Раздел 2. Психофизиология функциональных состояний и эмоций
Семинарское занятие (2 часа)
Тема 1 « Психофизиология функциональных состояний»
Цели: Усвоение студентами основных подходов к определению функциональных состояний, нейрофизиологических механизмов регуляции сна и бодрствования. Овладение методами сбора нейрофизиологической информации и анализа нейрофизиологических показателей сна и бодрствования
В процессе изучения темы формируются следующие компетенции:
ОК-2 понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи
ОК-3 владеть культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
ОК-11 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
ПК-6 способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
ПК-9 способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
ПК-20 способность к пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Вопросы семинара:
1.Проблемы определения функциональных состояний.
2.Психофизиология сна. (СР)
3.Психофизиология стресса. (СР)
4.Боль и её физиологические механизмы. (СР)
5.Обратная связь в регуляции функциональных состояний.
План семинарского занятия.
Проблемы определения функциональных состояний.
Задание 1: Заполните таблицу «Подходы к определению функциональных состояний»
Подходы | Основное содержание |
Комплексный | |
Эргономический | |
Психофизиологический | |
Нейрохимический |
Проведите сравнительный анализ рассмотренных подходов к определению функциональных состояний.
Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
Задание 2: Рассмотрите рисунок, выделите регуляторные блоки функциональных состояний.
Используя знания физиологии ЦНС, расскажите об уровнях регуляции бодрствования: клеточном, отдельных центров и мозга как целого.
Задание 3: Составьте сравнительную характеристику основных различий в эффектах активации ствола мозга и таламуса на основе материала учебника Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 2008. (с. 156). Данные занесите в таблицу:
Характеристики реакции | ЭЭГ активация ствола | ЭЭГ активация таламуса |
Область распространения | ||
Тип реакции | ||
Временная динамика |