Ранговые коэффициенты корреляции результатов в метании ядер разного веса с показателями метания ядра 800 г 2 страница
Длина и частота шагов у некоторых сильнейших спринтеров мира при беге на 100 м (по К. Гоффману, 19(Й)
й % | а с | ? X . | VI | ||||
В«гув | г « | а л | S5 С <0 оЗ | к 3 о | (К « К | * 2 К аз | |
• | О. | сг л £ | я * и о О. .it | «S3 | ч и ж :г | 53 д1 | ч « v ьи |
А. Хари ................................... | 178,5 | 10.0 | 98.80 | 219.5 | 4,55 | ||
А. Хари .................................... | 178,5 | 10,2 | 99,60 | 216,5 | 4,52 | ||
А. Хари...................... . . j . | 178,5 | 10,5 | 99,30 | 4,50 | |||
Д. Оуэие................................... | i | 10,3 | 98,10 | 4,55 | |||
Э. Фиге рола ........................ . | 10,3 | • 68,40 | :оз | 4,73 | |||
Д. Зим............................ | 10,2 | 10J,40 | 4,29 | ||||
Б, Рэдфорд................................ | t | 10,3 | 103,00 | 4,66 | |||
Б. Рэдфорд................................ | 10,6 | 98.50 | 4,69 | ||||
А. Мерчисон............................. | 10.5 | 100,50 | 5,02 |
Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. п.), а не те элементарные формы проявления быстроты, которые отмечены выше. Однако скорость в целостном сложнокоординированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при деталь- ' ном научном анализе именно элементарные формы проявления быстроты являются наиболее показательными.
Во многих движениях, выполняемых с максимальными скоростями,-различаются две фазы: 1) фаза увеличения скорости (фаза «разгона»), 2) фаза относительной стабилизации скорости (рис. 20). Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй — дистад- ционная скорость. Так, по данным Ф. Генри и Дж. Траф- тона (1951), кривая скорости в спринтерском беге может быть описана уравнением:
где v(t)—значение скорости в момент времени t\ vm— максимальное, значение скорости; е—-основание нату- ф'альных логарифмов; k — индивидуальная константа, Характеризующая ускорение при разгоне со старта. Значения vm и k не коррелируют между собой. Иными словами: способность быстро набирать, скорость и способность передвигаться с большой скоростью относительно независимы друг от друга {Генри' и Трафтон, 1951; Генри, 1960). Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. В од-
Рис. 20. Путь, скорость и ускорение в спринтерском беге {по Генри и Трафтон у, 1351) |
(баскетбол, теннис и др.), в других важна лишь дистанционная скорость (прыжки в длину и др.).
.^-Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленно други$ДПрояаляется это, в частности, в том, что между скоростями в координационно-различных движениях у одних и тех же лиц (бег — плавание; бег — ходьба и др.) не обнаруживается корреляции (В. М. Зацнорский. 1961).ГПрямой, непосредственный перенос быстроты происходитлишь в координационно сходных движениях (Линдебург, 1949; Н. Г. Озолин,. 1949, а, В. М. Зациорский и др., 1959). Так, значительное улучшение результата в прыжках с места немедленно
скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе, печатания на пишущей машинике это скорее всего совершенно не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается только у слабо физически подготовленных людей, о чем косвенно можно судить по величинам корреляции между результатами в разных упражнениях (табл.12).
Таблица 12 Зависимость между максимальными скоростями в беге н ходьбе у испытуемых разной квалификации (В. М. Зациорский,1962)
|
II.1.2. Физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты. Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: 1) появление возбуждения в рецепторе, 2) передача возбуждения в центральную нервную систему, 6Т) переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффективного сигнала, 4) проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, 5) возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз (обзоры,' см. Е. И. Бойко, 1964; Г. С. Юньев, 1963).
Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, чтойри максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по х®у выполнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать (Н. А. Берн- штейн, 1940, 1947). С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях (Фалтон, 1945; Солли, 1952; Шмидтке, 1958, и др.).
В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы работают лишь' в. крайних точках полной амплитуды движения (Фенн, 1930, а, б; Эльфтман,
J940; Харстон, 1939; Хаббард, 1939). Какому-либо сегменту тела Сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участия 'у йышц-акта гон исто в и сегменту придается ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц на- V: столько кратковременна, что мышца не успевает за этот период 'заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем ближе к изометрическому ~Ьежим работ.ы (Стетсон и Боуман, 1935; Хаббард, 1939, а, б, 1960). Эффекторная им пульсация центральной нервной системы в быстрых . ji частых движениях выражается в виде концентрированных ,■*зал- t.noB» разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает рас- * пределение этих «залпов» во времени таким образом, чтобы произо- ' шло полное использование внутреннего напряжения мышц яри у во существу изометрических условиях.
