Групподинамический тренинг: веревочный курс
Веревочный курс (mpes course) — одна из наиболее популярных форм групподинамического тренинга командной сыгровки. В современной модификации он появился в 1960-е годы на базе интенсивных армейских обучающих программ. При подготовке ряда упражнений здесь используется альпинистское снаряжение, что и определяет название курса. Идеологом его в США стал К. Ронке [Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Ронке
адаптировал технологию сыгровки армейских штурмовых групп к подготовке бизнес-команд и разработал методологию, позволяющую в короткое время акцентировать, стимулировать и развивать командную сплоченность и соответствующие групповые эффекты.
Хотя о веревочном курсе говорят преимущественно как о тренинге, направленном на развитие командного духа, он также применим для развития определенного класса командных умений и навыков, поскольку базируется на идеях активного обучения взрослых. В основе идеологии веревочного курса лежат:
? принцип «вызова к выбору».Каждый человек может выбрать,
участвовать или нет в любом виде активности, и этот выбор уважается
инструктором и группой. Принцип способствует, с одной стороны, ат
мосфере поддержки и доверия, с другой — усилению персональной от
ветственности по отношению к происходящему;
? контракт о групповых нормах и правилах.Соглашение об опреде
ленном поведении между членами группы, которое обычно включает прин
ципы поддержки, уважения выбора, безопасности;
? цикл обучения на опыте.Прохождение для каждого формируе
мого навыка полного цикла экспириенциального обучения: получение
опыта, наблюдение, концептуализация, планирование следующего опыта.
В настоящее время в мире по разным оценкам существует от 6 до 12 тыс. центров, построенных на методологии веревочного курса. Большинство из них находится в Северной Америке, однако веревочный курс популярен также в Австралии, Азии и Европе.
Типичный день веревочного курса начинается с разминочных упражнений (или активностей), имеет своим центром серию специально организованных упражнений по совместному преодолению препятствий, чередуемых с обсуждениями, после чего может использоваться направленное на углубление индивидуального опыта высокое упражнение.
Упражнения-разминки
Разминки— это короткие упражнения или групповые задачи, проводимые для активизации группы в начале или в середине тренинга (после перерывов или в качестве номеров-связок). Основное назначение разминок — разогрев (в англоязычной литературе часто используется метафорическое выражение icebreaker — «таянье льда»), поэтому большинство из них связано с физической активностью. Отсюда другое название подобных упражнений — «активности» — акцентирующее, скорее, процессуальный, чем результативный характер подобных процедур.
Многие разминки имеют самостоятельный групподинамический эффект — позволяют вновь сформированной группе (подгруппе) в форсированном темпе пройти фазу знакомства (углубления знакомства), обес-
I к" I ить синхронизацию эмоционального состояния и тонуса, установить полое близкий телесный контакт, облегчить вербальную или невербальную коммуникацию или координацию на дальнейших этапах.
Отдельный большой класс процедур начала тренинга составляют уп -рп.иснения, направленные на формирование и развитие доверия в группе. Подобные упражнения относятся к разминкам, хотя бывают довольно продолжительными и имеют самостоятельное значение. Они запускают пласт работы с групповыми нормами (внимательное отношение к каждому, индивидуальная и групповая ответственность, индивидуальный вы-Гюр, делать или не делать упражнение, безраздельное внимание, направ-ноиное на внутригрушювой процесс). Помимо прочего, они позволяют установить эмоциональные «якоря» и отработать ключевые этапы выполнения более сложных упражнений. Ключевым упражнением на доверие является «Падение на доверие».
Упражнение «Падение на доверие»
Участники по одному встают на площадку, поворачиваются спиной к линии падения и складывают руки в замок определенным образом. В это время остальные участники (страхующие) встают в две шеренги лицом друг к другу вдоль линии падения и вытягивают вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Падающий задает страхующим вопрос: «Страхующие готовы?». Страхующие отвечают: «Готовы!». Падающий сообщает: «Я падаю!». Страхующие отвечают: «Падай!», — после чего падающий падает спиной назад на руки страхующим. На природе падение может происходить с пенька, с закрепленной между двумя деревьями площадки или с горного выступа, в зале — с подоконника, с площадки, закрепленной на шведской стенке, с «козла» или «коня». Высота площадки — от пояса до плеча страхующих. Минимальное количество страхующих — восемь человек.
