Вспомогательные методы исследования
Психодиагностические методынаправлены на выявление устойчивых качеств и структурных компонентов личности — личностных черт, иными словами, распространяются на весь класс специфических проявлений психики, относимых к психическим свойства. Применяются не только в психологических исследованиях, но и в различных областях социальной практики, при решении таких прикладных задач, как:
1) профориентация и профотбор;
2) прогнозирование социального поведения субъектов, например, стабильности брака, тенденции к поведенческим девиациям (отклонениям), характера реагирования на экстремальные ситуации и др.;
3) оптимизация процессов воспитания и обучения;
4) консультативная и психотерапевтическая помощь;
5) патодиагностическое обследование пациента (в медицинской или клинической психологии);
6) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
7) прогнозирование психологических последствий изменения социальной среды, смены места постоянного проживания, привычного вида деятельности и т.д. Наиболее разработанным и распространенным психодиагностическим инструментом следует признать метод тестирования.
Психологическое тестирование —метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на, определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления. Родоначальником тестирования считается Д.Кэттел, однако впервые этот метод был крупномасштабно и обоснованно применен Ф.Гальюном, которого называют «Галилеем психодиагностики».
Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест.
Тест(от англ. test — испытание, проверка) — стандартизированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей. Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний личности, их значения переводятся в стандартные (нормированные) данные. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности.
Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.
Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:
1) объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания;
2) стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;
3) проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.
Методы опроса и диалогические методыобеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.
Анкетирование— основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.
Диалогические методыпредполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым.
К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.
Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. Широко применяется в социальной, медицинской, детской психологии и др. психологических дисциплинах. Кроме того, представляет собой основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования или воздействия — от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного, непосредственного общения в психотерапии.
Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.
Интервью— вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.
В сравнении с анкетированием интервьюпредполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их большую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориентировки в проблеме.
Интерактивные методы(от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).
Психобиографические методынаправлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.
Первоначально психобиография,как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З.Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э.Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены так наз. «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство».
Психогенетические методыпризваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики.
Наиболее информативен близнецовый метод— стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875 г. Заключается в сопоставлении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод базируется на предпосылке, что близнецы подвергаются приблизительно одинаковому влиянию факторов среды, и сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества или целого ансамбля свойств личности.
Социометрия(от лат. societas — общество и греч. metred— измеряю) — созданная Дж.Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов —социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе(семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).
Термин «социометрия» подвился в XIX в., в связи с попытками применить математические методы в исследованиях социальных явлений.
Социометрия или прикладная микросоциология представляет специальную отрасль социальной психологии, изучающую межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и структуру взаимоотношений в малых группах. Само название указывает на то, что в этой дисциплине преимущественное внимание уделяется количественному измерению социальных связей. Одно из центральных понятий в теории основателя социометрии Дж.Морено — «теле» обозначает простейшую единицу чувства, передаваемого от одного индивида к другому и, таким образом, определяющего количество и успешность межличностных контактов в группе.
В простейшей модификации социометрической методики (Дж.Морено, 1934) каждому обследуемому предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить последовательный выбор и ранжирование членов группы по критерию их предпочтительности для различных сфер совместной деятельности.
Социометрические тестыпозволяют на основе совокупности ответов всех членов группы оценить социальный статус каждого отдельного участника, структуру межличностных отношений («социометрическую структуру»), сплоченность группы
(ее «коммуникативную общность»), взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и другие показатели. Социометрические данные могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).
Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, различных модификации групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психодрамы и социодрамы.
Анализ продуктов деятельностибазируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т.д.
Один из методов данной группы — контент-анализ
(дословно «анализ содержания») предполагает исследование документов или любых других источников и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте. На основе характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи.