Классические методики исследования памяти
Для исследования памяти с самого начала ее изучения был разработан ряд методик, которые теперь называются классическими. Они относительно просты и могут быть с успехом использованы для обозначенных выше задач изучения процессов запоминания в их самых элементарных формах.
1. Методика удержанных членов ряда.При этой методике все элементы экспериментального ряда (слоги, числа, фигуры, слова) зрительно или на слух предъявляются испытуемому последовательно. В зависимости от целей исследования ряд может быть предъявлен один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому предлагается либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести все, что он запомнил (устно или в письменной форме), не заботясь о порядке элементов ряда. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала. Метод удержанных членов ряда может употребляться в разных модификациях. Так, например, стимульный ряд может быть предъявлен не последовательно, а целиком, на специальной карточке или с помощью фотоустановки на строго определенное время. В другой модификации в инструкции может быть дано указание на запоминание элементов ряда в той самой последовательности, в которой они предъявлялись.
Методика широко используется для определения непосредственного объема памяти, зависимости процесса запоминания от содержания и структурных особенностей материала и других целей.
2. Методика удачных ответов (или парных ассоциаций).Экспериментальным материалом в данном случае служат ряды из пар слогов, чисел, фигур, слов, которые испытуемый должен запомнить. Материал предъявляется последовательно пара за парой, между парами соблюдается строго определенная пауза.
Если используется зрительный способ предъявления, то испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары (в трохеическом размере). Например: бм – луц или шр – вол. При слуховом предъявлении экспериментатор сам читает пары также в трохеическом размере. После предъявления всего материала (один или несколько раз) испытуемому предъявляется только первый элемент каждой пары зрительно или его читает экспериментатор, а испытуемый должен назвать или записать второй элемент пары. Количество правильно воспроизведенных вторых элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций. Методикой удачных ответов изучается влияние на процесс запоминания различных по содержанию связей между опорными элементами (первыми элементами пар) и элементами–объектами (вторыми элементами пар).
С помощью словесных отчетов испытуемых можно устанавливать характер ассоциаций, к которым они прибегают для запоминания вторых элементов пар. П. И. Зинченко предложил модификацию этой методики, которая заключается в том, что элементами–опорами являются вторые элементы пары, а испытуемый должен воспроизводить первые элементы. Он предложил также просить испытуемого воспроизводить элементы дважды: первый раз в произвольном порядке, как они вспоминаются, а второй раз – в ответ на предъявление вторых элементов ряда.
3. Методика выучивания.Сущность данной методики состоит в том, что испытуемого заставляют выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов), чтобы безошибочно воспроизвести весь ряд в любом порядке. Для этой цели экспериментальный материал предъявляется испытуемому несколько раз. После каждого предъявления он пытается воспроизвести его. Количество повторений, которое потребовалось для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества правильно воспроизведенных элементов после каждого предъявления позволяет построить график выучивания (на оси абсцисс откладываются порядковые номера предъявлений, а на оси ординат – количество воспроизведенных элементов). Совершенно естественно, что для построения графика выучивания количество элементов ряда (длина ряда) должно быть таким, чтобы испытуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.
Эта методика позволяет, во–первых, прослеживать динамику процесса запоминания материала разного объема и различного содержания. Во–вторых, этим методом можно устанавливать характерные особенности процесса забывания. Заставляя испытуемого повторно воспроизводить заученный материал через разные промежутки времени, можно построить график забывания. В этом случае на оси абсцисс откладываются отрезки времени повторных воспроизведений, а на оси ординат – количество правильно воспроизведенных элементов ряда. В–третьих, методика выучивания позволяет выявлять влияние про– и ретроактивного торможения на процесс запоминания значительного по объему материала. Фиксируя в протоколе, какие элементы ряда сохранились в памяти после каждого предъявления, можно построить график частоты воспроизведения каждого элемента за все предъявления. Для этой цели на оси абсцисс откладываются порядковые номера элементов ряда, а на оси ординат – частота воспроизведения элемента. График, как правило, показывает, что крайние элементы (первые и последние) удерживаются лучше, чем средние (так называемый эффект края).
4. Методика тождественных рядов (или методика узнавания).Как известно, узнавание менее сложный процесс, чем воспроизведение. При узнавании требуется лишь выделить среди многих других объектов те, которые подлежали запоминанию, тогда как воспроизведение предполагает вспоминание объектов. Методика узнавания состоит в том, что испытуемому после предъявления ряда элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых имеются все или несколько элементов первого ряда, и предлагается их узнать. С помощью метода тождественных рядов можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения в зависимости от объема и содержания материала.
Для учета результатов экспериментов в исследованиях памяти пользуются рядом показателей. Назовем главные из них.
1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного материала. В последнем случае этот показатель называется коэффициентом запоминания. Он равен:
где К3 – коэффициент запоминания; т – количество правильно воспроизведенных или узнанных элементов; п – объем материала (общее количество элементов).
2. Количество элементов ряда, воспроизведенных в той самой последовательности, в которой они предъявлялись испытуемому. Этот показатель, если он берется в абсолютных числах, называется точностью запоминания, а если в процентах к общему количеству правильно воспроизведенных элементов, – коэффициентом точности запоминания КТ
где l – количество элементов, воспроизведенных в той последовательности, в которой они были предъявлены; m – количество правильно воспроизведенных элементов.
3. Количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании экспериментального материала в абсолютных числах или в процентах к общему объему материала. Этот относительный показатель называется коэффициентом ошибок К0
где r – количество ошибок, допущенных испытуемым; п – объем материала (общее количество элементов).
4. Время, потребовавшееся для достижения определенного уровня запоминания.
5. Число повторений экспериментального материала, необходимое для его выучивания.
Кроме этих количественных показателей, как правило, при анализе материалов используют графики и диаграммы, данные словесного отчета испытуемого, данные наблюдений экспериментатора за поведением испытуемого во время эксперимента, качественные характеристики результатов опыта.
Задание 5. Исследование кратковременной памяти
Тема задания
Знакомство с методиками исследования объема непосредственного запоминания и выявление условий, обеспечивающих его продуктивность.
Введение
В мнестических процессах существенную роль играет кратковременное запоминание, т.е. сохранение на короткий срок следов предъявленного материала.
Цель исследования кратковременной памяти состоит в том, чтобы определить, какой объем предложенного материала может быть удержан и после какого интервала полностью воспроизведен испытуемым. Изучается, как влияет на объем кратковременной памяти характер предложенного материала5.
Задача также заключается в том, чтобы выяснить те условия, которые определяют возможность запоминания и удержания предъявленного материала.
Существенным вопросом, встающим в исследованиях памяти, является вопрос о механизмах забывания: является ли оно следствием первичной слабости следов или возникает в результате того тормозящего влияния, которое оказывает деятельность, выполняемая в интервале между заучиванием и воспроизведением (интерферирующая деятельность). Необходимо проследить, какая интерферирующая деятельность оказывает наибольшее тормозное влияние: гетерогенная или гомогенная, простая или сложная и т.п. Следует также выяснить, мешает ли запоминание заданного материала успешному выполнению следующей за этим деятельности (феномен «проактивного торможения»).
В задании достигается только часть поставленных целей, а именно: определяется объем непосредственной памяти (опыт 1) и устанавливается зависимость объема от степени осмысленности материала (опыт 2) с одновременным выяснением влияния побочных деятельностей на удержание следов (опыт 3). Используется одна из модификаций метода удержанных членов ряда. Применяется слуховой способ предъявления запоминаемого материала.
Отработка задания
Студенты последовательно выполняют опыты 1–3, отличающиеся целями и процедурами.
Опыт 1