Проиллюстрируем глубину процессов на доверие, характеризующих упражнение «Падение на доверие», опираясь на руководство по ведению iюревочного курса [Зверев, 1993-2005].
Ключевыми точками индивидуальной работы с падающим являются осознанный им выбор, прояснение цели, принятие страха, перенос фокуса внимания вовне, декларация намерения и действие, основанное на этой декларации. При проведении упражнения следует обратить внимание на следующие моменты.
■ У участника всегда остается выбор — делать или не делать упражнение, о чем его обязательно нужно поставить в известность. К этому выбору можно будет апеллировать при проведении упражнения, напоминая участнику, что он сам осознанно пошел на данный шаг.
? Имеет значение порядок выполнения задания. Можно акцен- j
тировать внимание на очередности, спрашивая каждого: «Почему ты i
хотел быть первым?», Почему ты решил падать последним?», «Как ты
думаешь, в связи с чем ты не успел?».
? Падающий сам определяет участников, которые будут его
страховать. Человек может выбрать самых сильных, самых слабых,
только мужчин или только женщин. Он может выбрать тех, кому уже
доверяет или тех, с кем ему хотелось бы построить доверительные
отношения. Однако для того, чтобы определить страхующих, необхо
димо добиться согласия обеих сторон.
? Выбор «быть или не быть страхующим» позволяет повысить
степень осознанности и ответственности участников за безопасность
падающего и происходящее в целом.
В упражнении присутствуют два аспекта: доверие и ответственность. Со стороны падающего это доверие к страхующим в том, что они удержат его, а со стороны страхующих - ответственность за то, чтобы падающий не получил никакого ущерба.
Одна из форм поддержки падающего - использование созданных к этому моменту «якорей» на определенные действия и состояния. В качестве «якорей» выступают слова инструкции, произносимые четко и громко одинаковым по громкости и тембру голосом в сочетании с одинаковой позой и другим невербальным поведением. Можно встать напротив, сложить руки определенным образом, чуть прогнуть корпус и перед каждым падением громко и четко сказать участнику фразу, которую должен будет повторить он сам: «Страхующие готовы?». Ответ: «Готовы!». Фраза: «Я падаю!». Ответ: «Падай!». После этого дать участнику команду: «Вперед!». Слова и действия тренера в этот момент зафиксируют сознание группы на событии.
Ценность упражнения заключается не в индивидуальной работе с падающим (даже если это будет очень хорошая работа). В происходящее должна быть вовлечена вся группа, в противном случае упражнение превратится из командного тренинга в индивидуальную тренировку.
Значительная часть мотивирующих разговоров и работы с падающим ведется как будто в обращении к группе. Такой подход позволяет группе не просто наблюдать происходящее из позиции зрителей, а заставляет «примерять» каждую ситуацию на себя.
Во время работы с участником следует использовать поддержку команды. Если что-либо будет сделано или сказано со стороны команды, то выработанные ценности окажутся связанными в сознании участника именно с командой, а не с тренером. При этом в случае необходимости целесообразно обратить внимание страхующих на невысокую ответственность, которую они демонстрируют, когда долго не могут разобраться с организацией страховки, вяло и вразнобой отвечают падающему: «Готовы...» — или подбадривают его шутливыми выкриками типа «Доверься нам!». Для успеха упражнения необходимо позаботиться о том, чтобы поддержка участников была действительно поддержкой, а не помощью или манипуляцией.
В приложении 7 приведен ряд некоторых популярные разминок груп-нодинамического тренинга и отмечено их функциональное назначение. ('у шествуют и более специализированные разминки, направленные, на-111 жмер, на активизацию творческого потенциала группы.