Язык волос и необходимость декорации 3 страница
несколько раз, то в конце концов один из них, более смелый, уже не отводит своего взгляда. А тут уж недалеко и до улыбки.
Иная техника симулированного блуждающего взгляда предполагает, что две особы уже знакомы и одна из них не прочь пофлиртовать. Взглядом полным интереса и восхищения она "пожирает" адресата. Если такому взгляду сопутствует ярко выраженное в глазах желание, то он производит впечатление наглого разглядывателя — разве что разглядываемый отвечает взаимной заинтересованностью. Если вы хотите, чтобы ваш взгляд был заинтересованным, не имея ни малейшего намека на эротику, смотрите в глаза своему визави спокойно, мысленно отвечая на вопросы: "Какого цвета у него радужная оболочка? Многоцветна или одноцветна она? А может быть, она'в крапинку? Образует ли она полный видимый круг?" Если при этом вы в соответствующих моментах будете кивать головой, то ваш собеседник почувствует, что его оценили по достоинству и поняли. Не следует забывать о том, что в такие минуты надо дышать верхней частью грудной клетки.
Действительно ли кто-то доброжелателен по отношению к вам, вы легко проверите при помощи наблюдательности, — по изменению цвета глаз. При негативных чувствах радужная оболочка темнеет, при позитивных — светлеет. К негативным чувствам мы относим физическую и моральную боль, страх, злость, гнев. Позитивные чувства проявляются в виде радости, одухотворенности, доброты, сердечности, любви. В этом случае глаза могут блестеть или же "светиться"" изнутри. Пример — глаза детей, стоящих у новогодней елки. У людей, живущих в полной гармонии с собой, людей довольных, уравновешенных всегда такой взгляд. В свою очередь, это иногда приводит к некоторым недоразумениям, т. к. люди, на которых устремится такой ясный взгляд, думают, что именно они причина такой радости. И только по прошествии времени они понимают, что человек с такими счастливыми глазами на все смотрит, как влюбленный.
Мы не считаем необходимым приводить здесь другие типы выражений глаз, так как в этом вам поможет разобраться ваш врожденный механизм анализа. Кроме того, очень многие понятия из области типологии своим происхождением обязаны скорее беллетристике, нежели психологии.
Очень многие по выражению глаз пытаются установить, насколько умен интересующий их человек. Но несмотря на то, что мы в принципе располагаем необходимыми знаниями о сущности интеллекта, ученые-психологи все еще ведут спор о способах его измерения. Человек, глядящий на мир чистыми, ясными глазами, конечно же, может быть умен, но не обязательно. В то время, как рассеянный мечтательный взгляд может быть свойственен гениальному поэту, который общается с другими мирами. А кто-то очень способный, талантливый может иметь тупой и тяжелый взгляд, т. к. он в данный момент устал, у него депрессия или он страдает от мигрени. По взгляду нельзя оценить степень интеллекта, но вполне возможно определить быстроту умственных или эмоциональных реакций. Кто-то очень проворный реагирует быстро, но что толку, если он делает неверные выводы.
Взгляд умного человека (т. е. человека очень "спокойного \ эмоционально и духовно) производит впечатление немного сонного. Ему необходимо время для обдумывания и исполнения, а его глаза не блестят даже тогда, когда он достигнет своей цели. В таких случаях он может думать нечто вроде: "Зачем перенапрягаться?" или "Этого и следовало ожидать".
Конечно, степень ума по глазам не определишь, но все же умный человек использует свои глаза более осознанно, нежели человек со средними и слабыми способностями; прежде всего — чтобы наблюдать и положительно влиять на окружающих.
Во время одного из экспериментов со скрытой камерой каждый из участников разговаривал с другим в течение 2 минут, затем менял партнера и т. д. В это время камера фиксировала количество и продолжительность зрительного контакта. В конце участники должны были назвать человека, который
показался им наиболее симпатичным. Это всегда оказывался тот человек, с которым у них устанавливался наиболее продолжительный зрительный контакт.
