Формы и методы профилактики табакокурения
Меры, применяемые для борьбы с употреблением табака, крайне разнообразны и направлены на решение целого ряда задач: информирование о вреде курения, предупреждение начала курения, помощь в прекращении курения и/или в снижении объема потребления табачной продукции, защита от пассивного курения.
Анализ молодежного курения по данным РМЭЗ и специального студенческого опроса показал, что на потребление табачной продукции влияют следующие факторы: цена за пачку сигарет, стаж курения, курение одного из родителей, пассивное курение, употребление алкоголя, образование, успеваемость.
В целом, как утверждает ВОЗ, и подтверждают многие исследования, отдельные меры по борьбе против употребления табака эффективнее работают в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.
Наиболее полно все разнообразие мер систематизировано в Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ) Всемирной организации здравоохранения, к которой присоединилось 173 страны (по состоянию на октябрь 2013 г.), в том числе и Россия. Конвенция устанавливает минимальные требования к законодательству стран-участниц, но поощряет страны, присоединившиеся к ней, идти дальше минимальных мер. Комплекс мер по борьбе с табаком в рамках РКБТ известен под аббревиатурой MPOWER. В расшифровкеMPOWER означает: Monitor – Protect – Offer – Warn – Enforce – Raise taxes): Мониторинг ситуации – Защита от пассивного курения – Помощь в прекращении курения – Предупреждение об опасности курения – Снижение ценовой доступности табака.
Чтобы помочь людям преодолеть эту пагубную привычку, 31 маяво всем мире отмечается День без табака.
Меры по борьбе против употребления табака можно разделить на 4 группы – экономические, административные, консультационно-информационные и медикаментозные.
Самым действенным инструментом государственной политики в борьбе с употреблением табака считаются экономические меры, влияющие на цену сигарет. К ним чаще всего относят налоги на табачную продукцию, хотя могут применяться и другие – пошлины на ввозимое сырье для производства сигарет или даже введение минимальной цены за пачку. В каждой стране своя система налогов: где-то применяются табачные акцизы, где-то конечная цена на табачную продукцию увеличивается за счет НДС и/или налога с продаж.
Налогообложение табачной продукции осуществляется в 90% стран мира (по данным ВОЗ, в 163 странах из 182), а величина налогов регулярно пересматривается. Рекомендуемая Всемирным банком доля налога в цене пачки сигарет должна составлять от 2/3 до 4/5. Этого правила придерживаются страны Европейского Союза, а также многие развитые и развивающиеся государства.
Цены на табачные изделия в РФ остаются одними из самых низких в мире. Снижение стоимости на сигареты относительно других потребительских товаров делает табак доступным для всех групп населения независимо от уровня доходов. В первую очередь, это вызвано акцизной политикой – действующие сегодня налоги, даже с учетом их повышения в течение 2014 г., не приводят к радикальному повышению цен. Например, акциз на табак составляет около 7 рублей в расчете на пачку сигарет, тогда как в европейских странах (включая страны Балтии и Восточной Европы) он варьирует от 50 до 75% цены.
В целом, при должной налоговой политике налоговые меры могут быть крайне эффективны, особенно в предупреждении курения. Эта мера позволяет предотвратить начало курения, стимулирует курильщиков отказаться от потребления табака или снизить его потребление. Выгоды от повышения налогов на табачные изделия очевидны – они позволяют не только сократить потребление табачной продукции, но и пополнить бюджет страны.
Анализ данных РМЭЗ за 2013 г. показал, что рост цены сигарет оказывает (хоть и не столь сильное, как в развитых странах) влияние на вероятность курения у женщин, но не влияет на мужчин. Увеличение цены пачки сигарет на 1 руб. вызывает снижение вероятности курения девушек на 0,95 %.
К административным мерам в первую очередь относят полные и частичные запреты на курение в общественных местах, запрет рекламы табака и ограничения на продажу табачных изделий. Это должно оградить некурящее население от вредного воздействия табачного дыма и предотвратить приобщение детей и молодежи к курению.
Исторически некоторые страны вводили частичные запреты на курение в общественных местах, обязывая хозяев помещений отводить специальные места для курения, устанавливать дорогостоящие системы вентиляции, разделять помещения для курящих и некурящих посетителей.
На данный момент имеются убедительные доказательства того, что полный запрет курения способствует сокращению потребления табачной продукции, уменьшению доли курящих среди молодежи, снижению уровня смертности от инфарктов, снижению уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями, а также снижению уровня пассивного курения.
Так, в публикации Института медицины Национальной академии наук США приведены результаты исследований, посвященных воздействию полного запрета на курение в общественных местах. Приводятся данные о том, что благодаря введенным запретам снижение уровня смертности от инфарктов составило от - 6% до - 47%.
Маерс с соавторами, проанализировав данные 10 стран, сделали следующие выводы: по их оценкам, снижение уровня сердечно-сосудистых заболеваний составило в среднем 17%. По данным Европейской ассоциации кардиологов, через год после запрета на курение во всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по поводу инфарктов: во Франции на 15%, в Италии (Рим) на 11.2%, в Ирландии на 11%, в Шотландии на 17%. В целом мета-анализ 24 публикаций и исследований показал 19%-ное снижение случаев инфаркта уже в течение первого года после введения таких запретов.
Запрет рекламы табачных изделий. Маркетинг табачных изделий оказывает сильнейшее влияние на потребление табачной продукции, особенно на формирование привычки у молодых людей.
