Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта

Физиологич. аффект как не выходящее за пределы нормы эмоцион. состояние, характ-ся внезапностью возникн-ния, большой силой и кратковр-тью, изуч-ся в рамках психологии. Исторически опр-ние «физиол-кий» было введено, чтобы подчеркнуть отличие простого, норм-го аффекта от патолог-го, показать, что его физ. основу сост-ют естес-ные для здор-го чел-ка нейродинамические процессы. Однако причины наблюд-ся при аффекте физиол. явлений имеют псих. природу; поэтому рассм-мое нами эмоц-ное состояние правильнее было бы называть псих. аффектом. Диагностика и исслед-ние т. н. физиол. аффекта отн-ся к комп-ции СПЭ.

В психиатрии патол. аффект рассм-ся как острое кратковр. психич. расстр-во, возник. внезапно и характериз-ся такими особ-тями, как:

- глубокое помрачение сознания, кот. по «стр-ре д. б. отнесено к сумеречным состояниям»;

- бурное двигательное возбуждение с автоматич-ми действиями;

- полная (или почти полная) последующая амнезия соверш-х действий.

Причины, вызывающие состояние физиол. аффекта у чел-ка, м. б. двоякого рода. Во-первых, это обст-ва, угрожающие физич. сущ-нию чел-ка, связ. с его биологич. инстинктами и потребностями, например прямая или косвенная угроза жизни. Во-вторых, аффект м. б. вызван поступками окружающих, их высказыв-ми, соц. оценками, глубоко затрагивающими самооценку чел-ка, травмир-ми его личность. Известно, например, что состояние сильного душ. волнения часто бывает вызвано насилием или тяжким оскорбл-ем со стороны потерп-го, напр. как непоср-но на виновного, так и на др. людей.

Следов-но, физиол. аффект может возникнуть только в ситуации, имеющей специфич. признаки. Справедливо подчерк-ся в юр. лит-ре, что эта ситуация (в частности, ситуация насилия или оскорбления со стороны потерп-го) должна «сущ-вать реально, а не в воображении субъекта».

Данное полож-е не следует понимать слишком прямолинейно. Одна и та же ситуация может отраз-ся в сознании субъекта совершенно по разному в завис-ти от особ-тей его личности, психич. состояния — всего того, что предшествовало ее возникн-нию. Поэтому сила и глубина аффект. вспышки не обязат-но прямо пропорц-ы объект. силе раздражителя (оскорбления, насилия или попытки к его соверш-ю). Этим м. б. объяснена кажущаяся, с обыденной точки зрения, парадоксальность и неадекватность некот. аффект. реакций.

В исслед-ниях многих психологов обращ-ся внимание на то, что аффект возникает в уже совершенно определенно сложившейся ситуации и служит для субъекта своеобр. формой выхода из нее, разрядкой. Этот момент следует особо подчеркнуть как имеющий первостеп. знач-е при диагностике физиолог. аффекта.

Т. об., физиол. аффект может возникать как при первичном или однократном появлении аффектогенной ситуации, так и в рез-те постеп-го накопления аффективных пережив-й. В последнем случае особенно ярко выражена последов-но увеличив-ся тенденция к разрядке.

Физиолог. аффект не вызывает помрачения сознания. Поэтому чел-к, как правило, помнит о действиях, соверш-х им в этом состоянии. Однако встреч-ся случаи, когда отдельные действия или их эл-ты выпадают из памяти.

Характеризуя физиол. аффект, необх-мо спец-но оговорить, что он, оказывая сущ-ное влияние на сознание и деят-ть чел-ка, что счит-ся бесспорным среди психологов, вызывает не глубокие наруш-я сознания, как это происходит при патологич. аффекте, но лишь изменения его. Этот факт важен для дифференц-ной диагностики физиолог. аффекта. Отс-вие глубоких болезненных наруш-й сознания приводит, как правило, к обоснованному отрицанию экспертами-психиатрами наличия у обвин-го в момент совершения противопр. действий патолог. аффекта. Однако подобный вывод не означает еще, что обвиняемый не находился в состоянии физиол. аффекта.

