Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 18 страница
Но игра — не только способ выражения эмоций; она значит для ребенка гораздо больше. Дети дошкольного возраста учатся в основном посредством игровой деятельности (Piaget, 1952). До двух-трех лет дети, как правило, играют в одиночку или одновременно, но не вместе с другими детьми. Когда несколько двухлетних детей сидят вместе на полу, обычно каждый из них играет сам по себе. Дети только наблюдают друг за другом и повторяют действия соседа. Примерно с трех лет дети начинают играть действительно вместе. При этом им необходимо научиться понимать друг друга и разговаривать между собой. Родителям следует быть готовыми к тому, что, пока дети еще не научились делиться игрушками или играть ими по очереди, они будут часто ссориться. Психологи считают игры с другими детьми самым важным для дошкольника видом деятельности. Если дошкольнику не с кем играть, то его развитие может пострадать. Если ребенок живет далеко от других детей и у него нет товарищей по играм, то его надо специально водить в такие места, где он может встретиться с детьми и научиться играть вместе с ними.
При игровой деятельности у детей развивается и координация движений. Такие занятия, как бег, прыжки, строительство из кубиков, катание на качелях и с горки, способствуют развитию крупных мышц. Раскрашивание, вырезание, приклеивание и складывание несложной мозаики способствуют развитию навыков тонких движений. Обычно в программу дошкольных учреждений включены все эти виды деятельности. Если ребенок не посещает детское учреждение, то следует дать ему возможность дома заниматься этими полезными видами игровой деятельности.
Многие дети, которым не с кем играть, проводят много времени перед телевизором. К сожалению, при просмотре телепередач нельзя приобрести важное умение общаться и выработать столь необходимые двигательные навыки. Если дети познают мир в основном путем просмотра телевизионных передач, то у них может сложиться неправильное и предвзятое мнение о людях и об их взаимоотношениях.
Родители должны следить за тем, какие передачи смотрят их дети, а также с особой осторожностью относиться к телерекламе. Рекламные ролики оказывают серьезное влияние на вкусы детей, а как правило, в них рекомендуется питаться продуктами с низкой калорийностью. Для большинства родителей вкусы их детей являются источником постоянных мучений. Поскольку в раннем детстве рост ребенка происходит медленнее по сравнению с периодом младенчества, у ребенка ухудшается аппетит. Поэтому дети раннего возраста очень разборчивы в еде. В результате прием пищи часто становится для них продолжением игры, и именно такая ситуация описана в юмористическом отрывке, приведенном в Приложении 6.4. Поскольку аппетит ребенка понижен, перед родителями встает трудная задача накормить ребенка самыми питательными продуктами.
Как родители могут добиться, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным? И вообще, какими методами лучше поддерживать дисциплину? По мнению Колберга (Kohlberg, 1969, 1976), у большинства детей раннего возраста моральные принципы и понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», формируются под влиянием поощрений и наказаний. Наказуемые поступки ребенок считает плохими, а поощряемые — хорошими. Маленькие дети основывают свою систему ценностей на установках родителей и других взрослых, мнением которых они дорожат. Жино (Ginott, 1969) советует родителям подвергать критике или порицать не саму личность ребенка, а только его поступки. Например, если маленький мальчик разбросал игрушки на полу в кухне, не нужно обвинять его в том, что он «неряшливый» или «глупый». Лучше направить «огонь критики» на устроенный им беспорядок. Можно сказать: «Я сержусь, когда ты разбрасываешь свои игрушки по всей кухне. В кухне беспорядок, и кроме того, кто-нибудь может споткнуться и упасть». Жино особенно подчеркивает тот факт, что ребенку надо предложить положительную альтернативу. Родители могут добавить: «Если ты уберешь игрушки в коробку, на кухне будет порядок и никто не упадет». Последовав этим советам, родители будут способствовать формированию у ребенка правильной системы ценностей и положительной самооценки.
