Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г 2 страница

Длина и частота шагов у некоторых сильнейших спринтеров мира при беге на 100 м (по К. Гоффману, 19(Й)

        й % а с ? X . VI
В«гув   г « а л S5 С <0 оЗ к 3 о (К « К * 2 К аз
О. сг л £ я * и о О. .it «S3 ч и ж :г 53 д1 ч « v ьи
А. Хари ................................... 178,5 10.0 98.80 219.5 4,55
А. Хари .................................... 178,5 10,2 99,60 216,5 4,52
А. Хари...................... . . j . 178,5 10,5 99,30 4,50
Д. Оуэие................................... i 10,3 98,10 4,55
Э. Фиге рола ........................ . 10,3 • 68,40 :оз 4,73
Д. Зим............................ 10,2 10J,40 4,29
Б, Рэдфорд................................ t 10,3 103,00 4,66
Б. Рэдфорд................................ 10,6 98.50 4,69
А. Мерчисон............................. 10.5 100,50 5,02

Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. п.), а не те элементарные формы проявления быстро­ты, которые отмечены выше. Однако скорость в целост­ном сложнокоординированном движении зависит не толь­ко от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы оттал­кивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при деталь- ' ном научном анализе именно элементарные формы про­явления быстроты являются наиболее показательными.

Во многих движениях, выполняемых с максимальны­ми скоростями,-различаются две фазы: 1) фаза увеличе­ния скорости (фаза «разгона»), 2) фаза относительной стабилизации скорости (рис. 20). Характеристикой пер­вой фазы является стартовое ускорение, второй — дистад- ционная скорость. Так, по данным Ф. Генри и Дж. Траф- тона (1951), кривая скорости в спринтерском беге может быть описана уравнением:

где v(t)—значение скорости в момент времени t\ vm— максимальное, значение скорости; е—-основание нату- ф'альных логарифмов; k — индивидуальная константа, Характеризующая ускорение при разгоне со старта. Зна­чения vm и k не коррелируют между собой. Иными слова­ми: способность быстро набирать, скорость и способность передвигаться с большой скоростью относительно неза­висимы друг от друга {Генри' и Трафтон, 1951; Генри, 1960). Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. В од-

Рис. 20. Путь, скорость и ускорение в спринтерском беге {по Генри и Трафтон у, 1351)

(баскетбол, теннис и др.), в других важна лишь дистан­ционная скорость (прыжки в длину и др.).

.^-Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Можно очень быстро выполнять одни дви­жения и сравнительно медленно други$ДПрояаляется это, в частности, в том, что между скоростями в координаци­онно-различных движениях у одних и тех же лиц (бег — плавание; бег — ходьба и др.) не обнаруживается корре­ляции (В. М. Зацнорский. 1961).ГПрямой, непосредствен­ный перенос быстроты происходитлишь в координационно сходных движениях (Линдебург, 1949; Н. Г. Озолин,. 1949, а, В. М. Зациорский и др., 1959). Так, значительное улучшение результата в прыжках с места немедленно

скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгиба­ния ног имеет большое значение; в то же время на ско­рости плавания, удара в боксе, печатания на пишущей машинике это скорее всего совершенно не отразится. Зна­чительный перенос быстроты наблюдается только у сла­бо физически подготовленных людей, о чем косвенно можно судить по величинам корреляции между резуль­татами в разных упражнениях (табл.12).

Таблица 12 Зависимость между максимальными скоростями в беге н ходьбе у испытуемых разной квалификации (В. М. Зациорский,1962)
Результаты в беге (сек.) Количе­ство испы­туемых Коэффициент корреляции Минимально значимое значение Вывод о существен­ности коэффициента корреляции
14,1 и выше 0,427 0,217 . Положителен и
        статистически
        существен
12,0—14,0 0,095 0,195 Несущественно
        отличается от
11,9 —0,228 0,325 нуля Отрицателен, но
и меньше       статистически
        не существен

II.1.2. Физиологические, биохимические и морфологические осно­вы быстроты. Латентное время реакции слагается из пяти состав­ляющих: 1) появление возбуждения в рецепторе, 2) передача воз­буждения в центральную нервную систему, 6Т) переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффективного сигнала, 4) про­ведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, 5) воз­буждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз (обзоры,' см. Е. И. Бойко, 1964; Г. С. Юньев, 1963).

Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, чтойри макси­мальной скорости затруднены сенсорные коррекции по х®у выпол­нения: рефлекторное кольцо не успевает сработать (Н. А. Берн- штейн, 1940, 1947). С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях (Фалтон, 1945; Солли, 1952; Шмидтке, 1958, и др.).

