Пример классического вампиризма
Иллюстрация к рассказу, опубликованному в 1872 году газетой «Иллюстрейтед полис ньюс». Герой его, прогуливаясь поздним вечером в парке, встречает весьма агрессивно настроенное привидение, бьёт его «по голове» тростью, но от этого удара сам оказывается на земле.
В 1992 году ныне не существующая воронежская ежемесячная газета «Астрал» в № 3 опубликовала вот такие воспоминания С.Пылева:
«Снега в 1986 году были ранние и мощные. Ещё только начинался декабрь, а пригородные поезда уже вышли из графиков из-за заносов на путях. Мы с женой как раз спешили в Касторное, где тяжело болела её мать, да только очень надолго застряли на вокзале. Электрички ведь не ходят! Наконец подали поезд — с опозданием на пять часов. Сели мы в поезд, поехали. И вот наконец Касторное с его разгулявшимся «снежным наводнением» А вот и родной дом за ветвями оледенелых акаций Открыла дверь старенькая тётя Паша, сестра моей тёщи.
— Тише!.. Александра Ивановна умерла.
Ну, тут начались слёзы, пошёл по телу озноб и ещё какое-то особенное ощущение, какое приходит со смертью близкого человека — словно бы заглянул на миг в запретное.
Только на второй день нам удалось достать гроб. Когда перекладывали в него покойную, моя жена Марина вдруг вскрикнула:
— Под мамой тепло!
Я потрогал рукой. Да, ощутимое, просто-таки живое тепло на постели под телом покойной. В общем, бросился я со всех ног в железнодорожную амбулаторию, пригласил врача.
— Мама жива! — плачет Марина. — Она спит, а вовсе не умерла!
Врач внимательно осмотрел покойную и заключил:
— Отмучилась Шура. Точно вам говорю, ребята, она мертва.
А старушка, читавшая молитвы над гробом, вздохнула:
— Тепло у неё под спиной, говорите? Значит, чья-то смерть будет вскорости среди ваших родных. Примета такая есть Вот Шура, телом на этом свете потеплев, и поджидает на том свете кого-то из близких.
В последний перед похоронами день вечером пришли проститься с Александрой Ивановной соседи. Кто-то принёс цветы. Марина положила их перед иконой, стоявшей в углу комнаты на столе. И затем на стене появился очень чёткий теневой силуэт, который я помню до сих пор и который буду помнить всю жизнь. Это был силуэт молодой стройной женщины с лицом, закрытым платком. Силуэт на стене, видимый в профиль, скорбно склонился над покойной.
— Божья Матерь явилась! — пронеслось меж соседями.
Надо тут отметить, что Александра Ивановна была человеком трудной судьбы, сполна настрадалась в жизни.
Все опустились на колени.
Через некоторое время я прикоснулся рукой к цветам, лежавшим перед иконой. В ту же секунду теневой силуэт на стене исчез.
В день похорон под спиной у Александры Ивановны было по-прежнему тепло. Мы проверяли неоднократно.
На кладбище гроб несли, проваливаясь по пояс в метровую толщу топкого снега.
Когда поставили его возле могилы на табуретки, все пришедшие на кладбище дружно ахнули и отшатнулись от гроба. Все мы увидели, как на белом капроне, которым была покрыта покойная, появился строго над её лицом чёткий силуэт креста.
На поминках за скорбными разговорами снова вспомнили про тепло, таившееся под спиной покойницы. Заговорили о том, что оно, если верить народным приметам, предвещает смерть кого-то из наших близких. Я невольно покосился на сестру покойной — тётя Паша была на десять лет старше Александры Ивановны, а здоровья у неё было — с кулачок. Неужели?..
Однако день шёл за днём, месяц следовал за месяцем, и жутковатая примета забылась.
Она забылась лишь ровно на полгода. Потом пришлось вспомнить о ней. Вспомнился и силуэт на стене, и крест, проступивший на смертном покрывале.
Через полгода умерла моя мама »
Великолепная история. Она — яркий пример главной особенности восприятия обществом вампиризма: с одной стороны — чёткий и ясный житейский опыт, часто вполне соответствующий научному опыту, а с другой — одиозная глупость и невежество.
