Цель: усвоить понятия «познавательная деятельность», «тревога», «депрессия», «сознание», «самосознание», знать критерии ненарушенного и помраченного сознания.

Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

Тема: СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И БОЛЕЗНЬ (1 час).

Место: учебный кабинет.

Цель: усвоить понятия «познавательная деятельность», «тревога», «депрессия», «сознание», «самосознание», знать критерии ненарушенного и помраченного сознания.

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
1. Анатомия Анатомическое строение головного мозга  
2. Общая психология Психологию ощущений, восприятия, внимания, характеристику эмоционально-волевой сферы, психологию мышления и интеллекта  
Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих
2. Входной контроль и его анализ
3. Опрос студентов и разбор программных вопросов
4. Дополнительные вопросы, ответы на них
5. Исходный контроль знаний и его анализ
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов
Всего:  

5.План проведения практического занятия:

6. Список теоретических вопросов:

1. Клинико-психологические аспекты познавательной деятельности.

2. Влияние болезни на познавательные процессы человека: особенности ощущения и восприятия у соматически больных, нарушения внимания.

3. Влияние особенностей интеллекта больного на лечебный процесс: инфантилизм, олигофрения, деменция.

4. Влияние нарушений речи на лечебный процесс: дизартрия, заикание, мутизм.

5. Клинико-психологические аспекты эмоционально-волевой сферы.

6. Влияние болезни на эмоционально-волевую сферу.

7. Проблема неотреагированных эмоций и ауторелаксация. Влияние болезни на эмоциональное состояние. Нозогении.

8. Болезненные изменения эмоций: тревога, депрессия, эмоциональная лабильность.

9. Волевые качества личности: выдержка, решительность, настойчивость, инициативность, организованность и их роль в лечебном процессе.

10. Изменения воли, влечений и поведения во время болезни (гипобулия, абулия, астения).

11. Сознание, самосознание, их уровни. Теория бессознательного.

12. Психодинамический подход в медицине.

13. Критерии ненарушенного сознания.

14. Состояния сознания у больного: при усталости, сонливости, аффективно-суженное сознание.

15. Особые состояния сознания.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку: намечать предварительно цель, планы и содержание будущей деятельности; проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение; предусматривать результаты своих действий и руководить ими по мере выполнения.

Ощущение – это первичный психический акт. Ощущение предшествует процессу восприятия. Ощущение является первичным психическим актом.

Восприятие – это отображение окружающей действительности в ее внешних связях и отношениях.

У больных с соматической патологией возможны такие нарушения когнитивной функции, как неадекватное отношение к своей болезни (анозогнозический, гипонозогнозический или гипернозогнозический), повышенная утомляемость, гиперестезия, гипо- и анестезии.

Влияние особенности интеллекта больного на лечебный процесс: олигофрения, деменция

В соматической практике чаще всего встречаются пациенты со следующей формой нарушения интеллекта:

а) Олигофрения – врожденная или приобретенная (в первые 3 года жизни ребенка) интеллектуальная недостаточность. По степени выразительности интеллектуального недоразвития олигофрения разделяется на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность - наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. В диагностическом отношении эта форма иногда представляет значительную трудность, потому что интеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Мышление имеет элементы способности к обобщению. Это способствует приобретению определенного запаса знаний, овладению навыками чтения, писания, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой вспомогательной школы.

Имбецильность - более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Оказывается в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и по большей части без обработки, заимствованы от окружающих.

Идиотия- являет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функции мышления. Мышление практически отсутствует (алогия), к слову с речью проблемы те же. В языке обращения воспринимаются не по содержанию, а по интонации, и сопровождающему языку мимики и жестов. Эмоции крайне элементарны и по большей части связанны с физическим самочувствием, физиологической потребностью. Форма выражения аффекта примитивна: радость оказывается в двигательном возбуждении; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

б) Деменция – приобретенное, возникающее в результате болезни снижение интеллекта, памяти, и эмоциональное оскудение.

Деменция может возникать при:

1) сосудистых заболеваниях головного мозга;

2) последствиях черепно-мозговых травм;

3) опухоли головного мозга, эпилепсии;

4) некоторых обменных заболеваниях;

5) атрофических возрастных процессах;

6) гиповитаминозах;

Наши рекомендации