ЯЗЫК НОСА
Люди, очень привередливые, часто сдвигают кожу на носу, в результате чего возникают поперечные морщинки у корня носа, у некоторых — периодически, у других — постоянно. Психолог назовет это носом знатока. Мышца, управляющая такой мимикой, приподнимает одновременно крылья носа и верхнюю губу, что в свою очередь приводит к образованию двух складок между носом и губами. Такая мимика наблюдается даже у детей, например, если им что-то кажется невкусным или надоедают нравоучения родителей. Крылья носа тесно связаны с эмоциональной стороной жизни человека и прежде всего с его сексуальной сферой, в чем легко убедиться на примере некоторых животных, например, обезьян, лошадей и собак. Крылья носа раздуваются и трепещут в состоянии сексуального возбуждения или агрессии, поэтому иногда возникает впечатление, что кто-то пыхтит от злости. Даже менее яркие эмоциональные состояния способны заставить крылья носа трепетать. У многих людей, способных контролировать свои эмоции, только лишь по этим движениям крыльев носа можно распознать состояние внутреннего возбуждения.
"Медные" носы украшают преимущественно лица„закоренелых любителей вина или людей, долгое время употреблявших в пищу слишком много устриц. Врачу, возможно, интересно было бы взглянуть на печень таких людей.
Носы очень большие или с искривлениями вследствие несчастных случаев, могут характеризовать людей с психическими нарушениями, особенно если эти люди по своей природе впечатлительны. С другой стороны, по утверждениям пластических хирургов, пациенты в некоторых случаях остаются недовольны результатами даже очень успешной операции. Это позволяет предположить, что длительное психическое страда-
ние оставляет стойкий след, от которого не спасает даже скальпель.
язык рта
Рот не только производит огромные тома слов. но и посылает сигналы, иногда противоречащие этим словам. Однако так же, как и при интерпретации других элементов лица, здесь следует сохранять предельную осторожность. Так, например, слегка приоткрытый рот может указывать на затрудненное дыхание или же на то, что кто-то внимательно прислушивается к чьим-то словам. Также это может характеризовать человека, которому всегда трудно понимать чужую речь.
Не подлежит сомнению, что нижняя губа увеличивается при сексуальном возбуждении. Также этому сопутствует вибрация или по крайней мере легкое набухание ноздрей. Нижнюю губу мы также выпячиваем в знак протеста, а также агрессивно приподнимаем подбородок. Некоторые в подобном состоянии опускают голову, как разъяренный бык. Когда мы выпячиваем нижнюю губу, одновременно напрягая подбородок, то выражаем наше разочарование или гнев. Поскольку выпячивание губ не имеет ничего общего с выражением восторга и мы не сжимаем губы при поцелуе, то оно обычно выражает отсутствие понимания, отказ.
Как реакция на неожиданное событие, рот широко открывается. Если же такая мимика появляется с опозданием, то может быть притворной. Широко открытый и напряженный рот означает страх, ужас, реакцию на угрозу. Это сопровождается наморщиванием лба. У того, кто рассказывает о чем-то страшном, эти признаки появляются незадолго до решающего момента рассказа. Если он действительно пережил это, то его мимика проявится внезапно и тотчас же. В случае опоздания его можно заподозрить в обмане. Когда мы сознательно опускаем уголки губ вниз, то дополнительно приводим в движение мышцы подбородка. Когда же мы искренне переживаем грусть или озабоченность, то это происходит несознательно. Человека подавлен-
пого или депрессивного можно узнать по опущенным уголкам
губ и слегка напряженной улыбке, которая призвана скрыть его состояние.