Старушка, читавшая молитвы над гробом, сообщает важную примету (то есть житейский опыт, соответствующий научному опыту): если тепло под спиной того, кого хоронят, то «чья-то смерть будет вскорости среди ваших родных». Это — конкретная черта именно вампиризма В ЧИСТОМ ВИДЕ. Такие приметы в народе не рождаются на одном, двух примерах, а рождаются на наблюдениях МНОГОКРАТНЫХ. Одновременно следует констатировать, что в данной местности давно и безраздельно царит эпидемия вампиризма. Что и неудивительно, так как с заразой никто не борется.
С другой стороны, мы видим беспредельную глупость. Если у человека тепло под спиной, то зачем его хоронить? Это явно коматозник, то есть живой человек. Немало таких «трупов» оживало на столах патологоанатомов, когда их начинал резать скальпель. Немало, надо думать, оживало в самих могилах. Наконец, как сообщают все вампирологические документы, вампиры в эксгумированных могилах всегда обнаруживаются живыми (в коме), почему их, собственно, и казнят, так как невозможно казнить уже мёртвого человека.
Здесь — типичная картина вампиризма. Явление призрака вампира-коматозника свидетели приняли за — это смеху подобно: «Божья Матерь явилась — пронеслось меж соседями». Это не «Божья Матерь», это вампир. Что сопровождается обычно, замечу, полтергейстом. Объяснять и полтергейст «проделками Божьей Матери» почему-то в голову никому уж не приходит.
Почему призрак вампира является прежде всего (а обычно — и исключительно только) к родным? Я пытаюсь рассмотреть этот вопрос на протяжении всей книги, здесь же выскажу такую мысль. Коматозник испытывает в могиле стресс. Судя по всему, вампирическая кома характеризуется тем, что сознание коматозника находится во сне, где он абсолютно не понимает своего положения, а просто видит сны. В противном случае, являясь близким в виде призрака, коматозник в первую очередь просил бы их выкопать его из могилы — а такие случаи мне неизвестны. Стресс заключается в том, что тело не просто испытывает дискомфорт в коме (и тем более в закопанном гробу!), а находится на грани смерти. Точно так, например, если мы во сне испытываем дискомфорт, то начинаем видеть пугающие сны. Одним словом, сон коматозника становится стрессовым, он ищет помощи. К кому он может бессознательно тянуться за помощью? Конечно, к родным.
Типичное японское привидение в белом саване со спутанными волосами грозно нависло над своим земным собратом, который, похоже, от ужаса просто не знает, куда деваться, Фантомы в японской живописи, как правило, не имеют ног. Являются обычно предвестниками скорой смерти человека.
Поскольку вампиризм как болезнь прогрессирует в сфере вне-биологической или даже нематериальной в нашем современном восприятии материи, то рано или поздно и сознание коматозника начинает функционировать в этой сфере. Которая аналогична, например, сфере полёта вне тела шаманов, колдовской практике и прочему. Появляясь у родных, спящее сознание-призрак коматозника функционирует в рамках, грубо скажем, процессов полтергейста, где происходят любые манипуляции с материей, нарушающие законы сохранения вещества и энергии. Вампиру нужно не это вещество и эта энергия, он ими вполне успешно манипулирует. Ему нужна субстанция другой, скажем так, сферы Бытия, которую ещё античные философы назвали «жизненной энергией».
Но это только один из вариантов возможного объяснения. Не могу исключать, что вампир у жертв пусть в самом деле забирает «жизненную энергию», но заражения как такового может и не быть. Например, уже сам контакт с заматериальной структурой призрака вампира настолько расшатывает сбалансированное состояние в организме жертвы внутриматериального и заматериального (что я формулирую в концепции о Матрице и в главах о полтергейсте со смертельными исходами — о чём далее в книге), что жертва от нарушения этого равновесия сама впадает в коматозное состояние. У нас возникает картина, что мы имеем дело с заразным заболеванием, а на самом деле, возможно, никакого патогенного агента болезни нет, есть только фактор, разрушающий организацию процессов жизнедеятельности, особенность которого в том, что он передаётся по принципу домино от поражённого к другим людям. Отдалённое сходство может быть в передаче яда от отравленного человека к другим, радиации и т.п., с той существенной разницей, что здесь нет патогенной структуры (измеряемой в том или ином количестве), а есть просто, грубо говоря, перевод работы организма на «рельсы» вампирической комы. То есть, нечто, что работает как «переключатель» из одного положения в другое.
Всё это, честно скажу, пока только предположения.
