Наследуемые особенности не изменяются – темперамент изменить не возможно, к ним можно только адаптироваться.
Приобретенные особенности можно изменить.
Сознание это высшая форма психического развития, присуща только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения, и как следствие преобразования окружающего мира.
ИНДИВИД |
Свойства индивида |
Конституционные особенности |
ПЕРВИЧНЫЕ |
Половой диморфизм |
Нейродинамические свойства |
Функциональная асимметрия мозга |
Структура органических потребностей индивида |
ВТОРИЧНЫЕ |
Динамика психологических функций |
темперамент |
задатки |
В основе темперамента лежит нервная система.
Нервная система, это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:
1. Функциональнее единство всех органов и систем человека.
2. Связь всего организма с окружающей средой.
Виды нейромедиаторов
Ацетилхолин | Тормозит основные процессы нервной системы | Понижает кровяное давление, приводит в состояние покоя. |
Адреналин | Стимулирует активность | Дает доп. Ресурсы: стимулирует кровообращение |
Дофамин | Создает ощущение эйфории | Гормон удовлетворения Вырабатывается при употреблении наркотиков |
Сератанин | Стимуляция кровеносных сосудов | Мозг не получает питания. Может привести к инсульту, шизофрении. Ананасы, бананы, сливы. |
ГАМК Гамма амино масленая кислота | Подавляет активность нервной системы, улучшает процессы мышления и памяти | Проявляется при обучении |
Эндорфин | Гормон радости (создает | |
Мелатонин | Отвечает за сон, замедляет процесс старения, сексуальную жизнь, регулирует давление. | До 30 лет |
Медикаменты
Антидеприсанты | Амитриптилин, пертофран | Обладают избирательным действием. Возбуждающие |
Транквилизаторы | Фенозипам, циклодол, элениум | Средства снимают тревогу и страх, эмоциональную напряженность. Не нарушают когнитивные функции. |
Неолептики | Трифтазин (шизофрения) галоперидол | Психотропные средства, лечение психоза, с малых дозах. (невротические, психопатические состояния) Превращает человека в овощ. |
Псиостимуляторы | мизокарб | Средства повышающие активизацию, улучшающие запоминание и интеллектуальную продуктивность (кокаин и амфетамин) |
Наотропы | наотропил | Положительно влияет на процессы мышления, запоминания, стабилизирует деятельность мозга, |
Депрессия нервной системы– нейробиологический процесс.
Интенсивное и частое воздействие на нервную клетку.
Темперамент – сочетание свойств нервной системы (И. Павлов)
Сила (слабость)– способность работать в стрессовых условиях. Способность держать нагрузку
Подвижность (инертность) – Импульс, возникает быстро, проявляется ярче, быстро проходит. Гибкое поведение. Способность проводить нагрузку.
Уравновешенность – одинаковое выражение обоих свойств силы и подвижности
СЛАБОЙ |
СЛАБОСТЬ неуровнорвешеный |
СИЛА Способность держать нагрузку |
ЭКСТРОВЕРТ Направленный на людей |
ИНТРОВЕРТ Направленный в себя |
Меланхолик – слабый, неуровновешенный тип. Положительные: высокая чувствительность, мягкость Человечность, доброжелательность, спообность к сочувствию Отрицательные: низкая работоспособность, мнительность, ранимость | Холерик – слабый и неуровнорвешеный тип нервной системы. Положительные: энергичность, увлеченность, трудоспособность Целеустремленность Негативные: горячность, невыдержанность, нетерпеливость
| |
Флегматик - сильный инертный тип Положительные: устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность Отрицательные: медлительность, невыразительность. | Сангвиник – Сильный и уравновешенный тип нервной системы Положительные: мобильность, оптимизм, жизнерадостность, трудолюбие Отрицательные: склонность к зазнайству, лекгомыслие, поверхностность |
Саморегуляция.
Саморегуляция поведения – это способность человека к постановке значимых целей, программированию шагов, к их достижению, адекватной оценки результатов деятельности.
Гибкость 5 Самостоятельность 7
Планирование (цель) – индивидуальные особенности, выдвижения и удержания целей, сформированность у человека, осознанного планирования деятельности.