Приложение 6.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
КАК ЕСТЬ ПО-ДЕТСКИ - ИЛИ КАК НЕ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ
Горошек.Растереть в пюре и размазать по тарелке тонким слоем. Вдавить вилку в гороховое пюре. Поднять вилку в вертикальное положение, зубцами вверх, и слизывать с нее гороховое пюре.
Картофельное пюре.Сделайте из картофельного пюре горку и выровняйте ее вершину. Выкопайте ложкой несколько углублений в пюре. Представьте себе, что это пруды или озера. Наполните озера соусом. С помощью вилки соедините озера реками и наблюдайте, как по ним потечет соус. Украсьте все это горошком. Есть не надо.
Альтернативный метод.Сделайте большое углубление в центре горы из картофельного пюре. Налейте в углубление кетчуп. Перемешивайте до тех пор,
пока пюре не станет розовым. Ешьте тем же способом, который рекомендуется для горошка.
Шпинат.Разделите всю порцию шпината на четыре кучки. Затем все перемешайте и поделите на три кучки. Повторив эту процедуру пять-шесть раз, отодвиньте тарелку и скажите, что вы сыты.
Французские сосиски.Разговаривая, помахивайте сосиской в воздухе, чтобы усилить впечатление от сказанного. Вообразите, что вы дирижируете оркестром. Затем засуньте в рот сразу четыре сосиски и попытайтесь их разжевать. Повернитесь лицом к своей сестре, откройте рот и высуньте язык. Закройте рот и проглотите находящуюся там пищу. Улыбнитесь.
Источник: Ephron, D. (1979, June). How to eat like a child. Saturday Evening Post.
Упражнение 6.6
Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будут посещать дети в возрасте от двух до шести лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту. Первый пункт за вас уже заполнили.
а. Групповые игры: необходимо отвести время на то, чтобы дети общались друг с другом. Пусть они играют в групповые игры и занимаются деятельностью, в процессе которой им придется делиться игрушками и играть по очереди.
б. Развитие двигательных функций крупных мышц ______________
в. Развитие тонкой моторики
г. Просмотр телепередач
д. Питание.
е. Дисциплина.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ДЕТСТВО
Детство, то есть период начальной школы от шести лет до начала полового созревания, приносит с собой много изменений. Несмотря на то что в начале этого периода ребенок растет не особенно быстро, происходят значительные сдвиги в его интеллектуальном, моральном и социальном развитии. Но детям школьного возраста все равно необходимо играть, чтобы развивать координацию движений и быть здоровыми. Дети, которые в школьном возрасте мало двигаются, в дальнейшем подвержены сердечным заболеваниям. Айсмэйл и Грубер (Ismail and Gruber, 1952) обнаружили, что результаты в учебе выше у тех детей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями.
По данным Пиаже (Piaget, 1952), примерно в 7 лет у большинства детей происходит целый ряд заметных сдвигов в интеллектуальном развитии. Память у них улучшается и становится более систематической. Дети начинают справляться с решением гораздо более трудных задач и объективнее оценивают собственные достижения. Они начинают отличать реальный мир от воображаемого и перестают верить в Деда Мороза. Они сравнивают себя со своими сверстниками по таким показателям, как результаты в учебе, спортивные достижения и популярность среди товарищей.
В период учебы в начальной школе дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Для игр они объединяются в группы и склонны выбирать себе товарищей среди представителей собственной расы и этноса. Этот возрастной период часто называют «компанейским возрастом». К началу периода полового созревания компании становятся более тесными и состоят обычно из двух-трех близких друзей.
Моральное развитие детей происходит постепенно, по мере того как они усваивают моральные принципы и правила своих учителей и друзей. Многие из игр, пользующихся популярностью у младшеклассников, ведутся по правилам. В этот период дети начинают лучше понимать значение правил и выносят суждение о моральности того или иного поступка, основываясь на том, согласуется ли он с установленными правилами или нарушает их (Kohlberg, 1976). Это большой шаг вперед по сравнению с ранним детским возрастом, когда мораль ребенка была ориентирована только на наказания и поощрения.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
14. Какое определение является верным для характеристики ребенка в неонатальный период? а. Недоношенный ребенок б. Новорожденный ребенок в. Возбудимый ребенок г. Нелюбимый ребенок
15. Какое вскармливание, по мнению психологов, полезнее для ребенка?