Автор рассматриваемого выше сообщения заканчивает его так: «Через полгода умерла моя мама ». Увы, для логики очевидцев таких событий вся логика тут и кончается, мол, дальше не о чем и рассказывать. Это не так. Хотелось бы знать, наблюдалось ли у новой покойной тоже тепло в гробу под спиной? Не исключаю, что если бы было так, то автор, возможно, сообщил бы. Как не исключаю и того, что сей факт никто не проверял. Автор сообщения вообще не говорит о том, присутствовал ли он при похоронах матери. Однако для создания полной картины событий это важные моменты, которые автор не стал детализировать, что является большим упущением.
Конечно, с нашей точки зрения, в повествовании упущено очень многое. Неясны обстоятельства, предшествовавшие первым похоронам (кто был похоронен до этого из близких или соседей), хотя законы логики должны автору подсказать, что если он задумался о логической связи двух смертей, то следует поискать логику и до первого события, и после второго, так как это явно только фрагмент большой причинной последовательности. Это азбука любого исследователя. Не описаны сами обстоятельства обоих событий, в первую очередь медицинская картина. Наверняка из многого аномального выбрано только событие, где «явилась Божья Матерь», потому что другие аномальные события не вписывались в религиозные мифопредставления очевидцев. И так далее. Всё это объяснимо, так как свидетель часто и не говорит самого важного, потому что говорит только то, что, с его точки зрения, кажется важным. Замечу, это головная боль любого следователя и, собственно, само содержание следственной работы: добиться от свидетеля сведений, которые он знает, но не придаёт им значения.
ЛЮБОВЬ С ВАМПИРОМ
Прозаик и критик А.Погорельский, некогда известный, а теперь полностью забытый (вспоминаемый разве что российскими исследователями аномального), сообщает в своей книге «Двойник, или Мои вечера в «Малороссии» следующее: «Один врач, который и теперь ещё жив, написал и издал очень скромным тиражом книгу под заглавием «Явления моей жены после смерти». Эти явления начались с того, что спустя несколько дней после смерти докторши, страстно любимой мужем, её гитара, висевшая на стене, сама собою начала издавать звуки, а потом и целые аккорды. Когда доктор приучился к этому необыкновенному явлению, то в один вечер ему послышался голос покойницы Сначала она произносила только по нескольку слов. Спустя немного времени стала с ним разговаривать, а кончилось тем, что и сама показалась.
Несмотря, однако, на его любовь к покойнице, её первое появление испугало его до чрезвычайности. Наконец он к тому привык: с нетерпением ожидал её очередного прихода, разговаривал с нею часто и долго и советовался во всех делах. Одним словом, она по-прежнему осталась верным ему другом и сохранила после смерти все те приятные качества, которые украшали её при жизни, с той только разницей, что не так уже была капризна.
Доктор сообщил о своём счастье нескольким друзьям, которые рассказали о том своим знакомым. И его свидания с покойной женой сделались известны всему городу. Многие смеялись над ним, иные сожалели, считая его помешанным. Но когда доктор решился громко утверждать, что это всё точно справедливо, и когда наконец напечатал книгу, где подробно описал явление жены своей, тогда нашлись люди, которые поверили ему. И в самом деле, какую причину мог иметь человек, известный и учёный, обманывать целый свет и подвергать себя насмешкам неверующих, если бы действительно он не имел свиданий с покойницей?»
Ещё два с половиной века назад классик вампирологии аббат Августин Кальме спрашивал себя в своих текстах, не находя ответа: зачем призраки похороненных являются к родным, которые их любят, и зачем причиняют любимым людям боль и страдания, кончающиеся часто смертью? Почему близкие люди, которые с глубокой болью приняли похороны родного человека, рыдали над его гробом, вдруг настолько забывают об этих чувствах, что требуют у муниципальных властей и местной церкви эксгумации могилы своего родного человека и его казни? То есть, глумления над трупом, если следовать их логике. Что изменилось? Что было причиной такой чудовищной перемены?
Ответ, возможно, такой. Вампиром не движет ни Сатана, ни желание убить или навредить. Вампир является по любви в свой дом, как любовь и находит к родному дому дорогу для вышедшего в заматериальное сознанию вампира. Поэтому он является именно своим близким, а не к врагам.
