Функции и задачи кадровой службы.
Современные условия требуют совершенствования всей деятельности по управлению трудовым потенциалом предприятия, которое предусматривает отход от статистико-документальных форм кадровой работы и переход к системному формированию и проведению эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, области, региона.
В связи с этим функции кадровой службыв современных условиях заключаются в следующем:
Административная деятельность, которая обеспечивает выполнение действующего законодательства в сфере труда.
Организация трудоустройства, которая реализуется через подбор, прием на работу, ознакомление с рабочим местом, инструктаж относительно условий труда и техники безопасности на производстве, переход с одного рабочего места (должности) на другое, увольнение работника и др.
Формирование резервного потенциала на предприятии.
Помощь руководству в разработке форм и систем заработной платы, системы премирования, определение размера социальных льгот.
Проведение постоянного контроля за условиями труда, трудовой дисциплиной, техникой безопасности.
Разработка положения и проведение аттестации персонала, организация конкурсов на замещение вакантных должностей.
Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Сотрудничество с профсоюзами и руководством организации в разработке и заключении коллективного договора.
Регулирование социально-психологических отношений путем определения причин конфликтов и разработку мероприятий по снижению социального напряжения в коллективе (празднование торжественных дат, юбилеев и т.п.).
К основным задачам кадровой службы на современном этапе можно отнести:
Разработку эффективной системы кадрового менеджмента (определение целей, задач, принципов и методов реализации кадровой политики в рамках конкретной организации).
Разработку структуры и штатного расписания кадровой службы, определение структуры профессиональной подготовки и функциональных обязанностей менеджеров по кадрам.
Набор персонала путем использования всех возможных источников пополнение кадров.
Формирование руководящего состава организации. Проведение анализа качественного состава управленческих кадров, организация работы с молодыми и перспективными работниками, формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей.
Оценку профессиональной деятельности работников, которая предусматривает разработку методики и процедуры аттестации персонала, организацию работы с резервом, проведение конкурсов специалистов.
Разработку мероприятий, направленных на быструю адаптацию новых работников в коллективе.
Организацию повышения квалификации персонала, которая предусматривает разработку и реализацию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников, определение конкретных форм и баз проведения обучение.
Управление трудовой дисциплиной и текучестью кадров путем совершенствования систем оплаты труда., предоставления широкого спектра социальных льгот, гарантий для сохранения стабильного коллектива.
- Текучесть кадров. Факторы влияния на текучесть кадров.
Основные факторы, влияющие на текучесть кадров
Влияние возраста
путем смены рабочего места или организации. Подобные действия являются следствием дезадаптации работников. К 25 годам текучесть среди молодых работников, как правило, снижается. К этому возрасту многие из них находят свое призвание, а следовательно закрепляются за определенными профессиями.-Молодой работник, только что окончивший учебное заведение, при столкновении с проблемой решает ее кардинально
30 лет намечается новая волна текучести кадров, которая связана, в большей степени, с решением проблем создания и улучшения бытовых условий, создания семьи, рождения ребенка.-В возрасте 26
Чем моложе работник, тем больше он склонен к различного рода перемещениям, т.к. склонен применять метод "проб и ошибок". Однако, исследования показывают, что интенсивность текучести кадров находится в обратной зависимости от возраста: чем больше возраст, тем меньше интенсивность текучести.
Влияние образования
Образование является одной из основных предпосылок формирования личности работника, формирования его ценностей и потребностей, степени критического отношения к окружающему, его мобильности и адаптивности к различным производственным условиям.
Очень часто работники с высоким уровнем образования работают на таких участках, где не требуется высокого общеобразовательного уровня. Отсюда появляется чувство неудовлетворенности, разочарования, стремление сменить работу на более интересную и перспективную. Работникам с невысоким уровнем образования трудно найти работу вообще, а особенно с наиболее благоприятной производственной обстановкой. Поэтому они меньше покидают предприятия.
Исследования по текучести кадров показывают, что между интенсивностью текучести и уровнем образования работников существует тесная зависимость: чем выше уровень образования, тем выше текучесть кадров.
Влияние стажа работы
В зависимости от стажа работы на предприятии работников можно подразделить на две группы. Первую из них составляют те, кто не задерживается на одном месте более 2-3 лет. Текучесть кадров идет в основном за счет этой группы работников. Во второй группе, состоящей из постоянных работников, тоже не наблюдается абсолютной стабильности, хотя в этом случае вероятность текучести кадров значительно меньше.
Между интенсивностью текучести кадров и стажем работы на предприятии существует определенная зависимость: чем меньше человек проработал на предприятии, тем выше интенсивность текучести, больше вероятность того, что он покинет данное предприятие.
Влияние пола
Не всегда наблюдается различие в интенсивности текучести кадров среди мужчин и женщин. Однако, при минимальном стаже работы на предприятии интенсивность текучести среди мужчин значительно выше, чем среди женщин. В дальнейшем картина меняется: при стаже работы в 2-3 года интенсивность текучести среди женщин значительно возрастает по сравнению с мужчинами. Это можно объяснить тем, что женщины менее решительны, менее уверены в своих способностях и возможностях чем мужчины, поэтому дольше не решаются покинуть предприятие. У мужчин же неудовлетворенность производственной обстановкой проявляется быстрее и резче.
Влияние трудовой адаптации
Человек не всегда выбирает ту работу, которая в действительности соответствует его образованию, знаниям и способностям. Это выявляется в процессе трудовой адаптации работника. Новый работник попадает в ситуацию, о которой имеет лишь общее представление, у него могут возникнуть необоснованные ожидания по отношению к своей работе, что ведет в дальнейшем к росту неудовлетворенности в работе. В результате этого работник пытается сменить одну производственную обстановку на другую. Это может объясняться неинфомированностью работника, а также тем, что предприятие может завысить положительные моменты и занизить трудности в работе. Поэтому целесообразно внедрение на предприятиях реалистичных технологий трудовой адаптации работника.
Предварительный инструктаж снижает текучесть кадров, а ощущение невостребованности или перегруженности ее увеличивает. Снижает текучесть кадров уверенность работника в том, что он может воздействовать на производственные процессы.
Работники добросовестнее и с большим желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность в работе приносит свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своих изменений.
Влияние уровня заработной платы
основной компонент уровня жизни, который играет большую роль при определении места работы.-Заработная плата
Степень удовлетворенности заработной платой определяется:
средней заработной платой, которую получают работники на аналогичных рабочих местах в пределах предприятия или данного населенного пункта;
насколько велика вероятность получение более высокой заработной платы на другом месте (предприятии).