Принято считать (см., например, учебник физиологии под ред. Н. В. Зимкина, 1965), что быстрота, в особенности если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов.
С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания АТФ в мышцах и скорости ее расщепления под влиянием нервного км пульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения крат ко временны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счет анаэробных механизмов: фосфо кpea типового и гликолитического (Н. И. Тавастшерна, 1950; И. Н. Яковлев, i§55), В таких упражнениях, например, как бег на 100 и 200 м, плавание на 25 и 50 м и т. п., доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении деятельности может превышать 90% (Н. И. Волков, 1961). Такого рода рдбота приводит к образованию большого кислородного долга, оплата которого затягивается на несколько десятков минут (В. С. Фар- фель, 1945).
Зависимости между особенностями телосложения и максимальными скоростными показателями человека нет (обзор, см. Пирсон, 1962).
П. 2. БЫСТРОТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
П. 2.1. Простые реакции. Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — Это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Примером -может служить старт в беге, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п. Все остальные типы реакций — сложные.
Быстрота двигательной реакции имеет большое при- кладвое значение. В жизни часто встречаются случай, требующие ответа с минимальной задержкой во времени. Современная техника, в особенности транспортная, предъявляет нередко высокие требования к быстроте реакции (рис. 21). .
" В простых реакциях наблюдается очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, оказываются наиболее быстрыми и в других (табл.13).
Ряс. 21. Дистанция,,,проходимые за время реакции при различных скоростях (по Штругхолду, 1951, переработано). По вертнквлн — скорость передвижения. '"Отпечены также скорости звука в космического корабля. По горизонтали — расстояние, преодолеваемое за время реакции при дайной скорости |
Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции — здесь наблюдается значительный перенос быстроты (Д. Н. Крестовников, 1951; А. А. Семкин, 1958, и др.). В обратном направлении перенос отсутствует: тренировка в скорости реакции практически не сказывается на скорости двйжений ^ И. Тоомсалу. 1957). г
. При воспитании быстроты простой реакций используют НёскОЛЬко методов. Наиболее распространенный заключается в повторном возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изме-
Коэффициенты корреляции между латентными временами двигательных реакций в разных условиях (Ю. И. Смирнов, 1965)
|
ненйе окружающей ситуации. Примеры: повторное выполнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее известный удар партнера в боксе и т. п. Этот метод при занятиях с начинающими довольно быстро дает заметные положительные результаты (А. Рябова, 1925, и др.). "К сожалению, в дальнейшем при его использовании быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение проходит с большим трудом.
В случаях, когда быстрота реакции имеет большое значение, для ее совершенствования применяют специальные методы, в частности расчлененный метод и «сенсорный» метод.
* Расчлененный метод в данном случае сводится к аналитической тренировке, во-первых, быстроты реакции в облегченных условиях и, во-вторых, скорости последующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального движения. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно тренировать скорость реакции (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала скорость первых движений в старте. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты (Р. И. Тоомсалу, 1957).
Сенсорный метод (предложен С. Г. Геллерштейиом, 1958) основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой .реакции. Сенсорный метод и "направлен на то, чтобы развить способность ощущать мельчайшие отрезки времени и благодаря этому повысить быстроту реагирования. При использовании этого метода тренировка проходит в три этапа. v
На первом занимающийся выполняет движение (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ему показанное время.
й На втором этапе (он является основным) задание < также выполняется с наивысшей скоростью. Но на этот раз преподаватель спрашивает у занимающегося, за . какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоя н- Вое сопоставление своих ощущений с тем, что говорит ' преподаватель, совершенствует точность восприятия времени.
На третьем этапе предлагается выполнять упражнение • с различной, заранее обусловленной, скоростью. Это помогает обучать свободному управлению быстротой реакции.
Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная. Фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. Время зрительно-моторной реакции V: у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек., % колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно меньше —0,15— Й ОД» сек., у некоторых даже 0,!О—-0,12 сек. Время реакции на зву- > ковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных — пример- , - но в диапазоне 0,17--0,27 сек.; у некоторых спринтеров междуна- родного-класса оно равно 0,05—0,07 сек. (Леувидь, 1962). В зна-
5 чительной части случаев (например,, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости в спе-
6 циальной работе над быстротой двигательной реакции: достаточно Щ того улучшения быстроты реакции, которое происходит за счет пере-
носа при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценными 'Щ. здесь являются разнообразные подвижные ц спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол (С М. О яда вин, 1951). ■
Латентное время реакции может быть несколько улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции), время реагирования меньше, чем при направленности
V внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота ц- реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры
V (Таттл и Ван Дален, 1936; Р, С. Персон и 3. С. Калашникова, 1961).' Поэтому, например, при низком старте рекомендуется несколько давить ногами на стартовые колодки (так, в частности, делает рекордсмен мира в беге на 100 м А. Хари, отличающийся исключительно хорошей стартовой реакцией). Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командой — около 1,5 сек. (Уол- кер и Хайдеи. 1933; Накамура. 1934).
