Джойс. Миф в «Улиссе» 1922
Задача в самом заглавии - «Улисс», вновь написать «Одиссею» => надо понять «Одиссею», проинтерпретировать.
Юнг + культуролог Дж. Баттисто Вико «Основание новой науки о природе наций». Вико сказал, что «О» Гомера - абсолютный реализм. Нет ничего фантастического. Все метафоры, опис. реальн. психол. трудности чел-ка (др. чел-к мыслит абстрактно, не может фантазировать).
Гомер Джойс
Архетип
Архетип - абстрактн. неназываемый смысл. Джойс берет деталь гомеровского текста, улавливает смысл => новая деталь.
Образ Гомера | Архетип этого образа | Интерпретация Джойса |
лотос | идея забвения | мальчик, курящий огрызок сигары, Блум и письмо |
сирены | опасный флирт | барменши |
Цирцея | опасность, исход. от женщины (слабость мужчины) | Бэлла Коэн и посетители |
Циклопы | агрессия | гражданин |
Калипсо (Одиссей) | рутина, бессознательность отношений между мужчиной и женщиной | Молли Блум (Л. Блум) |
Дж. выт. разные значения гомеровск. мифов. По Вико - циклопы - основатели городов и наций; гражданин - националист. Дж. копирует эпизод, жест, действие, слово. Ех: «Сирены» => одна из барменш затыкает себе уши, «Циклопы» => щетка трубочиста, сигара. перенос без изменения (+ ирония). Камни Итаки => ягодицы М. Блум. Иногда прост окопирует эпизод, не интерпретируя.
Одиссей-грек <=> Л.Б.-еврей (есть версия, что греки не были хорошими мореплавателями, а финикийцы - да, ф -евреи).
Уровни Л.Б.:
1й - ритуальный. (Дж. Фрезерт «Золотая ветвь»). В основе культуры лежат ритуалы. Уничтожение мира и его возрождение, чтобы мир возродился, его надо убить.(цикличность). Ритуал => вернуть силу, смысл, сакральность. Во время ритуала мы все едины. Блум - участник ритуала, подписывает письма «Генри Флауэр». Символы, псевдосимволизм, ирония. В каждой главе он разр-т мир и соединяет его = ритуал. Ритуал, кот. возвр. миру смысл. Блум - страдающая жертва.
2й - эпос. Является ли ритуал основой эпоса, мифа? В чем смысл эпоса? Эпос объединяет мир, возвращает миру ед-во. Эпос показывает борьбу космоса с хаосом. Испытания Б. - духовного характера, у Одиссея - физические.
3й - христианство. Б- ассоциируется с Христом. Единство дуза и плоти. Идея воплощения. Спаситель объединяет людей. Ед-во всего человечества. Для христ-ва вечная жизнь - наказание. Б. - корсар, Байрон. Б - Санчо Панса, Робинхон Круза (дикая прир. => в систему).
Джойс. Поэтика романа «Улисс»
Напоминает Бож. Ком. Данте (если мы знаем прошлое, то мы знаем настоящее и будущее). Дж. развернут и в прошл., и в будущ. (как и Данте).
Действие р. - 18 часов, 1 день. Место действ. - Дублин (карта!). Блумсдей (праздник). Существует параллель между мифом и романом.
Стивен Дедал - Телемах, Леопольд Блум - Одиссей (every man), Молли Блум (певица) - Пенелопа, мистер Дейзи - старец Нестор.
Каждая гл. имела гомер. название в журнальном варианте, но потом он их снял, в нижном варианте остались только в комментариях.
Ли-ра начинает изображать обычн. чел-ка, everyman (Мэрион), не лучше, не хуже.
Леопольд Блум - рекламный агент. Молли - женское начало для Джойса, певица, жена Блума. Милли - дочь. Сын Руди - умер маленьким. Жена изменяет Блуму. Б. догадывается, страдает, ноничего не делает. В этот день умирает его друг Падди.
«Бродячие скалы», 9 гл. - центр. глава, где появл. все персонажи романа. «У» в миниатюре.
Фантазии всех героев обретают реальность. Последн. глава - «Пенелопа» - мысли, поток сознания Молли.
Есть реальный сюжет, обычные события, их механическое перечисление.
Кажд. глава имеет свою технику, с 9й главы техника радикализируется:
«Сирены» - муз. техника, масса звуков, мелодичность, прелюдия, развертывание.