Есть масса примеров, когда призрак вампира, неоднократно являющий в дом, нянчит своих грудных детей, тесно их прижимая к себе. Они потом умирают. Вампир со всей очевидностью не осознаёт того, что делает, он живёт коматозным сном. До комы эти вампиры были вполне такими же, как мы, порядочными людьми, обладающими совестью и состраданием. Но в коматозном сне они не осознают в полной мере происходящего, как и каждый из нас этого не осознаёт в своих снах. Если наше тело испытывает жажду, то во сне мы ищем воду. Тело коматозника-вампира точно так испытывает свою особую жажду в «жизненной энергии», отсюда и все побуждающие мотивы его поведения.
Нельзя вампира считать сознательным врагом. Им движет и стресс тела, как я выше писал, и нормальное желание быть с близкими. Не надо забывать, что он совершенно не осознаёт ни факта своего погребения, ни факта того, что его все считают умершим. Фактически очевидцы сталкиваются с материальным воплощением сознания, находящегося в состоянии сновидения — но в нашей реальности (реализуемой путём управляемого вампиром полтергейста). Сон, воплощённый в реальность, — вот что такое сознание вампира.
Для вампира это сон (коматозный и отличающийся от обычного, но, тем не менее — сон, не явь), его сознание, выходя из биологической оболочки, сталкивается уже с нашей явью. Вот в чём суть явления. Вот в чём ответ на все странности событий. Это и неспособность вампира к полному общению, так как он не может во сне создавать цельную картину мироокружения. Это и неспособность вампира отдавать отчёт о смысле своих поступков. Это и перескакивание фокуса полтергейста (фокуса сознания коматозника) с предмета на предмет — что соответствует фрагментарному принципу сновидения, которое идёт от образа к образу по ассоциативным связям. И так далее.
Неудивительно, что часто вампир принимается очевидцем как Божественный Дар, возвращающий похороненного возлюбленного или возлюбленную. Если люди друг друга любили свежей любовью, а эта любовь не затёрлась бытом, уничтожающим восторженные чувства, то вампир и в своём коматозном сне может испытывать сексуальное или платоническое влечение к партнёру, как и его партнёр может с радостью принимать такое положение дел. Именно так и появились феномены, названные суккубами и инкубами (некие запредельные существа, вступающие в половые связи с женщинами или мужчинами). Это те же вампиры, но просто с иным содержанием коматозных снов — в силу иного психического состояния личности, иных мотивов.
«Леди в коричневом» Райнэм-холла — одна из немногих фотографий привидений. Снимок сделан в сентябре 1936 года, когда некоему посетителю вздумалось сфотографировать лестницу. Согласно легенде, появление призрака предвещало смерть кому-то из членов семьи, владеющей домом.
Гипотетическая библейская душа, лишённая тела, а значит и вообще всей биологии, включая важнейшее животное начало — сексуальное влечение как двигатель существования вида, — эта душа никакими сексуальными чувствами обладать не должна, как не должна и вообще иметь половой биологической принадлежности. А вот коматозник-вампир, вполне живой, а не умерший, отнюдь не утратил биологических стимулов. Потусторонний мир не может порождать никаких суккубов и инкубов, так как внебиологичен. Секс — вещь предельно животная, биологическая, так как продиктована инстинктом, реализуемым работой ферментов, управляющих поведением. Нет желёз и производимых ими ферментов — нет и одуряющего их влияния на мозг, наше сознание и поведение. Поэтому нет призраков с «Того Света», которые бы обладали этим биологическим мотивом поведения. Сей мотив присущ только живым организмам. Чем и является вампир — коматозник.
Есть тысячи только рассказанных фактов (а сколько нерассказанного?) и только в период СССР и на территории СССР — о том, как похороненные мужья или жёны являлись вдовам или вдовцам и имели с ними продолжительные половые отношения. Это не должно удивлять, так как инстинкт продолжения рода является самым главным и сильным в биологии, человек, как правило, не способен ему сопротивляться. Это вполне объяснимое поведение вампира.
Тут другое заставляет серьёзно задуматься. Если кома может создавать многоликий букет полтергейстных явлений, то почему не предположить, что и всякая нежить, чертовщина, ангелы и пилоты НЛО — тоже продукты этого сна сознания, нашедшего (природно или аномально, что без разницы) путь к иному управлению материей? Эти все, на первый взгляд, разноликие явления — на деле едины. Возникают из ничего и в ничто на глазах исчезают, оставляя после себя неизменно запах серы.
