Взаимодействия между врачом и пациентом
В случае предстоящих оперативных вмешательств предпочтительным является сочетание врачебного руководства и элементов сотрудничества. При использовании оперативных методов необходима тщательная психологическая подготовка и информирование больных о предстоящих процедурах и характере хирургического вмешательства. Информирование больных должно проводиться дифференцировано с учетом тяжести соматического состояния и личностных особенностей пациента.
При тревожном типе отношения к болезни не следует полностью раскрывать природу заболевания, а при отрицании своего заболевания или недооценке степени его тяжести следует частично рассказать больному о его заболевании и его последствиях.
В случае отказа от операции не следует прибегать к устрашению пациента, хотя это наиболее короткий путь к получению его согласия. За «маской» отказа от операции нередко скрывается сильный страх перед операцией и ее последствиями.
Чаще всего пациенты опасаются не столько самой операции, сколько ее последствий и изменения своего жизненного статуса в дальнейшем. Преодоление страха перед операцией достигается хирургом либо суггестивным влиянием при большой вере в него пациента, либо выяснением имеющихся у него опасений и при необходимости его разубеждением. Важно учитывать два основных типа проявления страха перед операцией. У одних больных все симптомы этого состояния резко проявляются в их поведении, они активно высказывают свои опасения, обычно их легко успокоить. У других – хладнокровных, рассудительных, дисциплинированных, внешне невозмутимых - страхи могут проявляться в вид кризов, коллапса, шока. При общении с такими пациентами следует не жалеть времени на обсуждение всех вопросов, касающихся их отношения к операции, их сомнений и переживаний, которые они сами могут и не высказать, хотя внутренне очень переживают.
Объем информации о возможных осложнениях предоставляется пациенту в зависимости от характера оперативного вмешательства: наименьший – при задаче неотложного спасения, наибольший при – косметических операциях.
В послеоперационном периоде новые задачи лечения требуют сотрудничества, активного участия больного в лечении и реабилитации. Хирург должен изменить свою прежнюю позицию директивного руководства, иначе больной не приобретет нужной самостоятельности, активности, уверенности в своих силах, а будет сохранять позицию зависимой личности.
Врачу необходимо также учитывать пассивную или активную позицию больного при расширении двигательного режима в соответствии с его соматическим состоянием. Например, раннее присаживание относиться как к физическому, так и к психологическому аспекту реабилитации у больных с активной позицией. Больным с пассивной позицией следует разъяснить все вопросы, касающиеся их состояния, поскольку некоторые высказывания врача могут быть восприняты неверно, например, указание врача о соблюдении осторожности при движениях, может оказать ятрогенное действие и пациент начнет избегать любых движений.
У гинекологическихбольных тревога и страх, связанные с опасениями неблагоприятных последствий операции, касающихся интимной жизни можно преодолеть посредством разъяснений (в допускаемой женщиной форме) о характере заболевания, результатах его лечения, о том, как болезнь отразиться на функциях половой системы. Такие разъяснения будут способствовать эффективности реабилитационно-восстановительных мероприятий. Врачу следует взять на себя руководство беседой, поскольку в ряде случаев особенности воспитания, культуры, смущение могут не позволить женщине первой проявить инициативу при обсуждении вопросов, касающихся ее интимной жизни.
У онкологическихбольных формирование отношения к болезни во многом зависит от степени осведомленности пациента о своем заболевании. Не существует единой точки зрения на вопрос о том, в какой форме и каким образом следует информировать пациента о его диагнозе.
По мнению одних исследователей считается, что степень достоверности сообщения о болезни должна определяться характером и стадией заболевания, а также отношением больного к предполагаемым методам обследования и лечения. Такой диагноз как рак следует сообщать в виде предположения о наличии заболевания только в случае необходимости побудить больного подвергнуться необходимому лечению при отказе от операции.
По мнению других – наиболее оптимальным и щадящим способом осведомления является открытие пациентам той правды, которую они хотят услышать, без сообщения истинного диагноза.
Существует и противоположное мнение – необходимо осведомлять больных о наличии злокачественной опухоли, указывая и точный прогноз. Это мнение мотивировано тем, 90% пациентов знают свой диагноз, а «щадящая ложь» вызывает у них чувство одиночества и создает разрыв между пациентом и врачом. Правда укрепляет самоуважение больного и веру в свои силы, поэтому более щадящей может оказаться прямая информация от врача, который перед этим тщательно изучить личность больного.
Одновременно высказываются суждения о том, что при беседе о заболевании следует, прежде всего, учитывать то, насколько пациент действительно хочет услышать истину о своем заболевании, чтобы не нарушить «психологической защиты». Больному можно сказать правду настолько, насколько она окажется способной мобилизовать защитные механизмы в его психике в борьбе с заболеванием.
В работе с онкологическими больными следует обратить внимание на выработку у пациента активной жизненной позиции, которая способствует благоприятному прогнозу заболевания. Здесь необходимо помочь пациенту найти «основание для жизни», которое заставит его противостоять болезни. Кроме того, существенным моментом является возвращение пациентов к трудовой деятельности. В данном случае следует обратить внимание на мотивы, отражающие решение больного вернуться к работе или отказаться от нее. Целью возвращения к работе может быть необходимость материального обеспечения семьи, сохранение социального престижа, любовь к творческой деятельности. При позиции отказа иногда выявляется боязнь возможных нагрузок, нарушения режима, которые, по их мнению, приведут к ухудшению здоровья. В данном случае врачу необходимо разъяснить пациенту степень влияния тех или иных внешних и внутренних факторов на его состояние. По данным Урзуновой В.Г. у больных, не вернувшихся к труду, отмечались отгороженность от окружающих, сужение круга интересов, концентрация внимания на личных переживаниях, значительная степень снижения социальных контактов, чувство одиночества.
Взаимодействие врача и пациентапритерапевтической патологиименяется в зависимости от периода заболевания. Ведущим в острый период является стиль руководства. Врач должен быть достаточно активен при выявлении всех вопросов, беспокоящих больного, так как невысказанные им сомнения нередко являются причиной ухудшения состояния. Вполне обоснованным является на первом этапе подчинение больного врачебным рекомендациям. В дальнейшем взаимоотношения должны приобретать характер сотрудничества, чтобы выработать у пациента активную позицию по отношению к лечению и реабилитации, совместно с больным вырабатывается новая линия поведения в жизни, соответствующая состоянию здоровья, с установкой на оптимальную активность.
В остром периоде врачу необходимо устранить чувство страха, а также облегчить переживания, возникающие вследствие осознания им изменения своего статуса. Этому будет способствовать установление доброжелательной, но решительной тактики врача в обращении с больным.
В последующем нужно сформировать у пациента адекватное отношение к своему заболеванию. Это достигается за счет информирования о степени тяжести заболевания, которое должны сообразовываться с особенностями личности пациента, его соматическим статусом, его осведомленностью о своем заболевании и быть настолько ясными, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию или некомпетентную информацию со стороны.
На дальнейшем этапе реабилитации необходимо подготовить пациента к возвращению в его привычные жизненные условия с учетом реального соотношения потребности в полноценной жизни и характера патобиологического процесса.
Психологические факторы