Внешняя модальность и ее маркеры.
Для внешней модальности характерны вовлеченность человека в событийный поток внешнего мира, функциональность поведения с внешней точки зрения, следование внешним ритуалам, правилам, «порядку вещей», «естественное» (обусловленное внешними обстоятельствами) реагирование на события и воздействия. Типичные реплики, которыми человек обозначает внешнюю модальность, это: «так получилось», «по совокупности обстоятельств», «а что я тогда еще мог сделать?», «как принято», «как все делают», «с волками жить — по волчьи выть», «чужой монастырь со своим уставом не ходят». Для внешней модальности характерно подчинение внешней силе, в противовес личной воле, инициированной внутренними процессами, энергиями, «идеями».
Типичным для внешней модальности является отсутствие личных предпочтений: человек действует в интересах дела, по велению судьбы — и эти «дело» или «судьба» не обсуждаются: «Меня попросили», «Так было надо» — и такого рода аргументация представляется человеку исчерпывающей..
Личная воля и инициатива во внешней модальности возможны — но лишь в пределах заранее взятой человеком на себя роли и правил игры, но не в качестве проявления априорного внутреннего потенциала, внутреннего представления о личности и т. п. Характерной для внешней модальности является ссылка на этику (законы, правила) внешнего мира, которые человеком представляются абсолютными, и речи о противопоставлении им внутренней этики не идет: «Не мы этот мир творили, не нам его законы нарушать».
Во внешней модальности происходит реализация подсознательных навыков и умений человека, реализуемых в рамках внешних ситуаций, полностью поглощающих его сознательное внимание, так что во внутренний мир оно не обращается. Здесь идет оперативное (часто — автоматическое, рефлекторное) взаимодействие человека со внешним миром, и нередко просто нет времени для внутреннего осмысления, переживания и т. п.
Наблюдение во внешней модальности идет без загрузки впечатлений во внутренний мир, оно подчинено подсознательным схемам, настроенным на функционирование во внешнем мире. Человек воспринимает из внешнего мира только ту информацию, которая нужна для функционирования во внешнем мире, и обрабатывает ее исключительно в интересах внешних процессов, в которых он принимает участие.
Ситуация выбора во внешней модальности понимается человеком как сугубо внешняя: это выбор внешнего действия, варианта внешнего поведения в рамках, предлагаемых внешней ситуацией, без специального внутреннего переживания, осмысления и внутренней подготовки. Девиз в данном случае звучит так: «Тут не думать, тут делать надо!»
Для внешней модальности характерны принципы внешнего реагирования («взял — отдал», «ты мне — я тебе»), внешней управляемости, предсказуемости в целом в рамках данного внешнего сюжета. Типичные выражения здесь: «в рабочем порядке», «по ходу дела», «по факту», «обычным образом» «как и следовало ожидать», «взялся за гуж — не говори, что не дюж», «назвался груздем — полезай в кузов», «на то и щука в море» «сколько волка ни корми», «он первый начал», «он меня разозлил, и я не сдержался».
Для внешней модальности характерно прямое обозначение внешней (социальной) роли: «Я как гражданин (отец, истец, представитель заказчика, супруг)» и внешнего сюжета: «Ожидаю скорого и справедливого решения по моему вопросу».
Наблюдения во внешней модальности возможны лишь прямо мотивированные течением внешних событий и необходимые для адекватного участия в них. Здесь действеут принцип: «Излишнее любопытство наказуемо», и нужно всегда быть готовым к конкретному ответу на вопрос»: Ты зачем на меня посмотрел?!»
Жизнь во внешней модальности не оставляет особых внутренних следов, быстро забывается, и от нее остаются лишь бледные тени воспоминаний — но проживаться она может очень ярко. На картине мира человека она обычно сказывается мало.
Реплики во внешней модальности обязательно прямо связаны с течением внешнего сюжета, в котором находится протагонист — они по идее должны изменять течение внешней жизни, или по-иному встраивать в нее протагониста или партнера.
Для внешней модальности очень типично использование внешних ситуаций, ролевых расстановок, энергии ритуала и официальности:
— Я как председатель попрошу тишины! (внеш)
Для внешней модальности характерны ссылки на ситуацию, внешние обстоятельства, на логику жизни, течение жизненного процесса:
— Так получилось, что автобус, в котором я ехал, на перекрестке попал в аварию и перевернулся, и поэтому я опоздал на целых десять минут. (внеш)
Таким образом, находясь во внешней модальности, человек делает свое внешнее дело, исполняет свою социальную функцию, играет определенную роль во внешнем сюжете, реагирует спонтанно или (в целом) известным образом, лишнего не наблюдает и не выдает из себя. Любое его наблюдение должно быть внешне обусловлено (и сопровождаться внешней реакцией, показывающей, зачем он смотрит туда-то), и то же относится к его самовыражению («На каком основании ты сделал эту гримасу? Кто тебя об этом просил?!») Для внешней модальности характерен смех в ответ на шутку, ответ на заданный вопрос, реакция на прямую просьбу, наблюдение, которое вызвано прямой внешней необходимостью:
— Посмотри, какая я сегодня красивая!»
— (посмотрев) Ух! (внеш)
— Подай мне пальто.
— (снимает с вешалки и подает) (внеш)
Типичные для внешней модальности роли это Исполнитель, Участник, Раб, Слуга, Практик.