а. Грудное вскармливание.
б. Искусственное вскармливание.
в. Смешанное вскармливание.
г. Вскармливание может быть и грудным и искусственным, поскольку главным фактором является проявление любви к ребенку во время кормления.
16. Какого режима кормления грудного ребенка, по мнению психологов, следует придерживаться родителям?
а. Кормить строго через каждые четыре часа
б. Кормить строго через каждые три часа
в. Кормить ребенка, когда он проголодается
г. Выбрать режим кормления, удобный и для ребенка, и для родителей
17. Что необходимо младенцу кроме родительской любви?
а. Строгие правила
б. Нормы поведения
в. Стимулирование развития
г. Общение с другими младенцами
Рис. 6.3. Помните правила игры в «Иван сказал» '?
' Это игра на внимание. Ведущий договаривается с участниками, что они должны выполнять какие-то действия (скакать, садиться-вставать, вертеть головой и т. д.), только если перед «приказанием» говорится «Иван сказал...». Если распоряжение отдано без этих начальных слов, оно не должно выполняться. Невнимательные — штрафуются. (Прим. науч. ред.)
18. Как следует правильно реагировать родителям, если их маленькая дочка коверкает слова?
а. Позволить ей коверкать слова и самим произносить их так же, как она, чтобы она считала, что говорит правильно.
б. Позволить ей коверкать слова, но самим произносить их правильно, чтобы она могла слышать верное произношение.
в. Делать ей замечания и заставлять повторять слова с правильным произношением.
г. Наказывать ее за неправильное произношение и выслушивать только тогда, когда она говорит правильно.
19. Какой вид деятельности важнее всего для ребенка дошкольного возраста?
а. Групповые игры
б. Чтение
в. Просмотр телепередач
г. Соблюдение правил
20. Дон — восьмилетний мальчик. Как вы думаете, в какой компании он предпочитает проводить свободное время?
а. Группа восьмилетних мальчиков
б. Группа восьмилетних девочек
в. Один или два восьмилетних мальчика
г. Компания, состоящая из одного-двух восьмилетних мальчиков и одной-двух восьмилетних девочек
21. В каком возрастном периоде дети обычно усваивают нормы морали и учатся соблюдать правила?
а. Неонатальный период
б. Младенчество
в. Раннее детство
г. Детство
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЮНОСТЬ
За время, проходящее от момента зачатия до достижения человеком двенадцатилетнего возраста, с ним происходят поразительные перемены. В начале этого периода он представляет собой микроскопический зародыш, а в конце — уже подросшего ребенка. Затем с ним происходят дальнейшие физиологические, социальные и интеллектуальные изменения, в результате которых ребенок должен превратиться во взрослого человека. Период перехода от детства к зрелости называется подростковым возрастом и юностью.
Левинсон (Levinson, 1986) рассматривает этот этап как предшествующий взрослости (нулевой этап). Это время, когда молодые люди обретают самостоятельность и перестают зависеть от родителей как материально, так и эмоционально. К концу данного периода у человека появляется чувство независимости и желание жить самостоятельно (этап 1 поЛевинсону).
Физиологические изменения
Примерно с двенадцатилетнего возраста ребенок вступает в период полового созревания. Начинается развитие вторичных половых признаков: у девочек становятся шире бедра и округляется грудь, а у мальчиков грубеет голос и развиваются мышцы. У подростков обоих полов начинают расти волосы на лобке и под мышками. Половое созревание завершается к тому времени, когда у подростков появляются основные половые функции. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков увеличиваются размеры пениса и появляется потенция и способность к эякуляции. Возраст наступления половой зрелости колеблется в широких пределах. Обычно у девочек половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков.
