Концепция трех приобретенных потребностей МакКлейлланда и Аткинсона

Американский психолог МакКлелланд с исследователем Дж. Аткинсоном внесли свой вклад в понимание важной роли концепции трех приобретенных потребностей:

· достижение (успех)

· соучастие

· власть

В социологии управления необходимо учитывать рекомендации данной теории для ускорения экономического росталюбой социально-экономической системы:

1) отказаться от ориентации на традицию и стимулировать развитие личности своих граждан;

2) усиливать потребность достижения путем таких действий, как утверждение принципов высокой эффективности и усановление стандартов высокой производительности;

3) добиваться лучшего распределения трудовых ресурсов,направляя наиболее пригодных в соответствующие сферы деятельности, для максимального увеличения организационной и социальной эффективности, а также признавая и вознаграждаяориентированных на достижения людей.

Потребность успехаудовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой по требностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно: это необходимость видеть результаты деятельности, завершения какой-либо работы, признание ценности этой работы и ее результатов.

Мотивируя таких работников, необходимо ставить перед ними задачи со сниженной возможностью неудачи, поощрять их инициативу и отмечать достигнутые результаты. Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных и увлекающих целей. Индивиды, для которых ввысокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение, достигнув результата, независимо от того, заметил ли это кто-нибудь или нет.

Потребность соучастия, проявляется в виде стремления людей к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие, что их коллеги небезразличны к ним и к их поступкам. Они предпочитают занимать в организациях такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии с людьми (коллегами, клиентами). Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения, это потребность быть не только исполнителем, но и инициатором. Такая потребность предполагает общение и контакты.

Потребность властвованиятакже является приобретенной, т. е. развивается на основе обучения и жизненного опыта. Она состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении, стремится оказывать влияние на поведение окружающих его людей, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Эта потребность в концепциях лидерства заняла ключевую позицию при объяснении источников власти. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Управление часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Это рождает стремление к лидерству. Эти потребности хорошо удовлетворяются при делегировании полномочий или учете лидерства в процессах управления. В зависимости от того, как эта потребность используется, она может оказывать чрезвычайно позитивное или негативное воздействие на управленческий успех.

Существует два типа власти:

1. Стремление к личной власти предполагает стремление к доминированию над остальными (основано на доминирующем эгофильном инстинкте).

2. Социализированное стремление к власти предполагает обретение власти как средства добиться группового успеха. Люди, стремящиеся к такой власти, используют ее для мотивации и позитивного влияния на других, а также для обеспечения достижения групповых целей (основано на социальной ответственности).

В обычных условиях организации необходимо уклонятьсяот найма на работу людей, стремящихся к личной власти. Напротив, людей, которые обладают социализированным стремлением к власти, следует тщательно искать и готовить для важных руководящих ролей, которые позволят им использовать власть на пользу организации.

Источники

1. Менеджмент: учеб. Пособие / С.А. Баркалов, В.Н. Золотарев, А.И. Половинкина, Н.Ю. Калинина; под. Ред. С.А. Баркалова ; Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т. – Воронеж, 2008. – 187 с.

ISBN 978-5-89040-192-2

2. Социология управления: учеб. пособие / Н. В. Майорова, С. А. Баркалов, А. И. Половинкина, И. С. Половинкин. — Воронеж: Научная книга, 2011. — 403 с.

3. Информационно-управленческий «Портал-У», http://portal-u.ru/motivaciyadeyat/sodergatteoriimotivacii

Наши рекомендации