Примечательные факты о детях

Несмотря на то, что у Алана, Джейсона и Хосе были разные детства, каждый из них в итоге сформировал одну и ту же стратегию в жизни. Каждый из них, тем или иным способом, усвоил убеждение в том, что с ним не всё в порядке, и, чтобы выжить, необходимо стать кем-то другим. Чтобы связать данные случаи воедино и понять, как разные условия жизни в детстве могли привести к тому, что три разных человека сформировали очень схожие жизненные парадигмы, будет полезно вспомнить некоторые принципы развития ребёнка, которые были ранее приведены в данной главе:

· Когда ребёнок появляется на свет – он абсолютно беспомощен.

· Самый большой страх ребёнка состоит в том, что его бросят.

· Каждый ребёнок эгоцентричен.

· Каждый ребёнок в той или иной степени иногда испытывает недостаток внимания – его потребности не удовлетворяются вовремя и должным образом.

· Каждый раз, когда ребёнку не уделяют должного внимания, он будет считать, что сам виноват в этом.

· Такая наивная интерпретация событий может породить токсический стыд – глубокую убеждённость в собственной «дефективности».

· Дети развивают защитные механизмы, стремясь справиться с недостатком внимания, предотвратить подобные события в будущем и попытаться скрыть свою «дефектность» от самих себя и окружающих.

· Суть данных защитных механизмов отражает природную детскую беспомощность и наивное отношение ребёнка к себе и окружающему миру.

Превращение нормального мальчика в Приятного Парня

Приведённые выше принципы можно в полной мере отнести к детству как Алана, Джейсона и Хосе, так и любого другого Приятного Парня, о котором рассказано в данной книге.

Превращение нормального мальчика в Приятного Парня в основном проходит в три этапа: недостаток внимания, интернализация токсического стыда и создание защитных механизмов.

Недостаток внимания

Алану, Джейсону и Хосе (как и другим Приятным Парням) не уделили должного внимания в разном отношении:

Алана и Хосе растили озлобленные или критичные родители, которые внушали детям, что с ними что-то не в порядке.

Алан боготворил свою мать, хотя она никак не препятствовала мужу, когда тот набрасывался на ребёнка. В результате Алан не чувствовал себя в безопасности.

Алан пришёл к выводу, что нужно отличаться от своего отца, чтобы стать хорошим человеком и получать материнскую любовь и заботу.

Родители использовали Алана и Джейсона и относились к ним как к своей собственности. Их хвалили за стремление вести себя «правильно» и не доставлять хлопот. Алан и Джейсон решили, что их будут любить только в том случае, если они будут соответствовать ожиданиям своих родителей. Поскольку Джейсон считал своих родителей «совершенными» он всегда ощущал себя дефективным и неполноценным по сравнению с ними.

Родители Хосе не помогали и не заботились о нём должным образом. Хосе решил, что он ничего для них не значит.

Алана и Джейсона воспитали в традициях фундаменталистской церкви, учение которой обострило стремление мальчиков к совершенству и безупречности.

Неспособность вести безгрешную жизнь каралась вечными муками в загробной жизни.

Хосе ощущал себя достойным человеком, только если отличался от своих безумных родственников.

Все трое считали, что потребности окружающих важнее их собственных – такое убеждение нередко возникает у Приятных Парней под влиянием семьи.

В результате мальчики решили, что им не уделялось должного внимания, их отвергли и бросили, потому что с ними что-то не в порядке.

Стыд

Все Приятные Парни независимо от того подвергались ли они насилию, их бросали, отвергали, ругали, использовали, подавляли или относились к ним как к собственности, интернализировали у себя в голове одно и то же убеждение: быть самим собой – плохо или небезопасно.

Некоторые из подобных сообщений внушили непосредственно родители, которых не сильно заботило благополучие своего ребёнка. Некоторые были внушены косвенным путём любящими родителями, которые были слишком молоды, слишком заняты или просто не понимали, как нужно воспитывать ребёнка. Иногда, подобные сообщения внушались форс-мажорными обстоятельствами, которые невозможно предугадать.

В результате, ребёнок начинал винить в произошедшем самого себя. Пользуясь наивной детской логикой, он решал, что «должно быть со мной что-то не так, раз ___________________.» Впишите нужное:

Когда я плачу, никто не реагирует.

Мама смотрит на меня с негодованием.

Папа покинул меня и не возвращается.

Мама вынуждена всё делать за меня.

Папа кричит на меня.

Я не такой совершенный как мама с папой.

Я не могу сделать маму счастливой.

Данные ситуации зачастую приводили мальчика к следующей мысли «Я оправдаю ожидания, и буду достоин любви только, если ____________.» Впишите нужное:

Я буду отличаться от Папы.

Мама будет нуждаться во мне.

Я не буду совершать ошибок.

Я буду получать хорошие оценки.

Я не буду грустить.

Я буду отличаться от своего брата.

Я не буду никому доставлять хлопот.

Я буду делать Маму и Папу счастливыми.

