Динамика социальной системы
Парсонс полагает, что общество как система раскрывается только в своем функционировании (в социальных действиях). Подсистемы социального действия интегрированы на основе взаимообмена энергии и контроля. Причем, информация и контроль усиливаются с повышением уровня социального действия, тогда как энергетика, наоборот, уменьшается. Отсюда понятно, что нижележащие подсистемы испытывают на себе информационно-контролирующие влияния, а вышележащие нуждаются в первых, как в источнике энергии.
| |||||||||
|
Далее Парсонс отмечает, что общество состоит не из социальных действий как таковых, а из их нормативных ориентаций. Эти нормативные ориентации задаются базовыми потребностями системы социального действия (функциональными требованиями):
Адаптация – потребность системы гибко реагировать на изменения окружающих условий.
Целедостижение – потребность в достижении общезначимых целей.
Интеграция – потребность институциализировать социальные нормы для их социального наследования.
Латентность – потребность сохранять внутреннюю прочность системы, сдерживать напряжение между действующими субъектами.
Реализация этих базовых потребностей распределена между соответствующими типами социальной практики:
- экономикой (адаптация как обеспечение ресурсов для удовлетворения общественных потребностей, их рациональное распределение);
- политикой (целедостижение как выдвижение общезначимых целей);
- фидуциарной системой (интеграция как результат направленной социализации);
- семьей и референтным кругом (латентность как символизация норм и ценностей).
Указанные типы социальной практики реализуются набором соответствующих им ролей – организованными секторами ориентации социальных акторов. И если задана ролевая структура социального действия – становится возможным анализ процессов распределения символических средств обмена между ними. Так универсальными символическими средствами обмена в экономике выступают деньги, в политике – власть, в фидуциарной системе – влияние, в семье и референтной группе – ценностные обязательства (обобщенная способность внедрять ценности в жизнь). Эти символические средства имеют как свою натуральную сторону (например, номинал денежного средства), так и собственно символическое выражение (деньги – удовольствие, власть – обязанности, влияние – привязанность и идентичность, ценностные обязательства – эмоции).
Символические средства обмена становятся своеобразными «маркерами» нормативной ориентации роли и характера социального взаимодействия в группе, организации, общественно-политическом движении.
В тоже время, символические средства обмена являются условиями вхождения (факторами контроля «на входе») в вышестоящую подсистему действия.