«Итака» - техника «вопрос-ответ» (катехизис),
«Бродячие скалы» - техника монтажа. В каждом эпизоде (всего 18) есть абзац из др. эпизода. Монтаж позволяет создать ед-во одновременности.
«Пенелопа» - нет знаков препинания, 1 предложение.
«Быки Гелиоса» - смешение стилей. Его развитие (англ. лит. яз).
«Циклопы» - повествователь неприятный тип. Стилистические вкрапления, одно и то же повторяет в разн. стилях (гомер. ст. + техн. термины).
Стилевые вкрапления: газетный стиль, стиль Дюма, гомеровский стиль + термины, Библия + терминология.
Дж. - автор, кот. не верит в свой стиль, технику. Дистанцируется. Набор технических приемов. Кажд. техника доведена до абсурда. Показывает ее искусственность, виртуальность. «Тактика выжженной земли» После Дж. трудно писать музыкальные стихи/прозу. Игра в лит-ру.
Роман мозаичен. Игра со стилями. Л. Блум - лицо 20 в. Эпоха, кот. не имеет своего стиля. Нет духа, нет духовного содержания. Обман ожидания. Сразу чувствуем искусственность. Использует все возможности и перспективы англ, евр. л-ры. Реальность такова, как мы ее произносим. Язык - условность. Когда читаем, видим текст. Обнажает технику и приемы.
Каждая фраза отсылает нас к какому-нибудь произведению. Это одна огромная цитата. Все цитаты маркированы. Даже название - цитата. Система р. внешне оч. мозаична. Кажд. цитата отсылает к большому лит. полю (к больш. содержанию), к контексту => мы должны его вспомнить, вспомнить проблематику произведения. Это лит-ра снобов, говорит сложно, читатель д.б. умный. Цитирует ирл. баллады. Произведение = целая эпоха, определенный культ. блок. Стилистика времени, дух эпохи, различные слои: Гомер, античность, Библия, Еванг, Ф. Аквинский, Данте, Шекспир и т.д. Джойс показывает из чего сложился текст - реальность, как она появилась. Тотальность текста, эти тексты друг друга прочитывают и обретают структуру друг друга. Дж. показывает нам рождение совр. языка (история, этимология нашей культуры).
Постмодернист. роман. О том, как написан роман. Нет различия между великим и не. Ценности смещены. Идея романа - в форме, идея утраты человеком единства в мире. Утрата Бога. Бог - важный стержень. Все остальное - проекция. Ментальный паралич дублинцев.
Между предметами и чел-ком - связь. Роман про то, как эта связь потеряна .Проблема чел-ка в отсутств. внутр. связей между людьми, только механические. У Л.Б. эти связи еще есть, но они ослаблены. Он отец и нет; муж и не совсем; ирландец и еврей; еврей, а яз. не знает; любовник, но через переписку; много знает, но это знание на уровне фактов. Б. пытается вернуть миру смысл. Смысл каждого элемента - в системе. Если не вписывается в систему - нет смысла.
Л.Б. - микрокосм, идеальный герой. Дезинтеграция мира, энтропия .Неоренессансн. реализм, чел-к все, общество - ничего. Герой дополняющий, оттеняющий Л.Б. - Ст. Дедал.
Одиссей - сам. цельный персонаж в лит-ре. Хитроумный, многомудрый, обращающийся ко многому. С.Д. - конфликт с материальным миром. Матер. - иллюзия, стремится избавится, набор символов.
= Вагнеровский Зигмунд (Зигфрид + Бранд).
С.Д. - только дух. Л.Б. - тело и дуз. Молли - тело. М.Б. - вкл. все женские образы, от Пенелопы до Каллипсо.
Бэлла Коэн - Цирцея, но и М.Б. тоже Ц., Пенелопа, Мадонна.
Посл. гл. - выход за пределы слова, борьба со словом, с рассудком. Разруш. картины разума, мир как становление. Идеал женщины для Дж. Бесконечное постоянное становление тела. Тело не опосредованное духом. Не знает чисто чел. эмоций, не знает, что такое добро. Нечто не структурированное. Эффект кинематографа, иллюзия, даны отдельные кадры, кажется, что движутся, но на самом деле набор фиксированных точек.
