Расставание приносит печаль
Реальная ситуация завершения работы группы предоставляет участникам, помимо всего прочего, прекрасную возможность детально разобраться в своем отношении к расставанию. Они могут сравнить два варианта ситуации расставания: запланированное ими и вынужденное. Это упражнение отлично подходит для групп, целью которых является личностное развитие участников. Его стоит проводить на одном из последних занятий, однако не на завершающем.
Ведущий тренер: Все вы знаете, что работа нашей группы скоро закончится. Это ни для кого не будет неожиданностью, и, тем не менее, окончание встреч обычно вызывает у всех сильные чувства.
Я не уверен, что среди нас найдется хотя бы один человек, который встречает ситуацию расставания с нашей группой без малейшего сожаления. А как мы обычно реагируем на многочисленные ситуации расставания, которые снова и снова обрушивает на нас жизнь?
Мне хочется дать вам возможность более детально разобраться в том, как вы относитесь к расставанию. Я приготовил... (число участников группы без ведущего) билетов с номерами от 1 до... (число участников группы без ведущего). Тот, кто вытащит цифру 1, должен будет попрощаться первым. У него есть для этого 3 минуты. Он может обставить свой уход так, как сочтет нужным. Инициатива всецело принадлежит ему, при этом мы, разумеется, должны как-то реагировать на его действия. Ровно через три минуты я подам сигнал, и уходящий должен будет выйти за пределы круга. Пусть он найдет для себя удобное место и не включается в работу группы до окончания упражнения. Если он использует не все время, имеющееся в его распоряжении, мы все будем молча ждать, пока его 3 минуты закончатся. Затем наступит очередь того, кто вытащит билет №2.
Понятно, как все будет происходить? Тогда давайте вытягивать билеты...
Вопросы для обсуждения:Что значил для меня доставшийся мне номер? Соответствовал ли он моему собственному ритму расставания? В какой момент я был особенно тронут? Как я воспользовался своим временем прощания? Выразил ли я то, что было действительно важным для меня? В какой мере я эмоционально игнорировал тяжесть расставания? Кого или чего я избегал во время расставания? Что нового я узнал о разных ситуациях расставания, чему научился? Как я веду себя в других ситуациях расставания? Что я чувствовал после того, как попрощался со всеми и находился за пределами круга? Что я чувствую сейчас?
Я благодарен тому, что…
Участники должны, по возможности, покидать группу с ощущением уверенности в том, что они чему-то научились, и благодаря этому смогут лучше ответить на те вызовы, которые бросает им жизнь в личностной и профессиональной сфере. Эта процедура может быть особенно полезна тем участникам, которые пессимистично воспринимают себя и свое окружение — она поможет им в большей степени сосредоточиться на позитивных аспектах происходящего с ними и, таким образом, вернуться в повседневную жизнь с более реалистичной установкой.
Ведущий тренер: Наша совместная работа близится к концу, и вы вскоре вернетесь к своей повседневной жизни. Одни из вас, вероятно, заранее радуются этому, другие хотели бы еще на какое-то время остаться в группе. Чтобы облегчить этот переход для каждого из вас и помочь вам подготовиться к решению повседневных задач, я предлагаю следующее упражнение.
Пусть каждый из вас попробует найти 15 вещей, по отношению к каждой из которых он может сказать: «Я благодарен за это». Например, вы можете сказать: «Я благодарен тому, что моя профессия позволяет мне осуществить многие из моих идей. Я благодарен тому, что у меня двое сыновей. Я благодарен тому, что в этой группе были люди, которые полюбили меня» и т.д. Запишите, пожалуйста, эти 15 пунктов на листе бумаги, начиная каждое новое предложение со слов: «Я благодарен тому, что...»
Понятно ли, что я имею в виду?
В заключение попросите участников зачитать их записи и организуйте небольшой обмен впечатлениями.
Вопросы для обсуждения:Как часто я, помимо этого упражнения, осознаю, чему в жизни я благодарен? С кем я это обсуждаю? Что я чувствую сейчас?
Чемодан
Ведущий тренер: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.
Подсолнух
Ведущий тренер: - Встаньте, пожалуйста, в круг, закройте глаза.
Вспомните, как пришли сюда в этот зал в первый день…С кем пришли, кого встретили… Как выглядели…Что чувствовали..
День за днем мы все больше узнавали друг друга. Вместе разрабатывали самые различные проекты… Общались, творили. Испытывали много самых различных чувств. Постепенно мы становились открытее, ближе друг другу… Мы стали настоящим коллективом…
С закрытыми глазами сделайте сейчас шаг вперед…Положите руки на плечи друг другу…
Все это время вы менялись… Как, впрочем, меняется в мире все – погода, как растут и меняются деревья, цветы…
Когда мы стоим сейчас все вместе, положив друг другу на плечи руки, круг напоминает подсолнух. Большой, красивый цветок, который обращен к солнцу. Подсолнух растет, раскрывает свои лепестки, меняется.
Раскачивается под дуновением легкого ветра…
Раскачиваясь в круге, вспомните глаза людей, с которыми общались все эти дни - однокурсников, ведущих. Пошлите им свою добрую энергию…
Когда вам это удастся, опустите руки и сделайте шаг назад…
Вот и созрел подсолнух. Каждый теперь как отдельное спелое семечко. Ветер подхватывает и уносит семечко вдаль от подсолнуха.
Можете развернуться туда, куда хочется, и открыть глаза.
Наше занятие окончено. Счастливого вам пути.
Процедура направлена на ассимиляцию опыта, полученного участниками за все дни работы, позволяет на телесном уровне пережить чувство сплоченности коллектива и собственной самодостаточности, автономности.
Вопросы для рефлексии (письменно):
- Что было самым полезным в тренинге?
- Что было самым приятным в тренинге?
- Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
- Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
- Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
- Чтобы вы хотели пожелать себе?
- Чтобы вы хотели пожелать тренеру?
Приложение 1