Когда мы, предварительно настроившись эмоционально, произносим: "Именно сейчас!", то выдвигаем губы. Когда хотим скрыть нашу решительность — сжимаем губы. Энергично сжатый рот говорит как о нежелании принимать информацию, так и делиться ею с кем-либо. Так возникает так называемая жесткая верхняя губа, которую англичане называют stiff upperlip. При частом использовании такой мимики губы надвигаются на зубы таким образом, что можно себя укусить. Жесткая верхняя губа означает холодную решимость, граничащую с суровостью. О подобном свидетельствует выдвинутый вперед язык. независимо от того, старается ли его обладатель таким способом скрыть боль или достичь чего-то, что требует усилия. Возможно, он решил не сдаваться и отстаивать свое положение. Жесткая нижняя губа может быть признаком гордости или чувства собственного превосходства.
Если вам встретится человек, чья верхняя губа часто или постоянно жестка, это также может означать, что у него просто плохие зубы, которые он прикрывает губой. Такие губы могут остаться у него надолго, даже если он сделает коррекцию зубного ряда. решительно сжитые губы могут быть проявлением кратковременного несогласия или усилия, у людей не слишком разговорчивых такое положение губ может преобладать. В таких случаях речь может идти не столько о молчаливости, сколько о преимущественном избегании новых знакомств и контактов вообще. Сжатые губы с опущенными уголками чаще всего бывают у людей слишком впечатлительных, пессимистов "не от мира сего", у людей упрямых.
Если, сжимая губы, мы еще и закусываем их, то почти полностью отгораживаемся от мира. Такие постоянно сжатые губы мы наблюдаем у людей разочарованных в жизни, мучимых какой-то неразрешенной проблемой; если же такая мимика появ-
ляется на краткое время — то характеризует человека в состоянии ярости, который старается сдержать свой гнев.
Выразительно сжатые губы могут быть проявлением краткого несогласия или усилия; у людей молчаливых такое положение губ может преобладать. В таких случаях речь может идти не столько о молчаливости, сколько о преимущественном избегании контактов. Такие сжатые губы мы наблюдаем у людей разочарованных в жизни, мучимых какой-то неразрешенной проблемой; если же такая мимика кратко-временна, то характеризует человека в состоянии ярости, который старается сдержать свой гнев.
Некоторые при письме шевелят губами, как будто проговаривают записываемые слова. Это наблюдается у людей неопытных в письме и у моторных типов, т. е- у тех, кто должен записать слово или имя, чтобы его запомнить,
Возможно, многие из вас вздрогнули бы всем телом, произнося одну из фраз: "Я в самом деле ничего не понимаю!", "Я не хочу иметь с этим ничего общего'" или "Брр! Как это отвратительно!"
В микроварианте мы в таком случае используем одни губы, но это имеет такое же значение в данной ситуации, как если бы мы вздрагивали всем телом. Такое движение мы делаем губами, если хотим сменить тему разговора или "переключиться" на другой канал восприятия, например — с зрительного на кинестетический. Так же поступит человек, который мысленно был где-то далеко и, "отряхиваясь" от легкого транса, возвращается в "здесь и сейчас".
Облизывание губ может иметь следующие причины:
• они сухие и шелушатся
• человек раздумывает над чем-то, что, по его мнению, не было, не есть, и вполне возможно —- не будет так уж плохо.
Обкусывание губ — это признак напряженных раздумий,
которые однако не привели к решению проблемы или принятию решения.
Большинство людей способны лучше контролировать свои глаза, чем выражение губ, которое в свою очередь способно сказать намного больше, чем глаза- Есть лишь одно условие, если вы хотите научиться интерпретировать мимику губ, — нужно быть очень-очень внимательным. К примеру, такая ситуация: ваш собеседник восторженно рассказывает о каком-то человеке или событии, и вдруг на какую-то долю секунды где-то в районе губ или даже только в нижней губе, или в уголках губ. промелькнет выражение разочарования. Иногда там же появляется еле уловимое впечатление, что человек вот-вот заплачет. Но даже этот неопровержимый признак может обозначать злорадство, пренебрежение, жесткую решимость в такой же степени, как и признание своей слабости. И вот уже губы принимают свое прежнее выражение и продолжают произносить восторженные слова. Такие противоречия мы называем инконгруэнтностями. И именно губы способны выразить большее число таких инколгруэлтлостей, чем другие органы.