Изменения в социальном статусе
Юность часто считают бурным периодом жизни, временем решающих перемен, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Недавно психологи выяснили, что юность не обязательно бывает беспокойной, как было принято считать прежде. Когда вы вспоминаете свои подростковые годы, то, вероятно, в первую очередь вам приходят на ум некоторые тревоги и страхи, одолевавшие вас в то время. Если вы в том возрасте были таким же, как большинство подростков, то у вас была своя компания или группа друзей, с которыми вы предпочитали проводить время. Эта компания могла иметь официальный статус — например, клуб или студенческое товарищество, — но, скорее всего, это была неформальная группа. Один или два члена компании были вашими близкими друзьями. Наверняка вас сильно волновало, что о вас думают ваши друзья.
Большинство юношей и девушек весьма чувствительны к мнению своих сверстников. Они полностью разделяют убеждения и вкусы членов своей компании. Они стараются одеваться так же, как их друзья, и пользуются общим жаргоном. В 50-е годы молодежь употребляла выражения типа «здорово» и «блеск», в 60-е годы появились словечки «классный» и «законный», в 70-е — «обалденно» и «клёво», а в 80-е — «круто» и «улет». Как правило, юноши и девушки выбирают себе друзей, похожих на себя, то есть представителей своей расы, принадлежащих к той же социо-эконо-мической группе и придерживающихся тех же взглядов. Они постоянно оказывают друг на друга давление, чтобы члены группы во всем соответствовали принятым в ней «стандартам». Среди молодежи имеет место сегрегация по этническому признаку. Штейнберг и др. (Steinberg et al., 1972) сообщает, что учащиеся, принадлежащие к одной этнической группе, редко бывают знакомы с членами других этнических групп. При общении с окружающими у подростков часто возникают затруднения. Для подростков характерна застенчивость, и даже такая простая задача, как ответить на вопрос учителя перед всем классом, у некоторых вызывает страх.
Рис. 6.4. Этот подросток весьма независимым способом приобщился к духу праздника.
Как правило, подросток предпочитает проводить большую часть времени с друзьями, но иногда ему необходимо побыть наедине с самим собой. Юность часто называют временем самоутверждения; иными словами, это период, когда каждая личность должна заявить о своей самостоятельности. Подростки находятся в противоречивом положении: с одной стороны, они стремятся к независимости, а с другой — они во многом зависят от родителей. Юности свойствен дух бунтарства. Бунт против родителей обычно принимает форму недоверия к родительским мнениям, споров и пререканий со старшими и нежелания подчиняться семейным правилам. Невзирая на то что подростки хотят отвоевать свою свободу, им по-прежнему нужна родительская любовь. Если родители неправильно реагируют на бунтарские настроения своих детей, то могут серьезно испортить с ними отношения.
Все возрастающую озабоченность вызывает рост самоубийств среди молодежи. С 1950 года их количество в США возросло на 200 %, причем особенно сильный рост их числа наблюдается в общественных слоях со сравнительно высокими доходами.
Еще одной серьезной молодежной проблемой является употребление наркотиков и алкоголя. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, то их дети-подростки как правило, следуют их примеру. Но еще более сильное влияние оказывают на подростков их сверстники. Несмотря на то что скорость прироста числа наркоманов в США в настоящее время несколько уменьшилась, в городах и пригородных зонах проблема наркомании стоит очень остро. В России дело обстоит еще тяжелей; проблемой профилактики распространения наркотиков в подростковой среде сейчас по-настоящему никто не занимается. Причем наркомании подвержены подростки практически всех слоев общества — соответственно, по разным причинам.
Интеллектуальное развитие
Превращение ребенка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С осознанием этого у них обостряется чувство справедливости и совесть. По данным Роджерса (Rogers, 1972), у подростков также улучшается умение планировать свое будущее. Средний пятнадцати-шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10-20 лет вперед и готовиться к грядущим переменам в жизни.
Упражнение 6.7
Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, — к физиологическим, социальным или интеллектуальным?
а. ______ Четырнадцатилетний Тони прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда роди тели просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.
б. ______ Пятнадцатилетняя Шакти пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как
родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все
указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени для себя!»