В экспертном исслед-нии физиолог. аффекта (а особ-ти если оно проводится на стадии предвар. следствия) могут найти применение некот. экспериментально-психолог. методики. В данных эксперимент-го исслед-ния нельзя искать прямого ответа на вопрос о том, находился ли Обвиняемый в состоянии аффекта; они полезны только как дополн. сведения об индив-но-психолог. особ-тях обвин-го, специф-их чертах его эмоцион. жизни, большей или меньшей предрасполож-ти к аффективным вспышкам. Выбор конкр-ых методик произв-ся с учетом фабулы дела и своеобразия личности обвин-го. Можно, например, обратиться к некот. модифицированным в советской психологии тестам личности, если эксперт-психолог владеет ими на профес-ном уровне, или использовать традиц-ные методики, применяемые отеч-ными психологами.

Многостор. исслед-ние вооружает эксперта-психолога данными, как правило, достаточными для убедит-ной; аргументации вывода об эмоцион. состоянии обвин-го в момент соверш-я прест-ния и позвол-ми избежать крайнего лаконизма некот. заключ-й, сводящих на нет смысл экспертного психологич. исслед-ния. Примером того, как не надо проводить СПЭ, может служить случай, когда эксперты-психологи «заочно» составили заключ-е об отс-вии у обвин-го физиол. аффекта (оно уместилось на одной странице машинописного текста). Вместо того чтобы подробно проанализ-ть повед-е и эмоцион. состояние обвин-го, особ-ти его личности, эксперты-психологи, идя «от противного» обосновали свой вывод только тем, что в момент соверш-я прест-ния у обвин-го «лицо было спокойное, кровь к лицу не приливала, вены на лбу не набухали, глаза не блестели, дышал он ровно и спокойно, ничего не говорил» и т. п.

Для полноты экспертного психологич. исслед-ния, как и любого др. вида суд. эксп-зы, большое знач-е имеет правильное и точное формул-ние вопросов, выносимых на разреш-е экспертов. Трудно обойти молчанием случаи, когда представители правоохр. органов неумелой постановкой вопросов уводят экспертов-психологов в сторону от проблем, действит-но имеющих значение для следствия и суда.

57. Пенитенциарная психология: сущность, состояние и перспективы развития.

Исправит-ная (пенитенциарная; от лат. «роеnitentiarius» – покаянный, исправляемый) психол-я изуч. психол. основы ресоциализации – восстан-ния утрач-х соц. связей и качествличности, необх-ых для норм. жизнед-ти в обществе.

Пенитенц. психол-я исследует проблемы эффект-ти уг. наказания, динамику личности осужд-го, соц-психол. явления в общностях осужд-ых, особ-ти ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях соц. изоляции, психолог. особ-ти личности воспитателя и коллектива исправ. учр-ния.

Взаимодействуя с УИП, пенитенц. психол-я призвана разрабат-ть практич. реком-ции по ресоциализации осужд-х, ср-ва и приемы психолог. коррекции личности прест-ков.

Исправ. психол-я исследует законом-ти и особ-ти жизнед-ти чел-ка, отбыв-го наказ-е, положит. и отрицат. факторы условий соц. изоляции для личностной самор-ции индивида. Задача раб-ков испр. учр-ний состоит в диагностике личностных дефектов осужд-х, разработке обосн-ной программы их испр-ния, предупр-нии тех многочисл-ых отриц. «влияний тюрьмы», кот. традиц-но содействуют кримин-ции.

Следует отметить, что стратегич. задачей любого исправ. учр-ния явл. возможность оторвать прест-ка от условий его кримин-ции, разрушить его преступные связи и установки. Однако, как показ-ет практика, эта задача оказ-ся менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.