В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы работают лишь' в. крайних точках полной амплитуды движения (Фенн, 1930, а, б; Эльфтман,

J940; Харстон, 1939; Хаббард, 1939). Какому-либо сегменту тела Сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участия 'у йышц-акта гон исто в и сегменту придается ускорение в обратном на­правлении. При большой скорости движений активность мышц на- V: столько кратковременна, что мышца не успевает за этот период 'заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометриче­ском режиме, и чем больше скорость, тем ближе к изометрическому ~Ьежим работ.ы (Стетсон и Боуман, 1935; Хаббард, 1939, а, б, 1960). Эффекторная им пульсация центральной нервной системы в быстрых . ji частых движениях выражается в виде концентрированных ,■*зал- t.noB» разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает рас- * пределение этих «залпов» во времени таким образом, чтобы произо- ' шло полное использование внутреннего напряжения мышц яри у во существу изометрических условиях.

Принято считать (см., например, учебник физиологии под ред. Н. В. Зимкина, 1965), что быстрота, в особенности если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов.

С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания АТФ в мышцах и скорости ее расщепления под влия­нием нервного км пульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения крат ко временны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счет анаэробных механизмов: фосфо кpea типового и гликолитического (Н. И. Тавастшерна, 1950; И. Н. Яковлев, i§55), В таких упражне­ниях, например, как бег на 100 и 200 м, плавание на 25 и 50 м и т. п., доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении деятель­ности может превышать 90% (Н. И. Волков, 1961). Такого рода рдбота приводит к образованию большого кислородного долга, опла­та которого затягивается на несколько десятков минут (В. С. Фар- фель, 1945).

Зависимости между особенностями телосложения и максималь­ными скоростными показателями человека нет (обзор, см. Пир­сон, 1962).

П. 2. БЫСТРОТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ

П. 2.1. Простые реакции. Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования. Раз­личают простые и сложные реакции. Простая реакция — Это ответ заранее известным движением на заранее из­вестный (внезапно появляющийся) сигнал. Примером -может служить старт в беге, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п. Все остальные типы реак­ций — сложные.

Быстрота двигательной реакции имеет большое при- кладвое значение. В жизни часто встречаются случай, требующие ответа с минимальной задержкой во времени. Современная техника, в особенности транспортная, предъявляет нередко высокие требования к быстроте ре­акции (рис. 21). .

" В простых реакциях наблюдается очень большой пе­ренос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних си­туациях, оказываются наиболее быстрыми и в других (табл.13).

Ряс. 21. Дистанция,,,проходимые за вре­мя реакции при различных скоростях (по Штругхолду, 1951, переработано). По вертнквлн — скорость передвижения. '"От­печены также скорости звука в космического корабля. По горизонтали — расстояние, прео­долеваемое за время реакции при дайной скорости

Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции — здесь наблюдает­ся значительный перенос быстроты (Д. Н. Крестовников, 1951; А. А. Семкин, 1958, и др.). В обратном направлении перенос отсутствует: тренировка в скорости реакции практически не сказывается на скорости двйжений ^ И. Тоомсалу. 1957). г

. При воспитании быстроты простой реакций исполь­зуют НёскОЛЬко методов. Наиболее распространенный заключается в повторном возможно более быстром реа­гировании на внезапно появляющийся сигнал или изме-


Коэффициенты корреляции между латентными временами двигательных реакций в разных условиях (Ю. И. Смирнов, 1965)
Раздра­житель Реагирующая <гасть тела Свет Звук Тактнльяый
' р я ч Р н ... ч Р Ч- ч
Свет Рука (Р) Нога (Н) Челюсть (Ч) 0.589 0.704 0.695              
Звук Рука Нога Челюсть 0.464 0.639 0.453 0.561 0.687 0.472 0.671 ■ 0.878 0.691 0.696 0.707 0.547   • . /  
Так­тильный Рука Нога Челюсть 0.489 0.505 0.423 0-540 0.700 0.508 0.838 0.418 0.645 0.597 0.665 0.591 / 0.660 0.670 0.468 0.522 0.542 0.706 0.740 0.655 0.663  

ненйе окружающей ситуации. Примеры: повторное вы­полнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее известный удар партнера в боксе и т. п. Этот метод при занятиях с начинающими довольно быстро дает заметные положительные результаты (А. Ря­бова, 1925, и др.). "К сожалению, в дальнейшем при его использовании быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение проходит с большим трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет большое значение, для ее совершенствования применяют специ­альные методы, в частности расчлененный метод и «сен­сорный» метод.

