................................. 177
Я тоже! .............................................................................................................. 178
Выглядим комично......................................................................................... 179
Различия, которые объединяют.................................................................... 180
А вы когда-нибудь.......................................................................................... 184
Театральные лица ......................................................................................... 188
Эксцентрические движения......................................................................... 189
Прекрасно, что ты здесь................................................................................. 190
Учимся понимать друг друга........................................................................ 192
Премьера ......................................................................................................... 133
Дружеские трио.............................................................................................. 194
Правда и вымысел.......................................................................................... 196
Комментарии.................................................................................................. 197
Мой вклад........................................................................................................ 198
Привлекательная группа.............................................................................. 200
Пишем гимн ................................................................................................... 202
Подарки............................................................................................................ 204
Десять вопросов ............................................................................................. 206
6. ДОВЕРИЕ ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ
Куда мы хотим пойти?................................................................................... 208
Летний дождь................................................................................................. 209
Иди ко мне....................................................................................................... 210
Рукопожатие вслепую.................................................................................... 211
Дистантное управление................................................................................ 212
Идем вслепую.................................................................................................. 213
Автомобиль...................................................................................................... 214
Минное поле................................................................................................... 216
Круг доверия.................................................................................................... 218
Образуйте круг................................................................................................ 219
Руки ................................................................................................................. 220
Кто сказал «Ах!»?............................................................................................ 221
Еще раз, Сэм! ................................................................................................. 222
Превращение кобры...................................................................................... 224
Займи свое место!........................................................................................... 226
Магнит.............................................................................................................. 227
Два ряда........................................................................................................... 228
«Слепой» слалом............................................................................................ 229
Отгадываем предметы................................................................................... 230
Победа в трех забегах.................................................................................... 231
Квадратура круга............................................................................................ 232
Поддерживаем друг друга............................................................................. 233
Найдите равновесие в круге.......................................................................... 234
Большие шаги................................................................................................. 235
Волна................................................................................................................ 236
Приманивание................................................................................................ 238
Одиссея............................................................................................................. 240
Качели............................................................................................................... 242
Мастер............................................................................................................... 243
Тест на доверие................................................................................................ 244
7. СОЗДАДИМ БЛАГОПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ УЧЕБЫ
Дух группы....................................................................................................... 246
Профиль группы.............................................................................................. 248
Станьте любознательными............................................................................ 249
Зачем мне нужна эта группа?....................................................................... 250
Билет................................................................................................................. 251
Рецепт хорошей группы................................................................................. 252
Поучительные истории ................................................................................. 254
Союзник............................................................................................................ 255
Опыт и знание................................................................................................. 256
Важные вопросы............................................................................................. 257
Калейдоскоп.................................................................................................... 258
Нарисуй свое тело........................................................................................... 261
Умеешь ли ты наблюдать?............................................................................. 262
Кто ты? ............................................................................................................. 263
Окуляр.............................................................................................................. 264
Доска объявлений........................................................................................... 265
Переход границ............................................................................................... 266
Карусель........................................................................................................... 268
Протянуть руку................................................................................................ 269
Пионербол........................................................................................................ 270
Колесо жизни.................................................................................................. 271
Лицензия на обучение .................................................................................. 272
Духовность ...................................................................................................... 274
Это я!.................................................................................................................. 276
Мгновенная характеристика......................................................................... 277
Личные реакции.............................................................................................. 278
Завершите предложение ............................................................................. 280
Рубежи ............................................................................................................ 282
8. ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
Это тяжело!...................................................................................................... 28i
Яблоко.............................................................................................................. 286
Творческий беспорядок.................................................................................. 290
Увидеть связи.................................................................................................. 291
Внутри и снаружи.......................................................................................... 294
Сама по себе.................................................................................................... 296
Говорим одновременно................................................................................. 297
Ревность........................................................................................................... 298
Спрятанные учебники................................................................................... 300
Измени себя..................................................................................................... 302
Это не веревка................................................................................................. 30'1
Бережливая жена-бережливый муж.......................................................... 305
Переправа........................................................................................................ 306
Сочиняем вместе............................................................................................ 308
Что ты делаешь? ............................................................................................ 31^
Подарок Микеланджело................................................................................ 312
Спасатель и преследователь........................................................................ 313
Гордиев узел................................................................................................... 314
Многоугольник в тумане ............................................................................. 316
Пройти сквозь угольное ушко...................................................................... 318
Ноев ковчег..................................................................................................... 320
Римляне и арабы............................................................................................ 322
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
Центра социально-психологической адаптации
детей и подростков
-BBBB=sssss_mss=-= "ГЕНЕЗИС" ——^--------------------- =