ОТ МИНСКА ДО ГОЛЛИВУДА
А вот ещё одна тоже стародавняя история из архивов. В своё время стараниями прессы она получила широкую огласку в Белоруссии, Польше и России.
В Белоруссии в доме некоего помещика в одном из селений Мозырьского уезда Минской губернии принялся бродить призрак. Это был дух дочери помещика. Девушка скончалась за полгода до этого от чахотки. Её имя — Камилла.
В гости к помещику приехал его родственник, отставной артиллерийский поручик. Вот его рассказ о первой ночи, проведённой им в доме:
— За неимением свободной комнаты мне приготовили постель на диване в зале. Я остался наедине, снял мундир И вдруг услышал позади себя шелест шёлкового платья. Оглянулся — и вижу реальную женскую фигуру, одетую в чёрное шёлковое платье и с красным бантиком на шее, которая то ли идёт, то ли плывет по воздуху.
Дама прошла близко от поручика, и тот отчётливо разглядел её.
— Когда я увидел профиль лица посетительницы и узнал в нём умершую Камиллу, по всему моему телу пошёл мороз, волосы приподнялись, и, схватив инстинктивно в одну руку мундир, я автоматически выбежал из залы в коридор.
Поручик, дико перепуганный, ворвался в спальню своего кузена. И уговорил того перебраться на ночёвку в залу. При этом он не обмолвился ни единым словом о привидении. Лишь заявил: мол, «один в зале я не буду ночевать вследствие некоторого нездоровья».
Кузен, пожав плечами, согласился.
— Не успел я вполне ещё улечься и погасить свет, как кузен уже захрапел, — продолжает вспоминать поручик. — И почти тотчас же мне пришлось обратить внимание на шум приближающегося на середину комнаты мягкого кресла. Направил я взор свой, не вставая с постели, на движущееся самопроизвольно кресло и, к ужасу своему, увидел, что всё та же фигура в чёрном платье движет кресло по направлению ко мне. Потом садится в него и упорно смотрит на меня своими тусклыми глазами на белом, как мрамор, лице, освещённом луной.
Поручик взвыл от страха. Привидение тут же исчезло. Кузен, естественно, проснулся. И поручик, заикаясь, поведал ему о происшедшем. А потом попросил кузена переселить его на остаток ночи в любую другую комнату. Кузен, переменившийся в лице, принялся в свою очередь крайне настойчиво уговаривать поручика ни в коем случае не рассказывать о явлении призрака никому из домашних, особенно хранить в секрете от матери и бабушки.
— А утром, — завершает свой рассказ поручик, — старый лакей пристал ко мне с вопросом, почему я не спал в зале, а перешёл с паничем в столовую. Я не стал давать ему объяснений, но он не унимался и стал назойливо говорить, что догадывается, в чём дело, и знает хорошо, что причиной этому — покойная «паненка». Она часто является, и «не только вы, панич, видели, но и мы все, точно так же и пан, и дети панские».
Эта история интересна тем, что её впитали беларуские евреи, массово уезжавшие в США. В их первой волне эмиграции они и создали в США Голливуд, являющийся по сути и по факту продуктом белорусской эмиграции (ведущие и первые компании Голливуда созданы белорусскими евреями, та же «Метро Голдвин Майер» и многие другие), где тема Камиллы появилась в первых фильмах о Дракуле ещё в 1910-х годах, а потом была неоднократно повторена в поздних кинопостановках, но уже в контексте с историей Дракулы.
Вот так белоруска Камилла стала для всего мира спутником Дракулы, его любовницей и героиней десятков фильмов Голливуда о вампирах. Как говорят, «вошла в традицию массовой культуры». Реальные события, произошедшие под Минском, создали целое направление в мировой киноиндустрии. Америка не с потолка узнала пусть не факты, а легенды о вампирах. Эти легенды привезли с собой наши белорусские евреи. Канувшие в Лету заграничного вневременья, как сама белорусская паненка Камилла. Таким именем здесь уже дочек не называют. 100 с лишним лет назад этих Камилл было в Минске пруд пруди, как и всяких Францишеков, Феофанов, Аверьянов и прочих. Знаю по истории своих предков, которые все до одного носили эти «странные имена». Но мода меняется. И сегодня мы Камиллу воспринимаем в голливудском старом фильме как нечто не наше.