Инконгруэнтности могут, но не во всех случаях, выражать имитацию, игру, притворство. Исключение они представляют в следующих случаях. Мы вполне в состоянии представить себе, что личность состоит как бы из нескольких человек. Для этого нам нет надобности даже прибегать к сравнениям с раздвоенным сознанием шизофреника- Один человек во мне подсказывает, что сейчас самое время встать и приготовиться к работе, а другой советует еще немного полежать. В другом случае тот первый дает мне понять, что я уже вполне сыт, а потому могу отказаться от десерта, а другой нашептывает очень убедительные подтверждения необходимости его съесть.
Большинство людей способны лучше контролировать свои глаза, чем выражение губ, которое в свою очередь способно сказать намного больше, чем глаза. При попытке интерпретации выражения губ необходимо однако настроиться на очень внимательное наблюдение: например, кто-то с восхищением рассказывает вам о каком-то человеке или событии, однако на долю секунды появляется разочарование, которое удается уловить в его губах. Иногда в области губ появляется сигнал, указывающий, что человеку хочется плакать.
Если мне трудно решить, отправиться ли мне в горы или в бассейн или же полежать немного на солнышке, тогда-то во мне и борются эти несколько "субличностей". А вот кто-то увлеченно рассказывает, как провел свой последний отпуск в Андах. Однако время от времени одна из его "субличностей" включает какую-либо негативную информацию, словно нашептывает: "Ну уж не преувеличивай! Далеко не все было так чудесно. Вспомни хотя бы эту отвратительнейшую вонь на рынке в Ла Паз..." Вы, конечно же, не узнаете, что на рынке в Ла Паз стояла вонь, что так не понравилось рассказчику, но во время его рассказа об этом эпизоде, вы заметите в его губах инконкруэнтность. В ответ на вопрос: "Было ли что-нибудь, что вам там не понравилось?" ваш собеседник скорее всего привел бы множество негативных примеров из южноамериканской действительности. Это могло бы выглядеть следующим образом:
"Конечно же, есть там и бедность, и грязь, но это мне не мешало". Если же все-таки докучало, то он вам солгал. А если он и в самом деле убежден, что это ему мешает, то, возможно, мы здесь имеем дело с подавлением: в его сознании не осталось и следа об этом негативном впечатлении, но тем не менее оно четко зафиксировалось в его подсознании.
Возможно, вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда ребенок рассказывал вам какую-нибудь чудесную историю, например, сказку. Вы хорошо помните его большие глаза, оживленный взгляд и необычную подвижность рта- Подобным образом энергичнее, чем это необходимо при разговоре, некоторые взрослые шевелят губами если считают, что их слова — самые важные, во всяком случае, важнее мнения их слушателей. Поскольку в этом случае форма и содержание находятся в явном противоречии, то есть, банальное содержание преподносится, как нечто в высшей степени оригинальное, то мы вправе предположить, что имеем дело с гордецом или эксцентриком, для которого важно лишь то, что исходит от него самого. Люди избранные, посвященные в магические науки, священники без призвания, часто подают приземленные вещи с пафосом и движениями губ, каких не постыдился бы даже декламатор какой-нибудь из од Улопстока. Некоторые вынуждены, рассказывая о чем-то, сильнее двигать губами только потому, что обычно говорят сквозь сжатые зубы, поэтому губы вынуждены выполнять функцию, которую несет обычно нижняя челюсть. Эту привычку называют "ленивый рот". Но иногда причиной может служить неуверенность, часто неосознаваемая, при высказывании мысли, которая могла бы быть опасна, так как выдала бы невежество говорящего. Другие люди "обходятся" определенным минимумом движений челюсти и рта, поэтому их речь невыразительна. Отметим однако, что здесь не имеется в виду разделение на литературный язык и диалект. Литературный язык может быть невыразителен и скучен, а на диалекте можно говорить, если хотите, очень выразительно. Тот, кто говорит невыразительно, не придает своим словам большого значения, сам того не подозревая. Это можно увидеть на примере профессиональных ораторов, к которым прежде всего относятся политики.
