Характеристика индивидуальной карьеры
План
1. Характеристика индивидуальной карьеры.
2. Психологические особенности карьеры женщин.
3. Управление развитием карьеры в организации.
Характеристика индивидуальной карьеры
Карьера – процесс профессионального совершенствования субъекта, связанный с реализацией им разнообразных профессионально-должностных ролей и сопровождающийся ростом его профессионального, должностного и социального статуса.
Внешнюю сторону карьеры составляет последовательность занимаемых человеком профессиональных позиций, а внутреннюю – ориентация на реализацию личностного и профессионального потенциала.
В отечественной психологии понятие «карьера» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональное развитие и пр.
Одной из наиболее известных в психологии является теория профессионального самоопределения Дональда Сьюпера. Согласно автору, важной детерминантой профессионального развития человека является его представление о своей личности («профессиональная Я-концепция»), которую человек воплощает в карьерных решениях.
По критерию стабильности Дональд Сьюпер выделил четыре типа карьеры:
1. Стабильная карьера.
Характеризуется продвижением в рамках единственной постоянной профессиональной деятельности.
2. Обычная карьера.
Совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека.
3. Нестабильная карьера.
Характеризуется двумя или несколькими пробами. При этом смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере. Данные специалисты владеют разными профессиональными навыками.
4. Карьера с множественными пробами.
Изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.
А.Н. Толстая (1991) выделяет следующие этапы индивидуальной карьеры[1]:
1. Обдумывание сферы будущей профессиональной деятельности.
На данном этапе представление о карьере ограничено профессиональными стереотипами, критерии успеха размыты, личность пока еще только готовится начать профессиональное обучение.
2. Этап профессиональной подготовки.
Продолжительность этапа зависит от требований конкретной профессии.
3. Вхождение личности в мир профессии.
Характеризуется «шоком от реальности». Человек адаптируется к работе, определяет свои возможности.
4. Профессиональное научение и дальнейшая социализация человека в условиях конкретной организации.
Длительность данного этапа зависит от профессии, организации, сложности работы.
5. Достижение членства в организации.
Человек является значимым членом организации. На психологическом уровне происходит формирование профессионального самосознания.
6. Работник совместно с руководством определяет срок пребывания в определенной должности. Человек определяет для себя, может ли он расчитывать на длительное будущее в данной организации.
7. Кризис середины карьеры.
На фоне благополучно складывающейся карьеры происходит переосмысление своих возможностей. Возникают вопросы о правильности первоначального выбора профессии, оценивается масштаб достигнутого и затраченные усилия. Оцениваются перспективы продолжения или смены рода деятельности, стратегия действий на оставшийся период профессиональной жизни.
8. Снижение вовлеченности в профессиональную деятельность, подготовка к уходу на пенсию.
Перспектива прекращения профессиональной деятельности в отдельных случаях может приводить к агрессивному продолжению деятельности как проявлению защитной реакции человека.
9. Уход на пенсию.
Человек расстается с профессиональной ролью, что приводит к трансформации профессионального самосознания.
По данным А.Н. Толстой, длительность каждой стадии варьируется во времени и имеет слабую связь с возрастом. При смене профессии наблюдается циклическое повторение данных стадий.
В современных условиях представления о стабильной карьере уступают место пониманию карьеры как поливариативного образования с пиками спадов, подъемов, а также сменой деятельности.
Виды карьеры:
1. Профессиональная карьера.
Характеризуется последовательным выполнением трудовой деятельности в рамках одной профессии в разных организациях.
2. Внутриорганизационная карьера.
Охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации. Она может быть:
· вертикальной (восходящая и нисходящая карьера в структурной иерархии организации);
· горизонтальной (перемещение в другую функциональную область деятельности – «рост на месте»);
· центростремительной (движение к ядру (руководству) организации; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительное обращение, выполнение отдельных важных поручений руководства).
Выделяется следующие субъективные предпосылки карьерного роста:
· Образованность.
· Системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить масштабно и реалистично одновременно.
· Коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей.
· Высокий уровень саморегуляции (умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость).
· Деловая направленность (активность, настойчивость и целеустремленность, умение решать нестандартные проблемы, стремление к постоянному повышению профессионализма).
· Реалистичное восприятие своих способностей и возможностей, высокое самоуважение.
· Рассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата собственных усилий.
Показатели успешности карьерного роста:
1) Объем денежных вознаграждений.
2) Уровень должностного и социального статуса.
3) Организационная мобильность (быстрота прохождения должностных ступеней внутри организации).
Карьерная мобильность считается высокой, если продолжительность пребывания в должности не превышает 2,5–3 лет.
2) Движение внутри профессии;
3) Собственное мнение человека о том, достиг ли он того уровня, к которому стремился первоначально.