Высокие показатели: сформированы потребности в осознанном планировании. Планы реалистичны, детализированные, иерархичны и устойчевы.
Низкие показатели: потребность развита слабо, цели меняются, поставленная цель редко бывает достигнута., планирование малореалистично. Не задумываются о будущем, цели выдвигаются по ситуации и обычно не самостоятельные.
Моделирование (условия) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представление о внешних и внутренних условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.
Высокие показатели: способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности.
Низкие показатели: слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Программирование (способы) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий.
Высокие показатели говорят о сформировавшийся потребности продумывать способы своих действий и поведение для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемости программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибки изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы к помехам.
Низкие показатели: говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.
Показатель оценки результатов (оценка) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя, и результатов своей детельности поведения
Высокие результаты: развитость и адекватность самооценки, сформированы и устойчивы субъективных критериев оценки результатов.
Низкие показатели: не замечает ошибки, не критично своим действий.
Гибкость (перестроение) уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраиваться, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.
Высокие показатели – пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств легко перестраивают планы и арограммы.
Легко меняет планы.
Низкие показатели: в динамичной быстроменяющейся ситуации чувствует себя неуверенно.
Самостоятельность (независимость) характеризует развитость регуляторной автономности.
Высокие показатели: свидетельствует об автономности организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Низкие показатели: Зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.
Общий уровень сформированости – оценивает общий уровень сформированости индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека
Высокие показатели: самостоятельны, адекватно реагируют на изменение условий, легко овладеет новыми видами активности, уверенно чувствует в незнакомых ситуациях.
Низкие показатели: потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
Четыре критерия патологии.
ОТКЛОНЕНИЕ СТРАДАНИЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ ОПАСНОСТЬ
Шизофрения - возраст возникновение 18-25 лет Распространение 1% по всему миру.
Причины: до конца неизвестны.
Нарушение структур головного мозга.
Нарушение обмена нейромедиаторов.
Иммунные нарушения (энцефалит, менингит)
Вирусная инфекция
Генетическая обусловленность
Особенности восприятия и чувствительности на нейропсихическом уровне.
Стресс.
Имеет ли шизофрения духовные корни – да, может иметь в некоторых случаях, но не всегда.
Как отличить шизофрению от одержимости: искать корень проблемы.
Симптомы:
Галлюцинации
Бред
Дезорганизация мышления и речи
Деперсонализация (нарушение личностных привязанностей – безразличие к близким) и дереализация (перестает заниматься какой либо деятельностью, ходить на работу)
Показания к госпитализации:
Неуспешное лечение в амбулаторных условиях
Желание самого больного
Настоятельные просьбы родственников
Опасность больного для общества
Склонность к суициду
Тяжелая депрессия
Выраженный бред, галлюцинация, или кататония.
Методы работы с шизофрениками:
Молитвенное попечение
Соблюдение режима лечения (образ жизни, прием таблеток, сон)
Контроль за духовными переживаниями (при необходимости ограничивать от мистических религиозных переживания)
Помощь в адаптации.
Болезнь Альцгеймера старческое слабоумие, заболевание преимущественно пожилого возраста в течении которого постепенно происходит отмирание клеток головного мозга, приводящее к утрате умственных способностей ( память, речь, мышление)
Причины:
Пожилой возраст (очень редко в молодом возрасте)
Наследственная предрасположенность
Состояние окружающей среды
Сердечно сосудистые заболевания (инфаркты, инсульты)
Уровень образования (низкий уровень образования)
Черепно-мозговые травмы.
3 стадии болезни Альцгеймера:
Легкая (мягкая) стадия:
Частично признают что больны, отсутствует кратковременная (оперативная) память: не помнят куда положили вещи, не трудоспособны. Либо равнодушны, либо агрессивны (+ депрессия) Зафиксировать все нотариальные документы.
Средняя стадия:
Разрушается мышления человека, путают даты и время суток, теряют ощущение времени, потихоньку стираются воспоминания из памяти, забывает своих детей, жену и мужа. Агрессивны.
Тяжелая стадия:
Неспособен, ни к чему, не могут ходить, умываться, могут появиться эпилептические припадки. Смерть от инфекции (воспаление легких) из за ослабленного иммунитета.