Защитные механизмы

В результате недостатка внимания и неверной интерпретации данных детских переживаний, все Приятные Парни разрабатывают защитные механизмы, которые должны помочь им:

1. Справиться с болью и ужасом, вызванными недостатком внимания.

2. Постараться не допустить повторения данных событий.

3. Постараться скрыть свой токсический стыд от самого себя и окружающих.

Чтобы достичь этих целей, каждый Приятный Парень формирует следующую парадигму:

· Если я смогу скрыть свои недостатки и стать тем, кем окружающие, как мне кажется, хотят меня видеть

· То меня полюбят, мои потребности будут удовлетворяться, а моя жизнь будет лишена проблем.

Именно эта парадигма, сформированная в детстве, направляет и контролирует все действия, которые совершает Приятный Парень во взрослой жизни. Даже несмотря на то, что она основана на ошибочном восприятии детских переживаний, это всё же единственная дорожная карта, которая у них есть. Приятные Парни полагают, что эта карта верна и если они будут в точности следовать ей, то достигнут желаемой цели – спокойной, счастливой жизни. Даже несмотря на то, что такая жизненная стратегия зачастую показывает свою полную несостоятельность, Приятные Парни продолжают ещё более упорно следовать ей, при этом ожидая достичь других результатов.

Два типа Приятных Парней

Защитные механизмы, которые развивают Приятные Парни, чтобы справиться с детскими переживаниями и усвоенным токсическим стыдом, могут проявляться разным образом. В первом случае, Приятный Парень усиливает уверенность в собственной «ненормальности» и начинает считать себя худшим человеком на свете. Я называю таких людей – «Какой же я плохой!» Приятный Парень.

«Какой же я плохой!» Приятный Парень считает, что всем людям очевидно, каким гадким человеком он является. Он может рассказывать о том, как плохо вёл себя в детстве, юности и зрелом возрасте. Данные примеры плохого поведения будут поддерживать его укоренившиеся убеждения о себе. Он может рассказывать о том, как, в детстве разбивал окна и «получал ремня». Он сообщит, что, будучи подростком, нарушал закон и доводил свою мать до слёз. Он будет травить байки о курении, употреблении алкоголя, наркотиках и кутежах.

Подобные люди убеждены, что необходимо скрыть свою «природную» дефектность, чтобы иметь хоть какую-то надежду на счастье. В глубине души они понимают, что никто не «купится» на их уловки, но просто не видят другого выхода.

Второй тип Приятных Парней – это так называемый «Какой же я хороший!» Приятный Парень. Такой человек сдерживает свой токсический стыд, подавляя укоренившуюся убежденность в собственной никчемности. Он считает себя одним из самых славных парней на планете. Если он замечает в себе какие-либо недостатки, то считает их незначительными и легко поправимыми. В детстве он никогда и никому не доставлял хлопот. Он вёл себя примерно в подростковом возрасте. Будучи уже взрослым человеком он следует всем правилам от «А» до «Я». Приятный Парень такого типа спрятал свою укоренившуюся убежденность в собственной «ненормальности» в маленький затхлый чулан в глубине подсознания. Он маскирует свой токсический стыд, веря, что все его хорошие поступки делают его хорошим человеком.

Даже несмотря на то, что два данных типа Приятных Парней по-разному осведомлены о своём токсическом стыде, их объединяет одна и та же жизненная парадигма. Каждый Приятный Парень считает, что он дефективен от рождения и, поэтому, должен скрывать свои недостатки и стать тем, кем окружающие хотят его видеть.

Я разделил Приятных Парней на два типа, чтобы показать, что каждый из них обладает своим искаженным восприятием действительности. Каждый Приятный Парень – это изувеченная душа, которая придерживается мировоззрения, основанного на неточном восприятии событий собственного детства.

Обретение свободы: Упражнение #3

Невозможно описать каждый фактор, который мог бы вынудить мальчика попытаться скрыть свои ошибки и начать искать одобрения окружающих. Я не думаю, что жизненно важно рассмотреть каждое событие, которое могло бы вынудить его почувствовать себя неполноценным или беззащитным. Тем не менее, я считаю, что некоторое понимания происхождения жизненной стратегии может помочь изменить её.

Перечитайте истории Алана, Джейсона и Хосе. Подумайте, насколько их детские годы были похожи на ваши. Запишите или изобразите на отдельном листке бумаги полученные от семьи сообщения, которые внушили вам, что быть самим собой – неправильно. Поделитесь этими сообщениями с надежным человеком. Как только вы сделаете это, опишите свои ощущения. Ощущаете ли вы грусть, злость, одиночество, оцепенение? Поделитесь также и этой информацией.

Цель данного задания – раскрыть причину, а не обвинять кого-то. Обвинения значительно замедлят процесс вашего изменения.

Раскрытие тех детских переживаний, которые привели вас к убеждению в том, что быть самим собой неприемлемо или небезопасно, позволит вам заменить данные сообщения более верными и изменить вашу текущую жизненную стратегию.

Наши рекомендации