* Расчлененный метод в данном случае сводится к аналитической тренировке, во-первых, быстроты реакции в облегченных условиях и, во-вторых, скорости после­дующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального движения. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно тренировать скорость реакции (на­пример, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сиг­нала скорость первых движений в старте. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты (Р. И. Тоомсалу, 1957).

Сенсорный метод (предложен С. Г. Геллерштейиом, 1958) основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы време­ни порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, от­личаются, как правило, высокой быстротой .реакции. Сенсорный метод и "направлен на то, чтобы развить спо­собность ощущать мельчайшие отрезки времени и бла­годаря этому повысить быстроту реагирования. При ис­пользовании этого метода тренировка проходит в три этапа. v

На первом занимающийся выполняет движение (на­пример, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реаги­ровать на сигнал с максимальной скоростью. После каж­дой попытки преподаватель сообщает ему показанное время.

й На втором этапе (он является основным) задание < также выполняется с наивысшей скоростью. Но на этот раз преподаватель спрашивает у занимающегося, за . какое время он, по его мнению, выполнил движение. Пос­ле этого ему сообщают действительное время. Постоя н- Вое сопоставление своих ощущений с тем, что говорит ' преподаватель, совершенствует точность восприятия времени.

На третьем этапе предлагается выполнять упражнение • с различной, заранее обусловленной, скоростью. Это по­могает обучать свободному управлению быстротой реакции.

Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная. Фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. Время зрительно-моторной реакции V: у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек., % колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно меньше —0,15— Й ОД» сек., у некоторых даже 0,!О—-0,12 сек. Время реакции на зву- > ковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных — пример- , - но в диапазоне 0,17--0,27 сек.; у некоторых спринтеров междуна- родного-класса оно равно 0,05—0,07 сек. (Леувидь, 1962). В зна-

5 чительной части случаев (например,, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости в спе-

6 циальной работе над быстротой двигательной реакции: достаточно Щ того улучшения быстроты реакции, которое происходит за счет пере-

носа при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценными 'Щ. здесь являются разнообразные подвижные ц спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол (С М. О яда вин, 1951). ■

Латентное время реакции может быть несколько улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагиро­ванию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции), время реагирования меньше, чем при направленности

V внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота ц- реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры

V (Таттл и Ван Дален, 1936; Р, С. Персон и 3. С. Калашникова, 1961).' Поэтому, например, при низком старте рекомендуется не­сколько давить ногами на стартовые колодки (так, в частности, делает рекордсмен мира в беге на 100 м А. Хари, отличающийся исключительно хорошей стартовой реакцией). Быстрота реакции за­висит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командой — около 1,5 сек. (Уол- кер и Хайдеи. 1933; Накамура. 1934).

II.2.2. Сложные реакции. Остановимся на двух слу­чаях сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции с выбором.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах, играх с мячом.

Рассмотрим, например, действия вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить на­правление и скорость его полета, 3) выбрать план дейст­вий, 4} начать'его осуществлять. Из этих четырех элемент тов складывается в данном случае скрытый период реак­ции. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. {Штругхолд! 1951)". Экспериментально показано, что ос­новная доля этого времени приходится на первый эле­мент—фиксацию движущегося предмета глазами. Фик­сация включает приспособительные изменения двух типов: глазодвигательные (нх называют еще офтальмоки- - нетическнми) и диоптрические. Так, по данным ряда ав­торов (обзор, см. Е. И. Бойко, 1961), при появлении предмета в периферической зоне зрения затраченное вре­мя распределяется следующим образом; 1) офтальмоки- нетические приспособления: а) скрытый период фикса­ционного движения глаз — 0,175—0,185 сек.; б) само движение и конвергенция глаз — 0,03—0,10 сек.; 2) ди­оптрические приспособления — здесь основное значение имеет аккомодация глаз — 0,2—0,6 сек. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущий­ся о'бъект основное значение имеет умение видеть пред­мет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способ­ность тренируема (Даллос и Дженс, 1963); именно ее развитию и надо уделять на занятиях особое внимание.. Для этого используют упражнения с реакцией на движу­щийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появ­ления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех слу­чаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фикси­рован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается-^ Здесь приобретает большое значение умение предугадывать полет мяча по действиям игрока, производящего удар (В. Ангелов, 1962^Ско­рость полета мяча в игре может быть настолько высокой, что реакция непосредственно на летящий мяч становятся невозможной. Так, у волейболистов высокого класса (сборная США) скорость полета мяча после нападающе­го удара достигает примерно 30 м/сек (Р. Нельсон, 1964), а время полета мяча, до земли—0,10—0,12 сек. Тем не . менее волейболистам в отдельных случаях удается брать такие, мячи. Это происходит благодаря предугадыванию полета мяча.