Хаксли
1й «желтый хром» 21. Романт. «Контрапункт» - «Point - counter point» (тезис-антитезис). Антиутопия. «The brave new World» (О дивный, новый мир).
Слово и форма его уже не интересуют. Главное - идеологич., нач. с 32 г. Л-ра для него умерла. Уже было не до нее. Л-ра занятая собой. Философский релятивист, не верит в фил. абс. идею. Произвольность. Перепроверяет философские идеи, обнажает их произвольность, опасноть, относительность, целостность.
«Обезьяна и сущность», «Двери восприятия» (традиция писать о смещенных состояниях, о наркотиках), «Остров» (утопия). Игровая, рефлексивная лит-ра.
Нет единой последовательности событий, набор фрагментов. Все перемешано, прием киномонтажа (Флобер). Одновременность происходящего.
Худ. произведение - серия сцен.
Обычно произведения строятся по принципу совпадения причинно-следственных связей и временной последовательности:
У Хаксли все связано внутренним смыслом, нет принципа соединения:
Множество смыслов. Он убирает внешние, поверхностные связи. Внутренний смысл, идея в одной сцене, а ответом на эту идею мы найдем в след. сцене.
«Контрапункт»
Намеренно показывает, что его герои списаны с опред. прототипов. Роман в романе. По структуре напоминает «Фальшивомонетчика». Рассказывает как пишется роман «К».
В 30е гг. меняется манера. Интересует идеология.
«О, дивный новый мир»
антиутопия, антисоветский. Для Х коммунист - чел-к искусственно выращенный. Утопия - всегда о настоящем, не о будущем. В современности находит те моменты, кот. создадут идеальное будущее и переносят его туда. Антиутопия - негативный мир, то, чем обернется настоящее, кошмар, остановившаяся история.
Общество потребления = между чел. и предметом только механ. связи. Искусственные потребности. Х. обнажает индустриальное общество. Мы производные своей культуры. Общество тотального потребления. Человек - функция, винтик в механизме. Образование - функциональное, чтобы сделать шестеренку, полезность. Идеология капитализма.
Идеология марксизма - общество равных возможностей, у каждого определенные способности и потребности. Х не верит в возможность совершенствования чел-ка, что он живет по опред. нравств. принципам, и в то, что его можно изменить. Чел. всегда порочен.
Альберт Камю сказал: «Хочешь быть философом - пиши романы».
Любая концепция сводит мир к схеме, его упрощает. Х. пытается выделить пробелы концепции, те моменты, где концепция не работает. Х. умеет встать над теорией и показать, как они не работают.
Жесткие повеств. схемы. Абсолют: рациональный, разумный.
Индустриальный мир. Человек - некая функция, определенное место в ячейке. Отсутств. внутр. связей между людьми, как и между вещами. Х. пишет об идеях и концепциях настоящего, не о будущем.
Критика марксизма.
Behaviorисты: Особая популрность в Анг. Основатель: И.П. Павлов, рус. ученый. верующий; Идея рефлексов: все наше поведение - рефлекторное. Весь комплекс чел-го поведения зависит от рефлексов. Эта идея в романе весьма своеобразна. Культура => рефлексы. В романе люди не читают книги. Они опасны. Необходимо, чтобы не было привязанности книгам и цветам. Теория для тоталитарного общества, бесчеловечная по своей сути. Теория Фрейда (Форд <=> Фрейд). Форд превратил чел-ка в «придаток» индустр. машины. Фрейд сводит сложное поведение чел. к произв-ю нескольких комплексов. Чел. сведен к комплексу. В промежутке между желанием и его осуществлением рождается личность. У Х. всякое желание сразу же исполняется. Конфликты, если и возникают, сразу же гасятся. Некому предъявить претензии, не с кем бороться.
После 30х переселяется в Америку. «Генйи и богиня», «После многих весен».
«Остров» 1963
утопия. Интерес к вост. мудрости. Аграрный мир, связь с почвой, спец. медицина. Знание - целостное (в ОДНМ - знание разбито). Ех: врачи лечат чел. целиком, а не отдельную болезнь или орган. Наркотики.
Андре Жид
Поэт-символист. Сборник стихов, симв. прозы. Примыкает к движению, кот. уже выдыхалось.
