ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Начальник военной кафедры
Утверждаю
Начальник военной кафедры
АО «Университет КАЗГЮУ»
полковник запаса А. Ибраев «____» _________ 2016 год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫдля студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной работы
Тема №14.«Воспитательная работа при выполнении задач полевых выходов и тактических учений».
Занятие №1. Воспитательная работа при выполнении задач полевых выходов и тактических учений.
Учебные и воспитательные цели:
1.Довожу требования Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами – Президента РК, Министра обороны, Начальника ГШ Вооруженных Сил Республики Казахстан к полевой выучке войск. Особенности воспитательной работы в полевых условиях.
2.Раскрыть студентам особенности воспитательной работы при проведении различных этапов учения.
Метод: лекция.
Время: 2 часа.
Место: учебная аудитория.
Литература:
1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36
2.Военная доктрина РК., УПР РК от 11.10.2011г. №161.
3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.
4. Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе и военнослужащих», от 16 февраля 2012 г. №561-IV ЗРК
5. Приказ МО РК № 771, 2010 г.,.
6.Директивы МО РК № 2, 1997 г.; № 3, 1997 г.; № 2, 2001 г.
7. Н.А. Назарбаев. Казахстан – 2050. Послание Президента страны народу Казахстана. «Казахстанская правда», 14.12.12 г.
8. Постановление Президента Республики Казахстан № 2347 «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». «Казахстанская правда», 21.06.95 г.
9. Приказ Министра обороны Республики Казахстан № 156 «Об организации правового всеобуча в Вооруженных Силах Республики Казахстан», 1996 г.
10. Выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Военной академии Вооруженных Сил Республики Казахстан 16.01.98 г. «Казахстан сарбазы» («Воин Казахстан»), 20.01.98 г.
11. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на комплексных учениях в Гвардейском гарнизоне 28.8.98 г. «Казахстан сарбазы» («Воин Казахстан»), 01.09.98 г.
12. Хитрин Ю.А. Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка. Часть 1. Алматы: Жети жаргы, 1996 г., гл. 1, с. 237-239.
13. Ашитов З.О. Право суверенного Казахстана. Учебное пособие. Алматы: Жети жаргы, 1995 г.
14. Ниткалиев У. Правовая культура в период формирования гражданского и правового государства. Алматы, 1996 г.
15.Устав внутренней службы Вооруженных Сил,др.воиск и воинских формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154.
16.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.
17.Альбом схем.
Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, слайды по теме, стенд, альбом схем, слайдоскоп, плакаты.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
На изучение данной темы отводится 14 часов.
Занятие № 1. Лекция.
В ходе занятия разъяснить студентам сущность и содержание воспитательной и социально-правовой работы с личным составом в Вооруженных Силах Республики Казахстан в ходе проведения полевых выходов. Изучить требования Президента Республики Казахстан по повышению качества обучения личного состава.
Изучить основные функции заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе по организации и проведении воспитательной и социально-правовой работы с личным составом при прохождении полевых выходов.
В ходе занятия использовать технические средства обучения.
Учебные вопросы и примерное распределение времени:
№ п/п | Вопросы занятия | Время (минуты) |
1. | Вводная часть: Принимаю доклад дежурного по взводу, проверяю наличие личного состава, провожу опрос по пройденной теме, объявляю тему, цели, время и метод проведения занятия. | |
2. | Основная часть: 1 учебный вопрос:Требования Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами – Президента Республики Казахстан, Министра обороны, Начальника ГШ Вооруженных Сил Республики Казахстан к полевой выучке войск. Особенности воспитательной работы в полевых условиях. 2 учебный вопрос: Воспитательная работа (МПО) как важный компонент в системе боевой подготовки воинских частей и подразделений ВС РК. 3 учебный вопрос:Содержание воспитательной работы (МПО) в полевых условиях | |
3. | Заключительная часть: Подвожу итоги занятия, отвечаю на вопросы, объявляю студентам оценки, даю задание на самостоятельную подготовку. |
Вступление.
Важнейшим элементом боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Республики Казахстан является полевая выучка войск. Именно здесь в поле, на проводимых занятиях личный состав частей и подразделений учится выполнять боевые задачи, овладевает сложной наукой побеждать. Сердцевину полевой выучки войск составляет тактическая подготовка. Ее главная цель - вооружить солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров знаниями и навыками, необходимыми для умелых и решительных действий на поле боя.
