Профориентация как система
Выше обосновывался тезис о том, что организация профориентационной работы связана с оптимизацией использования человеческого ресурса и является важнейшей управленческой задачей не только на уровне фирм и организаций, но и на уровне всего общества. Поэтому логично рассматривать профориентацию как сложную систему, которой надо учиться управлять и которая способна и на определенную саморегуляцию (что также следовало бы учитывать при управлении сложными профориентацион-ными процессами).
Само понятие «система» предполагает, что все ее структурные элементы ориентированы на общую цель (задачу, смысл). Поэтому сначала следовало бы выделить возможные цели профориентации. Мы несколько отойдем от традиционного рассмотрения и выделим сначала основные субъекты профориентации. А уже потом легче будет понять, на какие цели ориентируется каждый такой субъект.
Это важно для того, чтобы потом по возможности искать точки соприкосновения, постепенного сближения и взаимодействия между различными субъектами, ведь, как уже отмечалось, суть любой системы состоит в том, чтобы ориентироваться на общую цель. А сама ориентация на общую цель — это своеобразный критерий эффективности любой системы.
Под субъектом профориентации мы понимаем не только конкретного человека (самоопределяющуюся личность), но и так называемые групповые субъекты и даже общественные субъекты.
В данном контексте анализа субъект — это человек (или группа людей), имеющий определенные представления о своих собственных профессиональных перспективах, а также о возможных путях организации помощи различным людям (в том числе и помощь самому этому человеку) в профессиональном самоопределении.
Кроме того, субъект способен к определенному эмоционально-чувственному, ценностно-смысловому отношению к проблеме построения карьеры (для себя и для других), а также к определенным действиям по достижению карьерных целей.
Иными словами, субъект профориентации способен к определенной активности и к рефлексии этой активности по планированию и реализации карьерных целей.
Можно выделить следующие основные субъекты профориентации.
Конкретная самоопределяющаяся личность (подросток, взрослый безработный, любой взрослый специалист, планирующий свои профессиональные и жизненные перспективы, и т.п.). Заметим, что каждый человек в какой-то степени представляет определенные социальные группы населения с их специфическими установками, взглядами на жизнь и на успех. Поэтому изучение каждого возможного человека как субъекта профессионального самоопределения предполагает предварительные исследования обыденного сознания в различных социальных (общественных) группах.
Семья. Известно, что для любой семьи, где воспитывается ребенок, главная задача — подготовить его к самостоятельной жизни, сориентировать его на жизненный (прежде всего, карьерный) успех. Даже тогда, когда в семье нет ребенка, она также ориентирована на успех (на создание образа «счастливой семьи», которая не хуже других семей), что позволяет даже говорить о варианте «семейной карьеры» (см. подробнее главу 3). Рассмотрение семьи как особого субъекта профориентации предполагает изучение определенных религиозных традиций, различных трудовых династий и всего, что так или иначе заставляет семью определенным образом как-то решать карьерные вопросы.
Психолого-педагогическая наука в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов — профконсультантов и педагогов для данной работы. Сразу заметим, что у ученых и преподавателей может быть свой взгляд на настоящую (полноценную) профориентацию, отличающийся от взглядов самоопределяющихся клиентов, их родителей и других людей, плохо знакомых с современной психологией и педагогикой. При этом хорошие ученые всегда готовы изучать и обобщать ценный опыт решения проф-ориентационных проблем у разных людей, не имеющих психолого-педагогической подготовки, ведь «житейская психология» — это тоже реальность, с которой обязательно следует считаться.
Разнообразные психологические центры и службы, где осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении (Центры профориентации молодежи, Центры занятости и т.п.). Профконсультанты-практики также могут иметь
собственное представление о полноценной и неполноценной профориентации, иногда отличающееся от того, что говорят их коллеги-ученые (или преподаватели в вузах, лишь частично соприкасающиеся с настоящей, реальной практикой). Соответственно и здесь возможно ценное взаимообогащение опытом и идеями.
Образовательные учреждения, прежде всего школа (в лице преподавателей и воспитателей). Здесь также главная задача — подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Тот факт, что реально школа очень мало уделяет внимания решению этой важнейшей задачи, не означает, что школа исключается из системы профориентации, ведь мы рассматриваем систему, какой она должна быть, а не то, что мы пока имеем.
Профессиональные образовательные заведения, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, но остается еще множество нерешенных профориентационных проблем. Например, проблема трудоустройства выпускников, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов и т.п.