Ж - язычник, гедонист, ницшеанец. Внутренее яз-во. Резкое антихристианство. Языческий бог принадлежит и этому и тому миру. Соприродный человеку, с ним можно поговорить, вступить в контакт. Он телесен. Более личный.. Бог - некий идеал, ориентир. У христ. бог абстрактен, трансцедентен. У христиан он один, а у яз-в - много. => Яз. общество состоит из ярких индивид., т.к. у кажд. есть свой бог. У хр. земля оссакрализована. Бог => честь, разум. Стоит над миром, духовное над телесным. У яз.возвращение к чел. телу. У христ. тело табуируется.
«Имморалист»
Возвращение телу свободы, дух из тела. а не наоборот. Сверхчеловек постоянно выходит за пределы своего «я» (меняет свои интересы и т.д.). Отсутствие идеалов. Рассудок статичен. Только тело подлежит изменению. Мир Жида - мир, где чел. «возвращается» к своему телу. Гл. герой - ученый, заним. позитивист. наукой (мертвая наука). Реальность тела; ситуация игры - игра ради игры, ради удовольствия, ради самого процесса. В процессе игры мы выходим за пределы самого себя, освобождается воображение, тело. Перформанс. Альтернативный подход к жизни. Встает за пределы ситуации. Не ради выгоды. Несовпадение между философией и реальность. Слабого чел. нужно использовать в своих интересах, дурачить его, может тогда он поймет.
Гл. герой остановился в своем развитии, он не может выйти за пределы своего «я». . Нач. «выбалтывать» себя. Попытка проверить философ. идеи, кот. не соотв. реальности текста.
«Фальшивомонетчики»
Черновик. Обнажение внутренней структуры романа. Чтобы показать становление своего мира, герой (Эдуард) пишет роман. Рассказывает нам о том, как он его пишет, общаясь с читат. Целая глава = филол. анализ. Включает в свой роман его же интерпретацию. Стран. совпадения, кот. не происх. в реальн. жизни.
Литерат. конвенции. Читатель включ. в пространство романа и роман обнажает свою сделанность. Текст в своем развитии, в ситуац. становлении.
Определ. трагедия; игра с текстам, показ их условности. Антисемейн. роман.
Рассудок общий, семья - запреты на индив. личность. Семья - институт, репрессирующий чел. личность. Вкладывает в него то, что ему несвойственно. Вся дальнейшая жизнь - борьба чел. со своей семьей, с чужими, внедренными родителями. Жид пишет, что будущий мир простроят «бастарды», люди, не помнящие свою семью.
2 персонажа, ненавидят свою семью. Она отнимает силы.
Полемика с Прустом. Идея детства. Миф, что детство - это рай, радость. На самом деле - наоборот. Детство - самый тяж., травматический период. Дети - жестокие люди, естественная злоба, они такие по своей природе. Отсылки к Фрейду и его идеям.
Мотив неподлинной исповеди (из Достоевского - Бесы). Игра в лит-ру. Идея безличности лит-ры. Идея смерти автора. Масса цитат.
Томас Манн
Сборник рассказов. Философия. Заблудившийся в лит-ре мыслитель. Влияние 2х философов: Ницше, Шопенгауэр. Любил Толстого и Достоевского => психологизм, умение сделать героя носителем какой-то идеи. Углубленный психологизм. Статья «Достоевский, но в меру». Писал много о музыке.
«Будденброки» 1908
Традиционный семейный роман. Роман философский, но игровой. Проверяет философию, выясняет ее. Логика причинно-следственных связей не совпадает с логикой лит-ры. Там логика эмоций. Опровергает философию. Идеи Шопенгауэра (мир как воля и представление). Неприличное соответствие романа идеям Шопенг. Текст построен по логике Шопенг. Пародия на эти идеи. Не скрывает внутр. механизма. Рефлексивность.
Шопенгауэр: мир двигает сила, кот. лежит вне чел. понимания. Воля. Чел. не в силах понять смысл мироздания. Чел. - порождение воли, часть ее. Понять Волю нельзя, она абсурдна. У нее своя логика. Она слепа, ее нельзя познать. Мир развивается не так, как хочет чел-к. Мрачная философия. Стала основой декадентства. Воля - жизн. сила, она наполн. нас силой, придает витальность, требует воли к жизни, власти. Не знаем, как надо жить правильно. Интуитивно можем понять. Интеллект противоречит воле. Нач. сбивать с дороги. Интеллект. и творч. импульс. Требует отречения от своего «я». Сбивает с пути, освещенного волей. Любовь - отречение от себя. Все самое лучшее толкает к смерти.