Симптомы:
Забывчивость
Задает один и тотже вопрос
Рассказывает одну и ткуже историб в подросьностях
Теряется в пространстве
Неряшлив
Нарушение мелкой моторики
Непонятная речь
Любые замечания принимаются в штыки
Замыкание в себе
Преутомление
Сдвиг в прошлое (регрессия)
Что можем сделать:
Установить режим
Поддержка независимости
Отсутствие конфликтов
Сохранение чувства юмора
Безопасность
Больше общение
Душевная теплота и любви
Сохранение чувства собственного достоинства
Профилактика в церкви:
Физические упражнения (зарядка)
Стремление к интеллектуальному развитию (курсы)
Общение в церкви
Организация клубов (чувства полезности)
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивационные конфликты человека
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Потребность (модель К. Левина)
Внутренние и внешние потребности (любовь - еда)
Нереализованная внутренняя потребность, выражается через реализацию внешней.
Страх и вина – этим манипулируют рекламные ролики.
Они манипулируют через потребности быть защищенным, быть в безопасности и признании.
Потребность: не осознаваемая - и не опредмечена (не знаю что хочу) -
потребность |
мотив |
предмет |
Мотивационный конфликт – хочу купить платье, но не знаю какое
Хочу отдохнуть |
море |
рыбалка |
дача |
Купить путевки |
Подготовить снасти |
Купить шезлонг |
Я хочу на море |
Я хочу на рыбалку |
Я хочу на дачу |
Фрустрация (ограничение – психологическая проблема связанная с не возможностью достижение поставленной цели, при одновременно высокой мотивации при её достижения) как базовый мотивационный конфликт.
Фрустрация – более длительный мотивационный конфликт, очень травматичный
Усиление мотивации |
Разочарование |
Агрессия |
Невроз - |
Депривация- чувство необходимости цели или некоторое ограничение, и видит самый простой способ ее реализации. |
Фрустрация – «глаз видит, а зуб неймет» Возможности нет, а желание есть |
Тревожность - |
Изменение цели |
Сознательное отступлении от цели |
Перенос цели |
Терапия |
Последствие: Проблема: желание реализовать себя, через желание иметь что то.
Источник проблемы: Нарушение когнитивных установок. Задача: расширить когнитивные стратегии
Я хочу | Я должен | Я могу | |
Мотивационный конфликт Мотивация побуждает человека к реализации определенной цели. Проблема может возникнуть в том, что мотивация не приводит к достижению цели. Энергия мотивации появляется, но не реализуется. Происходит перенапряжение – формируется депрессии. | |||
Нравственный конфликт (Почему) я хочу – я - должен: прокрастинация – студенческий синдром: сознательно откладывает) – нужно: 1. организация времени. 2. Определение мотивации. | |||
Конфликт нереализованного желания Конфликт нереализованного желания (я хочу – я должен – я – могу) – работа с целями. Четкие критерии работы | |||
Ролевой конфликт Ролевой конфликт (я – должен – я – должен) - потребности мужа и потребности жены | |||
Адаптационный конфликт Адаптационный конфликт ( я – должен – я – могу) – человек не уверен в том, что может справиться со своими обязанностями – определить список обязанностей: что должен? Какова цель? | |||
Конфликт завышенной замооценки Конфликт завышенной самооценки (я – могу – я- могу) – нарушено понятие я – реального. Каков предмет |
Примеры:
Мотивационный конфликт – я хочу купить, но не знаю что.
Выход: дать бумагу и попросить написать, что непосредственно тебе нужно…. в подробностях (зачем, как использовать)
Нравственный конфликт: я хочу поехать в аквапарк, но должен ехать на служение.
Выход: А должен ли? Кто тебе сказал? Что значит должен? Стараемся примерить позиции либо работаем с наиболее ограниченной из них (я должен)
Конфликт нереализованного желания: служитель открывает церковь в деревне, но не получается, он чувствует себя виноватым. Это чувство усугубляется со временем. Человек разрушает самого себя.
Выход: Напиши чего ты хочешь, как ты это видишь? Попытаться сделать цель реалистичной…. Не завышенные ожидания….