Общение как восприятие людьми друг друга.
Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека.
Идентификация— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе или самого себя ему.
Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.
Рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
6. Способы общения. Первичная визуальная оценка партнёра по общению.
Содержание общения реализуется с помощью необходимых способов, главным из которых является язык. Языковые (вербальные) способы дополняются невербальными: жесты, мимика, пантомимика.
Какие ещё внешние признаки позволяют судить о степени открытости, искренности, эмоциональности, характере человека, его явных и скрытых намерениях?
Средства невербальной (неречевой) коммуникации принято классифицировать следующим образом.
1. Телесный контакт, выражающий в разнообразных формах - толчки, поглаживания и т.п.
2. Расстояние между общающимися. Люди стоят ближе к тем, кто им больше нравится. Расстояние между присутствующими отражает их отношение друг к другу. Изменение расстояния сообщает о желании начать или закончить разговор.
3. Ориентация - угол, под которым люди сидят или стоят по отношению друг к другу. Ориентация меняется в зависимости от ситуации. Близкие друзья сидят рядом (00), враги (соперники) стремятся занять положение друг против друга (1800).
4. Внешний вид. Основная цель - сообщение о себе. Таким образом люди информируют окружающих о своём социальном положении, занятии. Внешний вид свидетельствует также о настроении человека.
5. Положение, поза. В некоторой степени они имеют универсальное значение, как и мимика. В отличие от выражения лица обуславливается также культурой. Существуют общепринятые условности относительно того, какое положение следует принять в конкретной ситуации. Поза может указывать на те или иные межличностные отношения, на социальное положение. Она меняется в зависимости от эмоционального состояния и значительно меньше поддаётся контролю, чем мимика или голос.
6. Кивок. Обычно выражает подтверждение, одобрение, стремление к продолжению диалога, общения. Кивок одного собеседника говорит другому о том, что он может продолжать свою реплику (речь).
7. Выражение лица (мимика). Обычно свидетельствует о желании собеседника скрыть отрицательные эмоции или отношение. Однако некоторые аспекты эмоционального состояния трудно контролировать: расширение зрачков во время сильного возбуждения, испарину при волнении, мгновенные выражения скрытых чувств. Выражение лица связано с речью. Слушатель непрерывно комментирует то, что слышит, едва заметными движениями бровей, губ (высказывая замешательство, удивление, несогласие, удовольствие и т.д.). Говорящий также сопровождает свою речь мимикой, которая иллюстрирует то, что имеется ввиду: смешное, серьёзное, важное и т.п.
8. Жесты. О многом можно догадаться по движению рук собеседника. Движения головы, ног, других частей тела также характеризуют говорящего, хотя и менее выразительны. Жестикуляция связана с речью. Говорящий прибегает к ней для того, чтобы подчеркнуть то, о чём говорит, особенно в тех случаях, когда ему не хватает слов или когда описываются предметы особой формы, размеров. Иногда жесты могут заменять речь.
9. Взгляд. Как правило, верно передаёт суть межличностных отношений, характер установившихся контактов. Он может сигнализировать человеку о зарождении к нему интереса. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.
10. Паравербальные аспекты речи. Одно и то же содержание можно передать различными средствами, варьируя тембр голоса, ударение, ритм. Различают речевые оттенки, которые оказывают влияние на смысл высказывания, и те, которые передают другую информацию. Первые - интонация, ударение, соединение (пауза, ритм); вторые сигнализируют об эмоциях, характере, состоянии человека, его принадлежности к определённой социальной группе.