Фирмы, организации, предприятия, где трудятся различные профессионалы и где продолжается решение разнообразных карьерных вопросов (продвижение по службе, профотбор, переход в другую организацию и т.п.).
Органы управления на уровне крупных городских районов, городов, районов и регионов в лице разнообразных государственных чиновников. Благополучие каждого района и города в немалой степени зависит от того, насколько грамотно организована работа с населением. Существуют ли психолого-педагогические центры помощи населению в трудоустройстве с учетом местного рынка труда, насколько хорошо организована профориентацион-ная работа с молодежью и т.п. Естественно, отвечать за все это как раз и должны местные начальники.
Государство как специфический субъект профориентации (в лице высшего руководства). Еще раз напомним, что важнейшим условием процветания какого-либо региона и страны является создание таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно реализует свои таланты на общее благо. И наоборот, фактическим «приговором» различным высокопоставленным начальникам является ситуация, когда самые талантливые люди, не имея возможности полноценно реализовать себя в существующих условиях, реально уходят в криминал и все свои способности направляют против
общества.
Еще одним (особым) субъектом профориентации является мировая экономика (в лице руководителей различных государств и
их представителей в международных организациях). Как известно, в последнее время резко усилились миграционные потоки населения. Как правило, люди едут в поисках более оплачиваемой, а иногда и более интересной (перспективной) работы. К сожалению, эти потоки плохо изучены и соответственно плохо управляемы. Реально эти миграционные потоки регулируются либо на уровне разнообразных запретов, либо на уровне «легкого соблазнения» талантливых специалистов высокой квалификации, когда они соглашаются уехать в более богатую страну ради большего заработка.
Как уже отмечалось, у каждого субъекта могут быть свои специфические цели, а также средства (возможности) реализации целей, свое видение эффектов (результатов) профориентации, а также свои критерии эффективности реализации профессиональных и жизненных планов (критерии успеха). Поэтому далее целесообразно продолжить системное рассмотрение профориентации по всем этим позициям.
Возможные цели профориентации:
- эгоистически (корыстно) ориентированные цели, когда до
стигается какой-то результат (приобретается какое-то благо) в
ущерб интересам других людей (или других групп людей). Заме
тим, что идея постоянного соперничества, соревнования, где есть
свои победители и проигравшие, является важным постулатом
карьерного успеха для многих современных людей и культивиру
ется на уровне целых трудовых коллективов и организаций. Здесь
имеется в виду личный успех, который иногда делится с самыми
близкими людьми (например, когда человек все делает для люби
мой жены или для любимой внученьки);
- цели, ориентированные на бескорыстное служение людям
или какой-то идее. Реально это редкие цели, но иногда в периоды
духовного подъема такими идеями могут быть воодушевлены ши
рокие массы (например, в периоды войн или послевоенного стро
ительства);
- цели, ориентированные на дело (на какое-то общее достиже
ние) или на сам процесс труда. Это характерно для так называе
мой «группоцентрической ориентации» (по Б. С. Братусю), когда
человек заботится даже не о собственной выгоде, а о выгоде сво
ей группы (коллектива), пребыванием в котором очень гордится.
Но иногда успех этой группы достигается за счет интересов мно
жества других людей (например, конкурентов или даже потреби
телей);
- цели, ориентированные на общение, когда человек приходит
на работу, чтобы приятно провести время (пообщаться, «потусо
ваться»). Здесь часто работа является своеобразной ширмой (при
крытием) для такого общения, и процветает это в тех организа
циях, где труд излишне формализован, забюрократизирован, где
почти не остается места для личной инициативы или где просто слабое руководство. На уровне отдельного человека как субъекта профориентации это может быть стремление к самодемонстрации, нарциссизм или же, наоборот, слабость характера, когда хочется компенсировать это иллюзией разнообразных контактов
на работе;
- цели, связанные с саморазвитием. Проблема лишь в том, как
каждый человек понимает свое развитие в труде. Напомним, что
не все профессии в равной степени дают возможности для разви
тия в труде, так что выбирать и здесь приходится, и не только
конкретному самоопределяющемуся человеку;
- цели, ориентированные на самосохранение, на поддержание
уже имеющегося статуса и т.п. Например, если все в семье имеют
высшее образование, то родители делают все, чтобы и ребенок
поступил в вуз, хотя самому ребенку интересны другие, не вузов
ские специальности;
- цели, связанные с повышением своего статуса в глазах ок
ружающих, т.е. то, что мы назвали бы «элитарными ориентация-
ми», когда карьера рассматривается как вариант перемещения «из
грязи в князи» (см. подробнее главу 9);
- наблюдательные цели, характерные для пассивных людей. В этом
случае конкретный человек (или его родители, воспитатели, ру
ководители и т.п.) не предпринимает реальных усилий для пла
нирования и реализации карьерных целей. Все делается в режиме
ожидания и наблюдения по принципу: «А что со мной сотворит
судьба (или родители, или начальники)?» Правда, здесь все же
возможна определенная рефлексия происходящего, поэтому это
также может быть целью субъекта (индивидуального или группо
вого).