Одно из многих возможных определений человека могло бы быть следующим: улыбающееся животное. Смех означает освобождение от какого-то напряжения. Например, во время рассказа какой-нибудь смешной истории напряжение нараста-
ет до самого кульминационного момента. Как ранее отмечалось, при искреннем смехе мы сощуриваем веки и подтягиваем уголки губ. При фальшивой улыбке уголки остаются на средней линии губ, глаза не уменьшаются, а наоборот, иногда раскрываются шире, когда, например, мы притворяемся, что веселы или что искренне одобряем кого-то, кто в очередной раз рассказывает всем известную шутку.
Мы всегда смеемся на одну из гласных "а", "э", "и", "о", "у". Выбор гласной обуславливается поводом смеха и нашим к нему отношением (к этому поводу).
• Смех на"а"; наиболее открытый и искренний. Рот мы открываем широко, словно хотели бы всем показать свое горло — безо всякой подозрительности.
При искренней улыбке мы сощуриваем глаза и приподнимаем уголки губ. |
• Смех на "э".- звучит легко, немного насмешливо, бывает признаком некоторого высокомерия.
• Смех на "и"; внезапный вызовсмеха. Часто так смеется тот, кто смеется потихоньку, сам себе посмеивается.
• Смех на "о"; выражает недоумение, даже протест. Например, при восклицаниях "Хо, хо!" или "Ого!".
• Смех на "у"; так смеется человек, притворяющийся
изумленнымили испуганным.
Антропологи считают, что улыбка соответствует звериному оскалу, который впоследствии стал жестом выражения доверия, доброй воли, симпатии, готовности к перемирию, доб-
рожелательности. Улыбаясь от страха, мы только растягиваем губы, а улыбаясь из симпатии, слегка приподнимаем уголки губ вверх. Притворная улыбка сродни улыбке ужаса: мы растягиваем губы. не приподнимая уголков. Еще больше растянув губы, мы получим слащавую улыбочку подхалимов или же возвышенных душ. Приближено к улыбке плутовское выражение лица. Мы растягиваем губы, которые при этом остаются закрытыми, часто дополнительно сжимая их, как бы думая: "это чересчур красиво, чтобы выглядеть реальным". Плутоватое выражение мы принимаем в тех случаях, когда хотим улыбнуться из любезности, а также тогда, когда, осознавая наше преимущество, не хотим проявлять излишнее расположение.
Иногда плутоватое выражение может говорить о том, что мы внимательно прислушиваемся к выводам нашего собеседника, что вовсе не означает, что мы с ним согласны.
Насмешливая улыбка получается, если во время смеха мы
опускаем уголки губ. Неодобрение мы выражаем, асимметрично опуская уголки губ.
Оскал — это гримаса улыбки. Иногда бывает впечатление, что из растянутых уголков губ вот-вот покажется пена. Агрессивное оскаливание мы видим у людей разъяренных или у шутников, изображающих гнев.
О связи между строением зубов и психикой говорилось уже неединожды. Среди сотен утверждений есть множество не поддающихся проверке, а остальные — просто смешные домыслы дилетантов. Об одном можно высказаться однозначно: тот, кто на нашей географической широте не может похвастаться красивыми зубами, виноват в этом только сам. Ровные, белые, блестящие зубы — это большое счастье и тем большее, если его удалось "доносить" до глубокой старости. Но красивые зубы должны быть у каждого, кто намерен открыть рот. При виде человека, зубы которого не в порядке, мы можем предположить, что он панически боится дантиста. Мне вспоминается один рабочий — боец, который еженедельно убивал несколько быков и волов, кроме того, был боксером-любителем, а зубного вра-
ча боялся, как огня. Но в большинстве случаев причина все же — в небрежности, которая может перерасти в равнодушие и нарциссизм. Рискнув, можно даже предположить, что эти "зубные трусы" не слишком рьяно соблюдают гигиену других частей тела.