Статья 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) (Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий) предусматривает введение всесторонних запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. ВОЗ утверждает, что введение таких запретов защищает население от воздействия маркетинговой тактики табачной промышленности и способно снизить потребление табака примерно на 7%, независимо от других мер контроля над табаком.
Ограничения на продажу табачной продукции. Практически во всех странах действуют ограничения на продажу табачной продукции несовершеннолетним. Кроме того, во многих странах действуют запреты на продажу сигарет через автоматы, поскольку при этом нет возможности ограничить продажу табачных изделий детям. В отдельных странах ограничивается торговля табачными изделиями через интернет. Эффективность этих мер зависит от строгости наказания и действия механизма принуждения. В тех странах, где применяется весь комплекс мер антитабачного регулирования, включая жесткие запреты на продажу, существенно ниже как распространенность курения среди подростков, так и его интенсивность.
Кинформационным мерамотносят специальные предупредительные надписи (или графические предупреждения) на пачках сигарет, антирекламные кампании, разоблачающие вред курения, «горячие линии», позволяющие получить анонимную консультацию и др. Цель данных мер – обеспечить возможность рационального выбора, сделать информацию об издержках доступной и тем самым снизить внутренние издержки неинформированных курильщиков.
Предупреждения на пачках сигарет. В статье 11 РКБТ (Упаковка и маркировка табачных изделий) устанавливаются требования в отношении предупреждений на табачных изделиях, которые должны сообщать об опасностях курения. Согласно этим требованиям, предупреждения должны занимать не менее 30% основной поверхности упаковки и должны периодически меняться. Кроме того, должно быть запрещено использование вводящих в заблуждение терминов, таких как «легкие», «мягкие» и т.д. Статья 12 РКБТ также обязывает страны обеспечить доступ к информации о вреде курения и преимуществах его прекращения.
Предупреждения на пачках сигарет могут быть текстовыми и графическими, занимать разный процент поверхности упаковки. В настоящее время в 15 странах мира предупреждения занимают более 50% основной упаковки передней и задней сторон сигарет. Еще в 18 странах предупреждения занимают ровно 50% упаковки. В последнее десятилетие все больше стран стали применять графические предупреждения.
Исследования подтверждают, что графические предупреждения более эффективны, чем текстовые, поскольку наглядно демонстрируют последствия курения и взывают не только к разуму, но и к эмоциям.
Антитабачные кампании в СМИ.Публикация первого научного исследования в отношении последствий курения для здоровья состоялась в США в начале 1950-х, а первый доклад Главного врача США о курении и здоровье в 1964 году широко обсуждался в СМИ и привлек внимание американской общественности. С тех пор воздействие фактора «страха за здоровье» исследовалось разными методами, позволившими заключить, что курение сигарет резко сокращается при появлении новой информации о последствиях курения. Например, ранее упоминавшийся доклад Главного врача США 1964 года привел к немедленному сокращению общего объема спроса на сигареты на 5%.
Кампании в СМИ против курения широко используются для сокращения потребления табака. Эконометрический анализ влияния публикаций негативных сообщений о курении и антирекламы, как правило, показывает, что такие меры могут существенно снизить потребление сигарет. Важно и то, что у подростков под воздействием эффективной антитабачной рекламы более чем вдвое снижается вероятность стать заядлыми курильщиками.
Консультации врачей призваны обеспечить возможность рационального выбора, сделать информацию об опасностях курения доступной. Консультации врачей могут быть достаточно эффективными. По данным исследования, проведенного в Гонконге, даже короткая консультация врача длительностью не более 1 минуты позволяет 4% пациентов бросить курить, тогда как при отсутствии такой консультации пациенты даже не задумываются о вреде курения.
Как показывает опыт исследователей из США, можно оценить чистые выгоды от консультаций в денежном выражении. Такие оценки часто проводятся для анализа эффективности программ по прекращению курения среди беременных женщин. Обычно такие программы включают консультации врачей, издание буклетов и т.д. Анализ одной из типичных программ, реализованной в США, позволил заключить, что 1 доллар, потраченный на консультации, позволяет впоследствии сэкономить 3,31 долл. на уходе за недоношенными детьми.
Горячие линии.Одной из популярных мер, направленных на помощь в преодолении табачной зависимости, является создание специальных телефонных линий, с помощью которых люди могут получить консультацию о способах борьбы с курением.
Заслуга горячих линий состоит и в том, что они способствуют если не отказу от курения, то снижению издержек пассивного курения. Если курильщикам не удается полностью избавиться от своей привычки, они как минимум лучше осознают тот вред, который наносят окружающим, и это часто меняет их поведение.
Медикаментозные мерынаправлены на помощь тем курильщикам, которые уже приняли решение избавиться от никотиновой зависимости. В распоряжении врачей- наркологов множество методик, в т.ч. с использованием специальных пластырей, никотиновых жвачек, спреев и т.д. Эффективность медикаментозного лечения хорошо изучена и составляет в среднем 15,8% (процент бросивших курить после прохождения консультации и медикаментозного лечения). По данным ВОЗ, медикаменты для прекращения курения способны вдвое увеличить вероятность успеха попытки бросить курить, и эта вероятность еще более возрастает, если медикаментозное лечение проводится в сочетании с консультированием.
В России с вступлением в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлены новые требования, запрещающие рекламу и спонсорство табачной продукции в соответствии с требованиями РКБТ и нормами развитых стран.
С вступлением в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» расширяется перечень мест, свободных от табачного дыма. Введение периодически обновляемых предупреждений на пачках сигарет. В России текстовые предупредительные надписи в размере не менее 30% пачки сигарет были введены только в 2010 г., графические предупреждения – с июня 2014 г.