Особенности психологической коррекции в подростковом возрасте
Особенности психологической коррекции в дошкольном возрасте
Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достичь, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.
Направление коррекции интеллектуального развития дошкольников включает в себя:
· задачи развития восприятия сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти.
· Коррекция речевого развития, которое осуществляется в рамках логопедической помощи.
2) Коррекция детей дошкольного возраста с умственной отсталостью:
Решающую роль играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
Основные направления и задачи коррекции умственно отсталых детей:
1.Формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
2.Развитие зрительно-двигательной координации рук для подготовки к письму, выполнению трудовых заданий.
3.Сенсорное развитие (Восприятие формы, величины, цвета. Формирование целостного образа предмета. Восприятие пространства и ориентировки в нем. Развитие тактильно-двигательного восприятия. Развитие слухового восприятия)
4. Развитие мышления. (Переход от восприятия к мышлению, к обобщению. Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления. Развитие элементов причинного мышления, наглядно-образного мышления.
5. Речевое развитие.
Пути коррекции личностной сферы дошкольника
В дошкольном возрасте начинает активно формироваться личностная сфера.
Основными направлениями коррекции личностной сферы в дошкольном возрасте являются:
Коррекция и профилактика негативных черт поведения, в моменты возрастных кризисов (3, 7 лет) в поведении могут закрепиться на долгое время (капризы, упрямство, агрессия, протестные реакции и т.д.) Своевременная коррекция этих и других «возрастных» черт поведения позволяет быстро и эффективно освободить ребенка от возможности закрепления их в психики и формирования вторичных поведенческих нарушений.
Особенности психологической коррекции в младшем школьном возрасте
Индивидуальная коррекционная работа проводится с детьми с нарушением баланса процессов ассимиляции. Ассимилятивный стиль поведения - стремление ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, ребенок пытается полностью соответствовать желаниям взрослых. Типичные проблемы таких детей – страх не соответствовать ожиданиям и другие социальные страхи. Аккомодативный стиль поведения - стремление подчинить окружение своим потребностям, негибкость поведения, недостаточная критичность. В основе индивидуальной коррекционной работы используется подход, центрированный на ребенке (Г. Л. Лэндрет), его принципы: искренний интерес к ребенку и его внутреннему миру; безусловное принятие ребенка таким, какой он есть; создание у ребенка чувства безопасности, возможности исследования себя и свободного выражения своих чувств; предоставление ребенку средств выражения собственного «я»; постепенность коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком.
Особенности психологической коррекции в подростковом возрасте
Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт. Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации: установление контакта; запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; диагностическая беседа: поиск причин трудностей; интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка; реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей. Специфика каждого этапа: Установление контакта через объединение консультанта с подростком (голос, жесты, поза, слова). Диагностическая беседа - беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка. Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому, здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Затем предлагает ему отрывки из протоколов бесед с несколькими подростками, просит сначала сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать, может быть, они несколько похожи на его собственные. Естественно, что отрывки из протоколов подбираются консультантом заранее. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее. Этап реориентации предполагает не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия с помощью различных средств. Можно подойти к этому с помощью методики «Кот в сапогах». Подростку предлагается вспомнить сказку о коте в сапогах Она начинается с того, что умер мельник и оставил старшему сыну мельницу, среднему – осла, а младшему – кота. «Мало того, что пользы нет никакой мне от кота, да еще кормить его – только мешать он мне будет», – загрустил младший сын. Но потом оказалось, что именно бесполезный с первого взгляда кот помог младшему сыну стать счастливым: помог обрести любовь и успех. Далее продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация – его собственный кот в сапогах. В чем сделала его сильнее? Какие новые возможности открыла? Кроме того, иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Э.Эриксон), т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Необходимо помнить, что каждый конкретный подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. )) Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.
Психическое развитие ребенка и подростка протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения наблюдаются в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризисов. В клинике эти периоды обозначаются в возрасте 2–4 года, 6–8 лет и пубертатном возрасте 12–18 лет. В эти кризисные периоды в связи с нарушением относительного физиологического и психологического равновесия особенно часто возникают и выявляются различные нарушения психического развития.
При комплектации психокоррекционных групп необходимо учитывать степень тяжести и клинико-психологическую структуру дефекта у ребенка. Желательно, чтобы в группе были дети с разной степенью тяжести физического и психического дефекта, но одной нозологической формы. Например, в психокоррекционную группу детей с церебральным параличом целесообразно отобрать детей с разной степенью тяжести двигательного дефекта (передвигающиеся самостоятельно, на костылях, колясочники, но с сохранным интеллектом). При комплектовании коррекционной группы детей с синдромом раннего детского аутизма ориентация может вестись на уровень их аффективного и интеллектуального развития.
Проблемы детей — отражение проблем родителей, эмоциональной погоды семьи. При семейном неблагополучии, ребенок является "громоотводом", в котором эмоциональное напряжение прорывается, в форме поведенческих, эмоциональных, психосоматических проблем. Сизифов труд "лечить" следствие в ребенке и оставлять нетронутой причину. Следовательно, необходимо вовлечение в процесс психокоррекции и родителей. Работая с родителями, меняя их поведение как по отношению друг к другу, так и по отношению к ребенку, возможно разрешение проблем ребенка.
Важным компонентом работы с родителями является информирование их об особенностях развития ребенка, о вероятностном прогнозе развития и выработке конкретных рекомендаций.
Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа консультанта должна быть построена так, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и попытаться изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее.
В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей в рамках семейного консультирования.
То, что выделено синим можно удалить, сократив объем билета. Не настаиваю на предложенном материале, билет можно сократить в любом месте, где идет подробное объяснение.