У каждого субъекта профориентации могут быть специфические средства (методы, возможности), а также соответствующие ограничения достижения своих целей. Здесь важно отметить, что само выделение и использование этих средств предполагают определенную ответственность и компетентность каждого субъекта. Например, то, что может позволить себе реальная российская семья для трудоустройства своего ребенка (дать взятку нужному и важному человеку или еще как-то решить профориен-тационную задачу), не может позволить себе даже в качестве рекомендации психолог-профконсультант и т. п. Системный анализ предполагает выделение всего возможного перечня таких средств и соотнесение их с реальными субъектами, достигающими конкретных профориентационных целей.
Научно-практические средства профориентации можно в целом разбить на следующие группы:
1) методы традиционного обследования (тесты, опросники, анкеты, аппаратурные методики и т.п.) и методы традиционного
психолого-педагогического воздействия (лекции, тренинги, дискуссии и др.);
2) методы, основанные на жизненном опыте и профессио
нальной интуиции. Их могут использовать лишь те психологи и
педагоги, которые имеют определенный стаж и успехи в работе.
Первоначально они активно осваивали и использовали традици
онные методы (как внешние средства деятельности) и лишь за
тем постепенно стали доверять самим себе, своим внутренним
средствам (см. п. 1);
3) методы активизации, стимулирования самого человека (или
группы лиц), по отношению к которому проводится профориен-
тационная работа. Это могут быть даже руководители, отвечаю
щие за организацию профориентации в своем городе (например,
через деловую управленческую игру);
4) методы моделирования процесса профессионального само
определения, когда сама профориентационная проблема не реша
ется, но создаются условия для лучшего понимания («прочувство-
в1ания») этой проблемы и лишь намечаются пути ее решения;
5) методы управления профориентацией, включая и методы
контроля, и соответствующего поощрения и т.п. Это может быть
использовано не только различными начальниками и руководи
телями, но и конкретным человеком применительно к своей соб
ственной карьере (иногда это называют даже «самоменеджмен
том»), или это может быть семья, серьезно влияющая (и наказы
вающая) своего непутевого отпрыска, если он не «оправдывает
надежд» своих родителей.
Результаты (эффекты) профориентации:
- реальные (иногда и материальные). Например, успешный вы
бор какого-то профессионального учебного заведения в перспек
тиве повышает шансы хорошего трудоустройства и высокого за
работка (вполне реальные результаты). Или же это может быть
создание какого-то ценного продукта (а может, и «шедевра»), если
человек занят своим делом и работает с душой;
- моральные. На наш взгляд, они более значимы для большин
ства людей. Например, гордость за свое профессиональное твор
чество (или за какое-то карьерное достижение) как со стороны
отдельного человека, так и со стороны его семьи, школы, пред
приятия, где он раньше работал (а потом стал чуть ли не прези
дентом или каким-то «классиком» телеэкрана). Часто даже сами
деньги важны не сами по себе, а как средство для повышения
чувства собственной значимости.