в. ______ Теперь, когда Питеру исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.
г. ______ Бедняга Нэд! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха».
д. ______ С тех пор как Гайе стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться "белой вороной"».
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Последние исследования процесса развития взрослого человека показали, что все люди в той или иной степени проходят в своей жизни через одни и те же этапы (Levinson, 1986). Жизнь взрослого человека имеет вполне определенную циклическую структуру.
Некоторые люди развиваются таким образом, что эта структура несколько усложняется, а иногда и изменяется, но, как правило, все проходят через одни и те же этапы развития:
Этап | Описание | Возраст |
До вступления во взрослую жизнь | От зачатия до 22 лет | |
Переход в молодость | 17-22 | |
Начало жизненного цикла молодости | 22-28 | |
Переход тридцатилетнего рубежа | 28-33 | |
Кульминация жизненного цикла молодости | 33-40 | |
Переход через середину жизни | 40-45 | |
Переход пятидесятилетнего рубежа | 50-55 | |
Кульминация жизненного цикла зрелости | 55-60 | |
Переход в пожилой возраст | 60-65 |
Молодость
Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, все еще не справились с юношескими проблемами, хотя порой выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к 20 годам. Люди, которые дольше обычного срока получают образование или продолжают жить в родительском доме, взрослеют медленнее. Молодой человек, получивший диплом бакалавра, затем магистра и продолжающий учебу, чтобы получить докторскую степень, склонен общаться с людьми моложе себя. Если он постоянно обращается к родителям за деньгами и уклоняется от работы и общественных обязанностей, то он задержался в юношеском возрасте. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьезные из них — это выбор спутника жизни и профессии (см. главы 12 и 16). Молодость обычно начинается с планов и надежд. Шихай и Гулд (Sheehy, 1976; Gould, 1975) независимо друг от друга опросили молодых людей в возрасте между 20 и 30 годами и выяснили, что для этого возраста характерны честолюбие и целеустремленность. Ши-хай назвал этот возрастной этап «декадой попыток». Левинсон (Levinson, 1986) рассматривал возраст от 20 до 30 как начало взросления.*
* В оригинале употребляется термин early adulthood (англ. ранняя взрослость). (Прим. науч. ред.)
Это возраст, когда люди выбрали для себя жизненный стиль и получили полную независимость.
Шихай (Sheeny, 1976), Гулд (Gould, 1975) и Левинсон (Levinson, 1986) обследовали также молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет и пришли к выводу, что после тридцати лет наступает время переоценки достигнутых результатов (этап 3 по Левинсону). Люди стремятся восполнить пробелы в своей жизни. Бездетные супружеские пары начинают подумывать о том, чтобы обзавестись детьми. Женщины, до сих пор занимавшиеся домом и семьей, ищут возможность начать работать. Многие из супружеских пар, женатых более семи лет, начинают испытывать неудовлетворенность своим браком и «оглядываться по сторонам». С приближением к сорока годам к людям, как правило, приходит ощущение стабильности своей жизни и удовлетворенности (этап 4 по Левинсону). Шихай назвал этот период временем «пускания корней».
В возрасте от 20 до 40 лет с человеком происходит много изменений. После двадцати лет в его характере еще часто присутствуют черты, свидетельствующие о незрелости личности, но к завершению этапа молодости они, как правило, исчезают. По каким признакам можно определить, является ли личность человека зрелой?
Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чувство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Ниже приводится перечень атрибутов зрелости, по которому вы можете проверить, являетесь ли вы зрелым человеком.
• Способность самостоятельно мыслить. Если вы — зрелая личность, то вы способны иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на вашей системе ценностей. Вы, конечно, можете советоваться с другими людьми, но окончательные решения всегда принимаете сами.
• Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если вы совершили ошибку, то готовы признать свои недостатки и взять вину на себя.
• Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то что вы по-прежнему иногда испытываете тревогу или раздражение, вы научились владеть собой. Вы больше не впадаете в панику, не разражаетесь слезами и умеете контролировать свой гнев.
• Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, вы хотите приносить пользу обществу и добиться полной финансовой независимости. Вы предпочитаете, чтобы ваше материальное положение не зависело от родителей и родственников.
• Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Вы умеете проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и способны поддерживать глубокие и близкие отношения.
Упражнение 6.8
Прочитайте сюжет и подчеркните одной чертой все поступки героини, характерные для незрелой личности, а двумя — характерные для зрелой.
Двадцативосьмилетняя Натали работает парикмахером. Ей нравится ее работа, но хозяин парикмахерской подумывает о том, чтобы ее уволить. Дело в том, что Натали сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны ее работой. Вчера она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской.
У Натали есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он выслушал и посочувствовал ее трудностям. Но Натали никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ЗРЕЛОСТЬ
После того как люди примерно к сорока годам обустраивают свою жизнь и, по выражению Шихая, «пускают корни», на пятом десятке к ним, как правило, опять приходит ощущение неудовлетворенности, которое можно назвать «вырыванием корней». Становятся все более заметными признаки физиологического старения. После сорока на лице появляются морщины, фигура теряет стройность, волосы седеют или редеют. Однако те мужчины и женщины, которые довольны своим образом жизни и достижениями, обычно легче приспосабливаются к переменам, происходящим в зрелом возрасте.
Изменения, характерные для зрелого возраста, породили ряд выражений типа «бунт среднего возраста», «кризис середины жизни» и «кризис среднего возраста». Все эти выражения указывают на осознание человеком того факта, что молодость прошла и надо смириться с приближением старости. Левинсон (Levinson, 1986) назвал этот этап, пятый по счету, «срединным переходом». Это время переоценки ценностей и подведения итогов достигнутого, когда приходит понимание, что времени осталось не так уж много. Первая половина жизни прошла. Приведенная в Приложении 6.5 выдержка из статьи дает современное представление о проблемах, с которыми люди сталкиваются в среднем возрасте.
В дополнение к собственным проблемам людям зрелого возраста приходится заботиться о своих стареющих родителях, а иногда и пережить смерть одного или обоих из них. В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены.
В недавнем прошлом ученые уделяли большое внимание проблемам, связанным с климаксом, наступающим у женщин в зрелом возрасте.
Здесь необходимо заметить, что климакс свойствен не только женщинам, но и мужчинам. Просто ученые (видимо, в большинстве своем — мужчины) больше уделяли внимание протеканию климактерического периода именно у женщин.
За последнее время психологи выяснили, что многие представления о климаксе не имеют научного подтверждения. Например, депрессия совершенно не обязательно бывает связана с гормональными изменениями, происходящими в организме женщины при переходе к менопаузе. Симптомы депрессии могут иметь психологические причины. Кроме того, интерес женщин к половой жизни и получаемое от нее удовольствие с наступлением менопаузы не уменьшаются. Наоборот, половая жизнь приносит больше удовлетворения, поскольку женщина не боится забеременеть. Тем не менее результаты опросов говорят о том, что в обществе преобладают отрицательные представления о климаксе и менопаузе, и эти представления вызывают больше проблем, чем сами явления (Adler, 1991). Как правило, работающие женщины адаптируются к наступлению зрелого возраста легче, чем неработающие. Это дает основание считать, что социальные и психологические факторы играют, как минимум, такую же роль в процессе адаптации, как физиологические изменения, происходящие в организме женщины в зрелом возрасте.
В среднем возрасте депрессия встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин. Мужчин, которые занимаются тяжелой физической работой, часто огорчает то, что их силы слабеют. Те мужчины, которые работают в офисах или на производстве, еще не ощущают ухудшения своей работоспособности, но и они постепенно осознают, что годы самой плодотворной работы подходят к концу.
Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью и достижениями, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие. По классификации Левинсона, в период зрелости люди проходят через 6, 7 и 8 этапы развития. Они начинают лучше понимать и принимать себя и свой стиль жизни. В идеальном случае в этом возрасте к людям должно прийти более глубокое постижение и приятие себя и своей жизни.