Точность реакции на движущийся объект совершенст­вуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь внача­ле следует отвести несколько занятий, специально направ­ленных на развитие точности реакции. При этом надо . объяснить ученикам, что действия необходимо выполнять, , как бы несколько опережая движущийся объект (Фал- 1тон, 1945; Солли, 1952, и др.). -

> Реакция выбора, как ясно из ее названия, связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возмож­ных в соответствии с изменением поведения napTHepaj или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вари­антов. в зависимости от вида атаки противника. Слож-т ность реакции выбора зависит от разнообразия возмож­ного изменения обстановки, в частности в единоборств вах —от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к слфкной реакции спортсменов очень велики; противник может по­пытаться нанести различные удары как левой, так и пра­вой рукой в самой неожиданной последовательности. При воспитании скорости сложной реакции, следуя педагоги­ческому правилу «от простого к сложному», идут по пу­ти постепенного увеличения числа возможных изменений .обстановки (Ш. Закиров, 1963). Например, сначала обу­чают принимать защиту в ответ на заранее обусловлен­ный удар или укол (защищающийся не знает, когда бу­дет проведена и куда направлена атака); затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реаль­ной обстановке единоборства.

Квалифицированные спортсмены достигают очень вы-*"?! сокой быстроты сложной реакции—почти столь'же вы­сокой, как и в простой реакции. Достигается это за счет того, что спортсмен реагирует не столько на само движе­ние, сколько на подготовительные действия к нему. Под­готовительные же действия всегда имеют место. В каж­дом движении всегда есть две фазы: 1) позно-тоничес- кая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса, 2) собственно движение (М. Ф. Корякин, 1958, а, б). Спортсмены научаются реаги­ровать уже на первую фазу (до начала основного движе­ния). Эту способность можно развить, для чего в трени­ровке приучают ученика реагировать на нарочито утри­рованное, и заметное выполнение движений, постепенно все больше приближая их к естественным.

Современные исследования, быстроты сложной двигательной реакции ведутся с использованием теории информации — новой ма­тематической дисциплины, тесно связанной с математической ста­тистикой (А, М, Яглом и И. М. Яглом, I960). Одним из основных

Рис. 22. Зависимость времени переработки информации от ее объема у спортсменов разной квалификации {В, М. Зацнорсхнй, О. П. Фролов, 1964). По горизонталв — величина переработанной информации (» данном случае она равна исходной энтропии ситуации), По вертикали— затраченное время

понятий теории информации является понятие о степени неопреде­ленности ситуации. Рассмотрим следующий пример: два фехтоваль­щика стоят наvпостоянной дистанции друг перед другом, один из них атакует, второй защищается. Допустим, они договорились, что атакующий наносит уколы лишь в голову или руку. Неопределен­ность ситуации заключается в том. что защищающийся не знает, какой из двух уколов будет нанесен. В другой раз' оии увеличат число возможных уколов, к примеру, до четырех. Очевидно, что неопределенность ситуации для защищающегося возрастет: он яе будет знать, "какой из четырех возможных уколов будет нанесён! Отсюда вывод: чем разнообразнее действия атакующего, тем с боль­шей неопределенностью приходится сталкиваться второму 'фехто­вальщику. В теории информации для измерения степени неопре­деленности вводится специальная количественная мера, так назы­ваемая энтропия. Экспериментально показано, что время сложной реакции прямо пропорционально энтропии, т. е. степени неопреде­ленности ситуации {рис. 22), Случаю, когда энтропия равна нулю, соответствует простая реакция.

Если атакующий наносит, скажем, не один, а два последова­тельных укола, то неопределенность второго из них зависит от вы­полнения первого. Например, в боксе после сильного удара правой "рукой немедленный повторный удар той же рукой часто невозмо­жен; второй удар либо не будет нанесен вообще, либо будет произ­веден левой рукой. Как видим, выполнение первого движения уменьшает неопределенность второго; иначе говоря, первое движе­ние несет в себе информацию о характере второго. Информация здесь понимается как мера уменьшения неопределенности ситуации. Информация тем больше, ч чем больше снятая неопределенность; математически ее можно представить в виде разности: неопределен­ность до поступления сигнала минус неопределенность после поступ­ления сигнала. Соотношение этих двух величин {энтропия до и •после поступления сообщения) определяет величину информации. Использование для анализа сложных реакций спортсменов методов теории информации сулит интересные возможности (В. М. Зациор- ршй, 1965, а), •