В романе «Б» - круговорот этой Воли. Торговое дело у семьи Б. Повторение судеб. Воля реализ. в образе Фирмы. Она структурирует поведение героев. Все о фирме, пока герои там работают, они очень живые. Ослабление Воли у Консула Б. Появление инт. (служба людям). Томас Б. - воля совсем ослаблена. Читает книги (Шопенгауэра), перестает посещать фирму, оч. много делает для города (работа в Ратуше). Фирма чахнет. Ханна Б. умирает, фирму ликвидируют. В их дом въезжают конкуренты. Система двойников (=Достоевский). Чтобы познать мир, надо познать Волю. Почувствовать, как она осущ. Тони Б.- истеричное почитание фирмы. В романе героев зовут одинаково, чтобы показать, что проблемы универсальны.
рассказ «Смерть в Венеции»
начинает увлекаться миф. Пишет о смерти, масса намеков на смерть, ее мифолог. образы. Венеция - город смерти (Европейск. кул-ры). Туда приезжает Ашенбах (?).
«Волшебная гора»
Санаторий Беркоф = идеал. модель мира. Актуализировано все, что незаметно. => основа мира - болезнь, мир болен. Остановка времени (режим). Время не развивается. Круговое время. Роман - миф. Роман - воспитание. Гл. герой испол. чары Клавдии Шаша (русская).
Для чел-ка есть 3 пути:
1. итальянская филос. - гуманизм. Сторон. разума, порядка. Прогресс идеи.
2. русская девушка (=хаос)
3. Лео Нафта (иезуит). вырос в евр. семье. Антигуманист. Осуждает прогресс и попытку поставить чел-ка в центр. вселенной. Говорит о соборности. Чел. тело нужно уничтожить, чтобы откр. духовная сущность чел. Чистый дух. Идея сверхформы, разрушение телесной оболочки, жажда раствор. в мироздании, единение с Богом (= «Смерть в Венеции»). Идея великого инквизитора.
Франс Кафка. Притчи.
Род. в Праге. Нем. община. Дома говорили по-чешски, писал по-немецки. На стыке культур, диалог культур, стран, эпох.
Вокруг безразл. предметы, воспр. себя как постороннее. Полное неумение вписаться в к-то систему, т.к. это требует твоей тотальной смерти. Системы слишком замкнуты. Завещал сжечь свои произведения: Америка, Процесс, Замок.
Кафка восприним. как некий пророк (т.к. предсказал почти все, что произ. в 20 в). Кафка был чудовищн. пессимистом (Шопенгауэр). Не революционер. «Тихий интеллектуал». Большое негативное влияние оказал на К его отец. Как некая инстанция, вмешивался в его жизнь => определен. отнош. к Богу. Осн. принцип = трансцендентность Бога. Вынесенность за пределы мира. Призрачный и символичный характер власти. Бог и власть не верифицированы. Влияние есть, но проверить его нельзя. Бог не счит. с нашими интересами и слабостями, логикой. Б. враждебен нам или безразличен. Требует от нас преодоления человеческого, а для К. это = смерти. Мы не ощущаем, но чувствуем влияние Б. Не понимаем, что от нас ему нужно. Специфическое отношения с богом, властью, т.е. всякой трансцендентной силой. Чтобы вписаться в какую-то систему, надо отказаться от антропоцентр. т.зр., от своего «я», от субъективности стать частью нек. тотальной системы. Принцип бога - принцип отчуждения между людьми.
«Превращение» («Человек-насекомое», «Метаморфозы»)
Абсурдный мир. Новый взгляд. Действие происх. вне времени и места. Предельно сужено. Семья: сын и дочь. Но в действ. показывает, что на самом деле нет родств. связей, дружбы, отношения - фикция. Изменение сознания гл. героя. Превращается в жука => у остал. чл. семьи негативное отношение. Грегор понимает, что чел. отношения фиктивны. Отрешившись от мира, от чел. связей, он понял, что Бог - отсутствие смысла, а все чел-е лживо, поверхностно, недолговечно. Понимание принципа, на кот. строится мир = принцип отчуждения. Превращаясь в насекомое лишается антропоцентр. т. зр.