В кач-ве общих задач исправ. психологии можно указать след.:

– психолог. диагностика личностных особ-тей каждого осужд-го, выявление конкр. дефектов ее общей соц-ции, прав. соц-ции, а также дефектов ее психич. саморегуляции;

– разработка долгоср. программы индивид-но-личностной психолого-педагогич. коррекции, поэтапной ее реализации;

– осущ-ние необх-мых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологич. барьеров, проявлений кримин. психологич. защиты;

– разработка и внедрение новых пр-пов режима, его коренная гуманитаризация;

– всемерное восстан-ние наруш-х соц. связей личности, мобилизация ее псих. активности, формир-ние соц-положит. микросреды;

– формир-ние соц-положит. жизненных перспектив.

Основное значение в ИУ приобретает воспитат. деят-ть.

Воспитат. работа в ИУ склад-ся из след. компонентов:

1) изучение каждой конкретной личности;

2) создание отдельных групп осужд-х, из кот. впоследствии будет склад-ся коллектив;

3) режимное, труд. воздействие на группы осужд-х и на каждого отдельного осужд-го для ликв-ции дефектов психич. св-в, кач-в, для выработки положит. опыта, навыков, привычек;

4) примен-е методов воспитат. воздействия на личность и группы осужд-х для выработки положит. кач-в;

5) постоянная деят-ть по повыш-ю интеллект-го, волевого, эстетич. уровня каждого отдельного осужд-го;

6) подготовка осужд-х к жизни на свободе, вкл. поиск работы.

Вся направл-ть воспитат. работы должна последов-но создавать отрицат. отн-ние к прошлому; чувство виновности за соверш-е действия, за ущерб, причин. гос-ву или отдельным лицам; интерес к труд. и обществ. жизни ИУ; желание изменить в себе кач-ва, св-ва, кот. привели к действиям, нанесшим этот ущерб; перспективу жизни после отбытия наказания.

Конструкт. деят-ть призвана обеспеч-ть процесс перевоспитания осужд-х и выраж-ся прежде всего в прогноз-нии и план-нии системы действий, напр-ных на изуч-е отдельных осужд-х, группы осужд-х, мер воспитат. воздействия, примен-х к ним.

Вся воспит. деят-ть, а тем более перевоспитание лиц, соверш-х прест-ние, может проходить только при глубоком знании всех психич. особ-тей каждой личности.

Познават. деят-ть по изуч-ю личности осужд-х осущ. путем примен-я целой совок-ти спец. методов познания (собирание и изуч-е док-тов, провед-е беседы, наблюд-е, анализ рез-тов труда осужд-го, психолого-педагогич. экспер-ты).

В области пенитенц. психопрактики важным предст-ся реализация психотехнич-го подхода, кот. базир-ся на новых соц-психологич. типологиях осужд-х, а не только на классиф-циях осужд-х по группам пенитенц-го риска. Кроме того, востребованы соврем. интегральные психотехнологии, в том числе в области психопрофилактики, психокоррекции и психотерапии. На наш взгляд, психотехническая ориентация позволит внедрить в пенитенциарную практику и крайне значимый для конструкт-го развития психологии принцип "исследов-е действием, чтобы в итоге разрабат-ть адекв. методы диагностики и воздействия на личность осужд-х на разных этапах отбытия наказ-й и оптимально реализовать исправ-но-превентивную работу со спецконтингентом при внедрении прогрес. системы отбывания наказания. Пр-п "исслед-ние действием" будет конструкт-ым и при реал-ции модели воздействия по типу "кризис-интервенция". В связи с этим разрабат-мые сегодня психологами типовые программы психокоррекционной работы с различными категориями осужд-х должны примен-ся с учетом данных соц-психологич. мониторинга трансформации их личности в исправ. учр-нии и психологич. прогноза рецидива преступных деяний.

Наши рекомендации