Серьезная коррекция зубного ряда стоит дорого, не смотря на всяческие услуги социального страхования. Но не говорит ли в пользу человека тот факт, что он вкладывает деньги. стараясь по возможности улучшить свой внешний вид? Он предпочитает иметь красивый рот, который везде сможет без стеснения открыть, чем дорогую мебель, автомобили или экзотические путешествия.
Замечателен тот факт, что в шоу-бизнесе нет людей с плохими зубами. Они знают этому цену. Чего не скажешь о некоторых политиках, которые могли бы найти таких же хороших дантистов, каких имеют специалистов по развлечениям...
Когда мы оказываемся в критической ситуации, которая представляет вызов для нас, мы часто закусываем не только губы, но и язык.
Младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь
движением языка. Эта привычка — в переносном смысле — сохраняется у нас до зрелости. Люди, решающие какую-то проблему или же желающие — вопреки всяким противоречиям — выстоять до конца, избежать поражения любой ценой, закусывают язык.
Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приеме. Ничто так ярко не свидетельствует о том, что показывание языка равнозначно отсутствию одобрения, как его провокационное и пренебрежительное высовывание изо рта.
ЯЗЫК ПОДБОРОДКА
Морда, рыло или клюв — это главный элемент головы животного. Орангутанги и шимпанзе — как наши ближайшие сородичи в животном мире — отличаются рылоподобным профилем. И только человек имеет подбородок. Сравнивая профиль человека с черепом высших млекопитающих в профиль, можно сказать, что рыло отступает по мере выдвижения вперед лба и мозга, что позволяет сделать вывод: чем более покат лоб и чем значительнее подбородок, тем выразительнее человеческое лицо. Если выдвижение вперед лба — это признак развитых умственных способностей у человека, то отступанию морды и формированию подбородка сопутствует утрата силы
животных инстинктов и развитие способности делать свободный выбор.
В другом разделе книги я даю больше информации на тему познавательно-психологической ценности формы подбородка. Массивный, выдвинутый вперед подбородок считается признаком сильной воли, что однако сложно подтвердить. Существует ли на самом деле сила воли — вопрос спорный. В следующих разделах — подробнее об этом.
Традиционно в народе сильно выдвинутый подбородок считается сладострастным, а маски, представляющие ведьм и дьявола, имеют скошенный подбородок.
Выдвинутый подбородок часто обусловлен неправильным строением нижней челюсти и в большинстве случаев связан со смещенным прикусом, т. е. при накусывании нижние трущие зубы оказываются впереди (во времена, когда довольно распространены были случаи рахита, на зываемого английской болезнью, было очень много примеров экстремальных нарушений прикуса — "убегающий" подбородок).
Люди, которые желают продемонстрировать жесткую решительность или собственное превосходство, сознательно или нет, выдвигают подбородок: Беиито Муссолини — лучший тому пример. У Маргарет Тэтчер можно заметить выдвигание подбородка, когда она решительно отстаивает свою точку зрения.
Также слегка выдвигает подбородок вперед человек, желающий говорить особенно выразительно. Человек, у которого отсутствует экстремальное нарушение прикуса, выдвигает подбородок на несколько миллиметров вперед при кусании.
Двойной или — что бывает редко — тройной подбородок является часто результатом чрезмерного количества калорий в пище, иногда — признаком сильно развитой гортани, как, например, у певцов. При нормально развитой гортани и небольшой жировой прослойке нижняя челюсть и шея образуют почти прямой угол. Сильно развитая гортань приводит к тому, что между ней и вершиной подбородка образуется прямая линия.