Наконец, можно выделить возможные критерии эффективности профориентации, которые у каждого субъекта могут быть весьма различными, и, более того, даже у конкретного субъекта эти критерии непостоянны, т. е. находятся в определенной динамике. Например, то человек (или семья) гор-
дится своими карьерными достижениями, то стыдится их. Если исходить из научной традиции выделения критериев эффективности, то можно назвать следующие их группы:
полнота учета основных факторов выбора профессии. Здесь за основу можно взять «три кита» профориентации — учет желаний (хочу), возможностей (могу) и потребностей рынка (надо) или восемь основных факторов выбора профессии (по Е. А. Климову — см. подробнее главу 2);
осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП). Она предполагает грамотное и обдуманное построения всех компонентов ЛПП и их логическую непротиворечивость (см. главу 2);
самостоятельность при планировании и реализации ЛПП. Здесь важно продемонстрировать готовность сделать первые, наиболее трудные самостоятельные шаги по реализации своих планов и
перспектив;
относительная устойчивость профессиональных перспектив, особенно на ответственных этапах карьеры. Например, в момент поступления в уже выбранный институт. Это предполагает готовность противостоять различным внешним и внутренним воздействиям, которые могут внести сумятицу в действия и конкретного человека, и семьи, и руководителей, решающих карьерные вопросы своих сотрудников;
реалистичность и гибкость профессиональных перспектив, когда человек (желательно еще на этапе подготовки к профессиональным выборам) учитывает все изменения на рынке труда (или на рынке образовательных услуг) и своевременно вносит коррективы в свои профессиональные намерения;
перспективность ЛПП, ориентация на успех. Это предполагает построение образа жизненного и профессионального успеха с учетом реальностей окружающего мира. Без учета социально-экономических, политических и даже идеологических реальностей трудно рассчитывать на то, что карьерные усилия данного человека (или школы) будут по достоинству оценены большинством окружающим. Это сложнейший критерий эффективности, поскольку сами образы успеха могут быть разными и даже противоречивыми, а конкретному субъекту самоопределения приходится делать свой выбор. Реально во многих научных исследованиях все-таки используют общепринятые (среднестатистические) мерки успеха, хотя в профконсультационной практике все намного сложнее, когда работаешь не со среднестатистическим, а с конкретным самоопределяющимся человеком;
этическая состоятельность профессиональных выборов. Она может рассматриваться на уровне нормативно-правовом, моральном и на уровне ценностно-смысловом (с учетом нравственной зрелости и совести конкретного субъекта самоопределения). Это так-
же один из наиболее сложных и спорных критериев эффективности профориентации. Здесь вряд ли возможны четкие математические измерения этической состоятельности, и этическая оценка профессиональных выборов лучше осуществляется на уровне здравого смысла (жизненной и профессиональной интуиции) или с учетом опыта культуры, где выработаны свои этические критерии оценки различных героев мифов, сказок и лучших произведений литературы и кино;
оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему. Субъект профориентации, несмотря ни на какие проблемы и сложности, все-таки верит в то, что найдет свое место в мире (или в рамках данной организации).
Поскольку важнейшей характеристикой системы является ориентация на общую цель, то возникает вопрос: а кто должен координировать различных субъектов профориентации и управлять всей системой?
Таким координатором может быть каждый субъект. Например, конкретная самоопределяющаяся личность сама обращается за помощью к родителям и родственникам, к специалистам-проф-консультантам, сама устраивается на работу (обращается к руководству или представителям кадровых служб) и т. п.
Координатором может быть и психолог-профконсультант (или руководство профориентационных служб), остро ставящий вопросы организации профориентационной работы перед различными чиновниками или «спонсорами». Заметим, что сейчас, когда внимание к профориентационной проблематике со стороны власти ослаблено, роль психологов в вопросе координации таких усилий резко возрастает.
Когда официальная власть все-таки занимается вопросами профориентации (в главе 1, подразделе 1.2 мы показали, что это обычно связано с увеличением реальных свобод в данном обществе), то более эффективно эти координацию и управление осуществляют властные структуры.
Более обстоятельный системный анализ профориентации еще предстоит. Выделенные в данном подразделе субъекты, цели, средства, эффекты и критерии эффективности профориентации еще будут соотнесены с каждой конкретной ситуацией.
Конечно, в полной мере невозможно прийти к согласованию позиций всех субъектов по одинаково понимаемым целям, средствам и т.д. (проблема соотношения частной и государственной профориентации как проблема личная и общественная, государственная уже рассматривалась в предыдущем подразделе — см. раздел 1.6). Однако системный анализ позволяет хотя бы обнаружить реально существующие проблемы (рассогласования) и наметить пути если и не окончательного снятия всех этих рассогласований, то хотя бы их смягчения.
Вопросы и задания
1 Каков психологический критерий возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения?
2. Приведите пример зависимости уровня развития профориентации
от общей культурно-исторической ситуации в обществе.
3. В чем состоит принципиальное отличие традиционных и современ
ных взглядов на сущность профориентационной помощи?
4. Какую роль играют в профессиональном выборе ценности и идеалы
самоопределяющегося человека?
Рекомендуемая литература
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.,
2004.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. —
М.; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., 1999.
Глава 2