«В исправительной колонии»
О власти. Неизвестно, где происх. действ. Приглашение присутств. на казни. Власть в сознании намного опаснее, чем на расстоянии. Метафора власти, кот. вписывает человека в свое пространство, кот. проникает в подсознание, стан. частью сентенции. Идея власти в человеке. Чтобы проникнуться идеей власти, надо очиститься от идей чел. Офицер сам не явл. частью власти, сопротивляется системе, противостоит, поэтому такой финал. Машина его уничтожает. Власть = насилие - Кафка это понимал еще в 1910е гг.
Франс Кафка. Романы.
«Замок»
Незаконченный текст. Реальность условна. Гл. герой - К.
Деревня, кот. выполняет все распоряжения Замка. Мир Замка неясен. К. пост. стать своим, для этого ему нежно получить разрешение Замка. Пространство: нет дороги к З. К. пытается понять, что такое З., а З. с ним играет. З. - воплощение некой власти, идея Бога. Власть символична, т.к. она недоступна. Анонимность власти, ее неочевидность. Если чел. ее понимает, то она перестает быть властью (настоящей). Важно, чтобы чел-к не понимал, что от него хочет власть => полный контроль. Надо соответствовать власти, но как? Чел. должен думать сам, догадаться. К. постеп. теряет все чел связи. Роман должен был закончится смертью К. Но не был закончен.
Все в мире противоречит чел, не считается с ним. Миром правит абсурд. С т. зр. Кафки мир невозможно понять, им правит абсурд, а чел - пассивная жертва обстоятельств. Познание власти, также неподчинение ей приведет чел-ка к смерти. Мы чужды миру. Первый автор, кот. показал, что мир враждебен чел-ку, где все противоречит, не считается с чел. Философия экзистенциализма (Сартр, Камю - его последователи).
Эрнест Хемингуэй.
НП - н. 50х. Мифы: расск. о потерян. поколении, явл. его голосом (Гертруда Стайн). Послевоенное поколение не может реализоваться. «Певец п. п.» Некий романтич. флёр. Ощущение роковой обреченности. Иллюзия, идея Х персонажа, мачо. Иллюзия героизма.
Уехал в Европу. Париж. Гертруда Стайн (лейтмотивы, повтор, добавл. коннотации), Этра Паунд (точное прозрачное слово, набор завершенных образов, переход одного к другому, все личностное, авторское отметается).
«Фиеста»
Психологич. роман. Связ. с романт. идеологией. Антипсих. и антиром. Нач. с диалога. Биография героя, внешн. и внутр. Роберт Кон - субъект псих. модели. Чел-к пытается наладить связь с миром, понять. Все время пытается концептуализировать мир. Реакция на мир - мир м.б. враждебен, а на самом деле безразличен. Суета. Ром. герой пыт. уйти от реальности за ром. концепции. Любуется своей ром. позой, неадекватен реальности. псевдопсих. герой. Вносит в реальность смысл, кот. там нет. Х разделяет зрение и умозрение. Понимать не значит видеть. Р.К. понимает, связывает мир на свой лад, т.к. ему страшно (предш. экзистенциализма). Закрыться перед абсурдом. Наст. Х герой - признает, что мир абсурден, что он безразличен. Р.К. - европейский герой, думающий, понимающий. Х герой - подчеркнуто анти-интеллигентн, антиромант, принимает все как данность. Матадор. Быку все равно. Активизируется только тело, остальное исчезает. Джейкоб Барнс - видит, но не желает понимать (Мерсо). Алкоголь - слабость, смягчает враждебность мира, устанавл. связь с действительностью.
Фрагментарность. Предельно суживает панораму действия. Нет доп. сюжетных линий .Нет биографий, продуман. панорамы. Герои появл. и исчезают. Абзацы не связаны с предыдущими. Телеграфный стиль. Видит, понимает, но ничего сделать не может. Противопост. зрения и мировоззрения. Вокруг чел-ка - хаос. Псих. герой. Эмоц. мир чел-ка = чужой мир. Антилитературный роман. Позиция активного человека. (до Фиесты написал 3 романа).
«Прощай, оружие»
Герой и зрение, и действие. 2 темы: любовь и война. Единый комплекс, кот. отвергается героем. Символика, связ. с идеей плодородия.
