Самооценка волевых качеств
Данный опросник [13] позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в разных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Тексты опросников
Целеустремленность
1. Приступая к любому делу, всегда чётко осознаю, чего я хочу достичь.
2. Неудача на экзаменационной проверке побуждает меня заниматься с удвоенной силой.
3. Мои интересы не устойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться.
4. Я отчетливо представляю себе, чему я хочу научиться в институте.
5. В обычных условиях мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.
6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы не было трудно.
7. На каждое занятие ставлю перед собой конкретные задачи.
8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
9. Четкое планирование работы не характерно для меня.
10. Редко задумываюсь над тем, как можно применять знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.
11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.
12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.
13. У меня есть главная цель в жизни.
14. После неудачи на экзаменационной проверке долго не могу заставить заниматься, учиться в полную силу.
15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебе.
16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это проясниться по ходу работы.
19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.
20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.
Смелость и решительность
- Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.
- Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.
- Мне трудно выполнять свои обещания.
- Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.
- Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.
- Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.
- Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.
- Меня часто мучают сомнения.
- Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.
- Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.
- Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.
- Как правило, избегаю рискованных ситуаций.
- Не испытываю страха перед сильным соперником.
- Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра всё шло по-старому.
- Возможность конфликта заставляет меня держать своё мнение при себе.
- Обычно мне легко удаётся справиться со своими сомнениями.
- Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.
- С трудом преодолеваю страх.
- Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
20.Возможность рискнуть доставляет мне рад
Настойчивость и упорство.
1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.
2. Всегда до конца отстаиваю своё мнение, если я уверен, что прав.
3. Я не в состоянии заставить себя работать, учиться на фоне усталости.
4. В ответственных моментах (экзамен) борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.
6. Для меня характерно - планомерность, систематичность в работе.
7. Я обычно заставляю себя полностью выполнить работу, даже если очень устал.
8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к им.
9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.
10. Не могу заставить себя планомерно работать, заниматься в течении всего месяца, года (особенно по тем учебным предметам которые даются с трудом).
11. Обычно, я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.
14. Неудача в ходе экзаменационной проверки резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.
15. В споре чаще всего уступаю другим.
16. До конца выполняю скучную и однообразную работу, если это необходимо.
17. Испытываю особое удовольствие, если успех достигается с большим трудом.
18. Не могу заставить себе работать систематически.
19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.
20.Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.