ЯЗЫК УШЕЙ
Утверждение, что большие, хорошо сформированные уши свидетельствуют о любви к правде и то, что в молодости их обладатель не был слишком энергичен еще вполне терпимо, так как в целом является безобидным нонсенсом. Однако суждение, что сросшиеся ушные мочки свидетельствуют о криминальном характере уже слишком серьезно, чтобы его безответственно распространять. Однако сотни такого рода "истин" мы находим в общедоступных учебниках "науки о человеке".
С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что если врач обнаружит по краю уха белые узелки, то вправе будет подозревать отложение мочевой кислоты у пациента и порекомендует сделать анализ крови, чтобы убедиться, нет ли
нарушений в обмене веществ, свидетельствующих о подагре. Человек с оттопыренными ушами или другими деформациями может страдать психологическими расстройствами, что может вывести его поведение за римки нормы.
язык лба
В разделе "Ложь на лице " речь идет — в очередной раз — о морщинах на лбу. Их возникновение — это дело случая, поэтому они ничего не говорят о чувствах и характере человека.
На сухой коже морщины появляются быстрее, чем на жирной. Многие люди наморщивают лоб не только во время глубоких раздумий. У многих из них, даже при простейших арифметических заданиях наблюдается нахмуривание лба, свидетельствующее о сложном мыслительном процессе.
Другие, в свою очередь, не способны выразить свои негативные чувства, не "включая" лица, и тогда, как усиливающий элемент, наморщивается лоб. Даже во время утреннего туалета мы можем сказать, что у нас морщинистое лицо; оно покрылось линиями во время сна, прежде всего прилежаний долгое время на одном боку.
Если кто-то очень часто морщит лоб, можно предположить, что он близорук, а нарушение зрения не было скорректировано оптическими средствами. Особы, которые обычно слишком пристально разглядывают вещи или других людей и способны концентрировать свое внимание на мелочах или на чем-то для них очень важном, часто сдвигают брови, что через некоторое время приводит к возникновению перпендикулярных морщин над корнями носа. Такие морщины могут также характеризовать людей вспыльчивых.
Некоторые люди, сознательно или нет, посылают сигналы, воспринимаемые другими однозначно как отсутствие одобрения и которые формируются поднятием только одной брови, над которой часто возникают стойкие морщины. Такая мимика может выражать иронию, скептицизм или высокомерие; может соответствовать, например, таким словам: "Вы меня в этом не убедите. Ведь вы сами в это не верите". Если такая мимика появляется на чьем-то лице слишком часто, стоит задуматься, имеем ли мы дело с человеком сложным или попросту с гордецом, который из всего делает проблему и чаще всего имеет дру
гую точку зрения, чем те, кто охотно перенимает готовые взгляды.
ЯЗЫК КОЖИ
Дерматологи свидетельствуют, что их знания о коже не превышают 10%—20%. Иными словами: кожа — это самый сложный из всех органов, являясь одновременно предметом изучения и процедур. Если принять, что глаза — это окна нашей души, то кожа — ее зеркало.
Многие молодые люди страдают от загрязнения кожи (угрей), взрослые — от послеугревых шрамов, что бывает причиной психических травм.
Угри исчезают самое позднее — после 28 лет, однако кожу подстерегают другие опасности: псориаз может проявляться до поздней старости. Наиболее распространен он в виде перхоти. Хотя псориаз не является заразной болезнью, он иногда оставляет на разных частях тела такие непривлекательные следы, что приводит к возникновению у людей, им страдающих, разного рода комплексов и страхов интимных контактов, этих моментов истины, когда надо раздеться перед кем-то в первый раз.
Врачи и психотерапевты наблюдают много пациентов, кожа которых имеет легко удаляемые загрязнения, например, угри. Обычно оказывается, что такие люди одиноки, и у них нет никого, кто мог бы обратить их внимание на такого рода косметические несовершенства.