Сартр 1905-1980
Учился в Герм «Бытие и ничто». Экзистенциализм. Крайне левый. Литературовед. НП. Драматург («Мухи»). Рассказы «Стена», «Слова». Понятие абсурда. Мир абсурден, непознаваем. Вне чел. нет ничего, он не верит в познание мира. Мир враждебен чел-ку. Вещт сопротивляются познанию. Позиция безразличия вселенной. Чел-к не то, чем он является, т.к. формируется репрессивным обществом. В чел. нет личности. Все закладывается, программируется. Пассивное следование постороннему идеалу (Ницше). Навязывание идеалов. Собств. идеал не отделим от чел., он и есть чел, мы не можем о нем говорить. Есть над нами некая чужая власть, нам даны знания, на кот. мы опираемся. По С, жить в соответствии с чужим идеалом, признать бога, признание существование смысла = безответственность (=слуга, трус, раб). Всякая власть возникает по причине безответственности, передоверяет ответств. другим. Ответственность = принятие того, что мир абсурден. Строит жесткую анархич. программу. В 60х принимает крайне левую доктрину. Участ. в рев. Оч. рационален.
«Тошнота»
Мир безразличен гл. герою. Тошнота - экзист. состояние = усталость от мира, его бессмысленность. Герой не в состоянии сделать какой-либо шаг. Вещи = враждебные герои. Самоучка - пародия на попытку познать мир. Человек д. осуществить бытие для себя. Общество, в кот. каждый сам за себя, каждый сам строит свою жизнь. Интеллектуал - тот, кто живет не по заранее предлож. пути, а действ. сам. Надо вести себя, как будто смысл есть, но соизмерять идеал со своим «я».
«Мухи» 1943
Прочитана, как полит. аллегория. Миф об атридах. Юпитер = Гитлер. Мухи = корч. чума. Экзистенц. проблематика. Власть распределяет ответсв. на всех. Покаяние - основа христ. рел. Сартр отрицает покаяние, признание того, что мы не совершенны, признание своей слабости перед богом, признание высшего разума. Власть сущ. до тех пор, пока ты в нее веришь. У Сартра выполнение воли богов не явл. важным. Орест осущ. акт выбора. Аристофановское название над проблематикой Эсхила. О. не выполняет волю богов. Миф акуален сегодня.
Камю
Концепция абсурдного чел-ка. Абсурдный роман . Левых убеждений. Демок. философ. Рецензия на «Тошноту». Говорит, что Кафка - наст. писатель, не философст, пишет об абсурде абсурдно, а Сартр - фил. в оболочке худ.
«Посторонний»
А. чел. - Мерсо.
К. использовал наработки своих амер. предшеств (Хеминг).
Абсурд. чел-к не пыт. найти смысла в действ, не пытается связать эл-ты действ. в целое. Разделение зрения и умозрения. Феноменология. В традиц. системе ценностей око и дух едины. Наше сознание направл. на объект, т.е. оно интенциональное. Феноменологическая редукция - увидеть чистые предметы. Но чист. предметов нет, есть эмоц. наполнение. Абстр. чел-к- способный увидеть чистые предметы, вынести все за скобки, ощутить акт феном. редукции. Мерсо - воспринимает все безучастно, отсутс. эмоции, идеол. «Нулевая степень письма» (Барт). Не желает систематизировать мир, т.к. любая системат-я мира неправильна. Избавит. от чел. взгляда, т.к. он слаб, избавится от антропоцентризма. Человеку следует встать на сторону вещей. Мы в средоточии вещей. Вещи безразл. к человеку. К. их такими и изображает. Вещи не считаются с людьми. Нас окруж. абсурдные вещи. Мерсо не желает вникать в сост. вещей, не желает их систематизировать. 2 часть - зеркальное отражение первой. Судья системат. все факты, вносит в них ед-во => чудовищная картина. Мерсо оказывается негодяем. Мы понимаем, что все, о чем говорит судья - это ложь, т.к. между событиями мира нет связи. Важный пафос романа. Мерсо отправл. на казнь, неся ненависть ко всему миру. Вся жизнь - вызов этому миру.
«Чума»
Город переживает эпидемию чумы. Будущее для жителей этого города закрыто, т.к. нет смысла, нет целей. => Чел. понимает, что нужно жить настоящим. Идея ангажированности. В мире нет смысла, но надо жить так, как если бы он в нем был.