II.2.2. Сложные реакции. Остановимся на двух случаях сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции с выбором.
Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах, играх с мячом.
Рассмотрим, например, действия вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действий, 4} начать'его осуществлять. Из этих четырех элемент тов складывается в данном случае скрытый период реакции. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. {Штругхолд! 1951)". Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент—фиксацию движущегося предмета глазами. Фиксация включает приспособительные изменения двух типов: глазодвигательные (нх называют еще офтальмоки- - нетическнми) и диоптрические. Так, по данным ряда авторов (обзор, см. Е. И. Бойко, 1961), при появлении предмета в периферической зоне зрения затраченное время распределяется следующим образом; 1) офтальмоки- нетические приспособления: а) скрытый период фиксационного движения глаз — 0,175—0,185 сек.; б) само движение и конвергенция глаз — 0,03—0,10 сек.; 2) диоптрические приспособления — здесь основное значение имеет аккомодация глаз — 0,2—0,6 сек. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся о'бъект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема (Даллос и Дженс, 1963); именно ее развитию и надо уделять на занятиях особое внимание.. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается-^ Здесь приобретает большое значение умение предугадывать полет мяча по действиям игрока, производящего удар (В. Ангелов, 1962^Скорость полета мяча в игре может быть настолько высокой, что реакция непосредственно на летящий мяч становятся невозможной. Так, у волейболистов высокого класса (сборная США) скорость полета мяча после нападающего удара достигает примерно 30 м/сек (Р. Нельсон, 1964), а время полета мяча, до земли—0,10—0,12 сек. Тем не . менее волейболистам в отдельных случаях удается брать такие, мячи. Это происходит благодаря предугадыванию полета мяча.
Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий, специально направленных на развитие точности реакции. При этом надо . объяснить ученикам, что действия необходимо выполнять, , как бы несколько опережая движущийся объект (Фал- 1тон, 1945; Солли, 1952, и др.). -
> Реакция выбора, как ясно из ее названия, связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения napTHepaj или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов. в зависимости от вида атаки противника. Слож-т ность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборств вах —от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к слфкной реакции спортсменов очень велики; противник может попытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности. При воспитании скорости сложной реакции, следуя педагогическому правилу «от простого к сложному», идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений .обстановки (Ш. Закиров, 1963). Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака); затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.
Квалифицированные спортсмены достигают очень вы-*"?! сокой быстроты сложной реакции—почти столь'же высокой, как и в простой реакции. Достигается это за счет того, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. Подготовительные же действия всегда имеют место. В каждом движении всегда есть две фазы: 1) позно-тоничес- кая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса, 2) собственно движение (М. Ф. Корякин, 1958, а, б). Спортсмены научаются реагировать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развить, для чего в тренировке приучают ученика реагировать на нарочито утрированное, и заметное выполнение движений, постепенно все больше приближая их к естественным.
Современные исследования, быстроты сложной двигательной реакции ведутся с использованием теории информации — новой математической дисциплины, тесно связанной с математической статистикой (А, М, Яглом и И. М. Яглом, I960). Одним из основных
Рис. 22. Зависимость времени переработки информации от ее объема у спортсменов разной квалификации {В, М. Зацнорсхнй, О. П. Фролов, 1964). По горизонталв — величина переработанной информации (» данном случае она равна исходной энтропии ситуации), По вертикали— затраченное время |
понятий теории информации является понятие о степени неопределенности ситуации. Рассмотрим следующий пример: два фехтовальщика стоят наvпостоянной дистанции друг перед другом, один из них атакует, второй защищается. Допустим, они договорились, что атакующий наносит уколы лишь в голову или руку. Неопределенность ситуации заключается в том. что защищающийся не знает, какой из двух уколов будет нанесен. В другой раз' оии увеличат число возможных уколов, к примеру, до четырех. Очевидно, что неопределенность ситуации для защищающегося возрастет: он яе будет знать, "какой из четырех возможных уколов будет нанесён! Отсюда вывод: чем разнообразнее действия атакующего, тем с большей неопределенностью приходится сталкиваться второму 'фехтовальщику. В теории информации для измерения степени неопределенности вводится специальная количественная мера, так называемая энтропия. Экспериментально показано, что время сложной реакции прямо пропорционально энтропии, т. е. степени неопределенности ситуации {рис. 22), Случаю, когда энтропия равна нулю, соответствует простая реакция.