П. 3. ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ ^

II. 3. I. Максимальная скорость, которую может про- ^ явить человек в каком-либо движении, зависит не только, от развития у него быстроты, но и от ряда других фак-) торов —уровня динамической силы, гибкости, владение : техникой и т. п. (см., например, Н. Г. Озолин, 1949; Н. Д. Третьяков, 1961). Поэтому воспитание быстроты"! движений тесно связано с воспитанием других физиче- \ ских качеств и совершенствованием в технике. В м§то- I ' дике, направленной на повышение скорости произволь- { ных движений, выделяются два направления: j

1) целостное воспитание быстроты в определенном ) движении; S .

2) аналитическое совершенствование факторов, опре- j деляющих максимальную скорость движения (например^ совершенствование в технике движения)./

и

В настоящем разделе (П. 3) рассматривается первое

из указанных направлений.

11.3.2. Основы методики воспитания быстроты. В каче^4 стве средств воспитания быстроты используют упражне­ния, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями). Они! должны удовлетворять по меньшей мере трем требо- \ ваниям: ■

1) техника упражнений должна обеспечивать выпол- йение на предельных скоростях (поэтому будут малопри­годны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);

2) упражнения должны быть настолько хорошо ос­воены занимающимися, чтобы во время движения основ- i ные волевые усилия были направлены не на способ, а на \ скорость выполнения;

продолжительность упражнений должна быть та­кой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относят­ся к работам максимальной мощности, продолжитель­ность которых не превышает у квалифицированных спортсменов 20—22 сек. (у слабо подготовленных людей етазремя еще меньше —В. С. Фарфель, 1949). f При воспитании быстроты ведущим обычно является Гпоттор^ый^метог^ Основная тенденция в данном случае— 0!¥рёмленне ""превысить в занятии свою максимальную ,,' скорость (Н. Г. Озолин, 1949, а, 1953; Т. Н. Петренко- Коваль, Г947), Этой задаче подчиняются все характерис­тики метода (длина дистанции, интенсивности выполне­ния, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выби­рается такой, чтобы скорость передвижения (интенсив­ность работы )не снижалась к концу упражнени^Дшшё1! ния выполняются с максимальной скоростью; занимаю-\ щийся в каждой попытке стремится показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относи­тельно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению. > . Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменением воз­будимости центральной нервной системы и восстановле­нием показателей вегетативных функций, связанным с оплатой" кислородного долга (Б. В. Таварткиладзе, 1958; И. К. Гоцирндзе, 1960). Возбудимость центральной нерв- I ной системы непосредственно после выполнения скорост­ного упражнения оказывается повышенной, а затем по­степенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них воз­будимость центральных нервных образований не успе­вала бы существенно снижаться. Тогда каждое последую­щее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способ-, ствовало бы достижению наивысшей скорости. Однако

выполнение скоростных упражнений связано с образова­нием более или менее значительного кислородного долга; на его ликвидацию нужно время, исчисляемое иногда & не одним десятком минут. Еще больше может затягивать­ся восстановление по ряду других физиологических пока- .зателей (содержанию СОг в крови, легочной вентиляции ;/н пр.). Поэтому попытки тренироваться, делая небольшие интервалы отдыха между повторными выполнениями уп­ражнения, очень быстро ведут к появлению утомления и снижению скорорти (С. А. Савин, 1956). Поэтому интерЗ валы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько! короткими, * чтобы возбудимость центральной нервном системы не успевала существенно снизиться, а с другой —' .• настолько длинными, чтобы показатели вегетативных^ : - функций успели более нли менее полно восстановиться, i Это оказывается возможным, так как восстановительные? процессы в послерабочем периоде протекают неравно-! мерно: сразу после работы восстановление идет быстро, а потом замедляется. В первом приближении можно счи-/7 тать, что в первую треть восстановительного периода^ Ц: Проходит 65% всего восстановления, во вторую треть -/ 30%, в третью — всего лишь 5%/ Поэтому, напрймёр, если восстановление после бега на 200 м занимает 12 мин., то уже через 8 мин. работоспособность восстанавливается 1>;: на 95%, что дает возможность начинать следующую по- i пытку практически без снижения скорости. В табл. 14 | приведены как пример экспериментально определенные продолжительности отдыха при повторном плавании со скоростью, близкой к максимальной.

Г р

Наши рекомендации