Если атакующий наносит, скажем, не один, а два последовательных укола, то неопределенность второго из них зависит от выполнения первого. Например, в боксе после сильного удара правой "рукой немедленный повторный удар той же рукой часто невозможен; второй удар либо не будет нанесен вообще, либо будет произведен левой рукой. Как видим, выполнение первого движения уменьшает неопределенность второго; иначе говоря, первое движение несет в себе информацию о характере второго. Информация здесь понимается как мера уменьшения неопределенности ситуации. Информация тем больше, ч чем больше снятая неопределенность; математически ее можно представить в виде разности: неопределенность до поступления сигнала минус неопределенность после поступления сигнала. Соотношение этих двух величин {энтропия до и •после поступления сообщения) определяет величину информации. Использование для анализа сложных реакций спортсменов методов теории информации сулит интересные возможности (В. М. Зациор- ршй, 1965, а), •
П. 3. ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ ^
II. 3. I. Максимальная скорость, которую может про- ^ явить человек в каком-либо движении, зависит не только, от развития у него быстроты, но и от ряда других фак-) торов —уровня динамической силы, гибкости, владение : техникой и т. п. (см., например, Н. Г. Озолин, 1949; Н. Д. Третьяков, 1961). Поэтому воспитание быстроты"! движений тесно связано с воспитанием других физиче- \ ских качеств и совершенствованием в технике. В м§то- I ' дике, направленной на повышение скорости произволь- { ных движений, выделяются два направления: j
1) целостное воспитание быстроты в определенном ) движении; S .
2) аналитическое совершенствование факторов, опре- j деляющих максимальную скорость движения (например^ совершенствование в технике движения)./
и |
В настоящем разделе (П. 3) рассматривается первое
из указанных направлений.
11.3.2. Основы методики воспитания быстроты. В каче^4 стве средств воспитания быстроты используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями). Они! должны удовлетворять по меньшей мере трем требо- \ ваниям: ■
1) техника упражнений должна обеспечивать выпол- йение на предельных скоростях (поэтому будут малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);
2) упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основ- i ные волевые усилия были направлены не на способ, а на \ скорость выполнения;
продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, продолжительность которых не превышает у квалифицированных спортсменов 20—22 сек. (у слабо подготовленных людей етазремя еще меньше —В. С. Фарфель, 1949). f При воспитании быстроты ведущим обычно является Гпоттор^ый^метог^ Основная тенденция в данном случае— 0!¥рёмленне ""превысить в занятии свою максимальную ,,' скорость (Н. Г. Озолин, 1949, а, 1953; Т. Н. Петренко- Коваль, Г947), Этой задаче подчиняются все характеристики метода (длина дистанции, интенсивности выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы )не снижалась к концу упражнени^Дшшё1! ния выполняются с максимальной скоростью; занимаю-\ щийся в каждой попытке стремится показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению. > . Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с оплатой" кислородного долга (Б. В. Таварткиладзе, 1958; И. К. Гоцирндзе, 1960). Возбудимость центральной нерв- I ной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них возбудимость центральных нервных образований не успевала бы существенно снижаться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способ-, ствовало бы достижению наивысшей скорости. Однако
выполнение скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга; на его ликвидацию нужно время, исчисляемое иногда & не одним десятком минут. Еще больше может затягиваться восстановление по ряду других физиологических пока- .зателей (содержанию СОг в крови, легочной вентиляции ;/н пр.). Поэтому попытки тренироваться, делая небольшие интервалы отдыха между повторными выполнениями упражнения, очень быстро ведут к появлению утомления и снижению скорорти (С. А. Савин, 1956). Поэтому интерЗ валы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько! короткими, * чтобы возбудимость центральной нервном системы не успевала существенно снизиться, а с другой —' .• настолько длинными, чтобы показатели вегетативных^ : - функций успели более нли менее полно восстановиться, i Это оказывается возможным, так как восстановительные? процессы в послерабочем периоде протекают неравно-! мерно: сразу после работы восстановление идет быстро, а потом замедляется. В первом приближении можно счи-/7 тать, что в первую треть восстановительного периода^ Ц: Проходит 65% всего восстановления, во вторую треть -/ 30%, в третью — всего лишь 5%/ Поэтому, напрймёр, если восстановление после бега на 200 м занимает 12 мин., то уже через 8 мин. работоспособность восстанавливается 1>;: на 95%, что дает возможность начинать следующую по- i пытку практически без снижения скорости. В табл. 14 | приведены как пример экспериментально определенные продолжительности отдыха при повторном плавании со скоростью, близкой к максимальной.
Г р