Тактическая подготовка проводится в комплексе с технической, огневой, специальной, физической, строевой подготовкой, с изучением средств защиты от оружия массового поражения. Она как бы закрепляет, совершенствует все эти звенья и поэтому считается ведущим видом боевой подготовки личного состава. И как показывает опыт крупных учений, боевые действия в современной войне характеризуются возрастанием динамичности, решительности, скоротечности, резкими изменениями обстановки, большим моральным и физическим напряжением личного состава. В этих условиях необходимо постоянно совершенствовать воспитательную работу, которая является мощным средством укрепления политико-морального состояния воинов, непрерывного наращивания духовного потенциала личного состава частей и подразделений.
Учебный вопрос: Требования Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами – Президента Республики Казахстан, Министра обороны, Начальника ГШ Вооруженных Сил Республики Казахстан к полевой выучке войск. Особенности воспитательной работы в полевых условиях.
Глубокие изменения, происшедшие в последние десятилетия в оснащенности войск, технической революцией в военном деле, в способах ведения боя, предъявляют к тактической подготовке все более высокие требования. Приказы Министра обороны РК обязывают всех командиров и начальников каждое занятие в поле, тактические учения, марши, стрельбы тщательно готовить и проводить поучительно, с высокой интенсивностью и напряжением, создавая на них обстановку, максимально приближенную к боевой. Большое внимание при этом уделяется всесторонней подготовке личного состава роты, батареи и им равных, более мелких подразделений, вплоть до отделения, экипажа, расчета.
Полевая выучка является важнейшей составной частью воинского воспитания и обучения, так как в ней аккумулируется всесторонняя обученность личного состава. Именно в поле, на тактико-строевых, тактико-специальных, командно-штабных, тактических занятиях и учениях, боевых стрельбах, вождении боевых машин в максимально сложной учебно-боевой обстановке формируются высокие морально-боевые и психологические качества. Что же понимается под полевой выучкой?
ПОЛЕВАЯ ВЫУЧКА – это система обучения, приемы и способы совершенствования боевого мастерства личного состава в полевых условиях, близких к боевой обстановке. Это уровень подготовки войск, отвечающих требованиям ведения современной войны.
Первоначальная основа полевой выучки войск закладывается в одиночной подготовке личного состава. Совершенствование боевого мастерства и полевой выучки достигается в ходе всего учебного процесса, особенно при боевом слаживании подразделений и частей.
Однако следует отметить, что “полевая выучка” и “боевая подготовка” не есть тождества, так как боевая подготовка более широкое понятие. Она включает в себя не только практические навыки и умения, но и теоретические знания военного дела, которые являются исходными для выработки этих навыков и умений у личного состава.
В то же время полевая выучка составляет основное содержание боевой подготовки, концентрирует в себе все элементы практической выучки войск и является ее главным критерием.
Уровень полевой выучки определяется не только временем, проведенным войсками под открытым небом и количеством занятий, а прежде всего качеством, умением руководителей создать сложный и поучительный тактический фон.
Исторический опыт учит, что недостаточная выучка личного состава в мирное время отрицательно сказывается на выполнении боевых задач по разгрому врага, особенно в начале войны. Но если в прошлом некоторые пробелы, упущения в подготовке войск в мирное время можно было, пусть большой ценой людских потерь устранить в ходе войны (как это было в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов), то в условиях же современной войны таких возможностей для дополнительного обучения войск действующей армии и планомерной подготовки вновь формируемых частей и соединений практически не будет. Или же они будут крайне ограниченными.
Отсюда вытекает настоятельная необходимость в постоянной высококачественной и всесторонней подготовке войск, способных в первые же часы, минуты, секунды войны приступить к решительным, активным действиям и успешно выполнять поставленные перед ними боевые задачи.
В современных условиях к полевой выучке предъявляются высокие требования.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКЕ:
- учет характера, особенностей и черт современной войны.
Характер и особенности современной войны вызывают необходимость непрерывного совершенствования у личного состава навыков и умений вести активные высокоманевренные боевые действия по разгрому сильного и технически оснащенного противника в любой обстановке, днем и ночью; настойчивого повышения командирами, их заместителями, штабами своих знаний и практических навыков в управлении подразделениями, частями в современном бою и организации действенной воспитательной работы с личным составом в боевой обстановке.
- выработка у личного состава высоких морально – боевых и психологических качеств.
- учить тому, что необходимо на войне.
Это требование должно лежать в основе боевой подготовки – каждое полевое занятие и учение должно проводится качественно, эффективно в обстановке максимально приближенной к реальной боевой действительности, без упрощения и послаблений.
В полевых условиях основное внимание следует сосредоточить на четкой организации занятий по тактико-специальной, огневой, инженерной подготовке, защите войск от средств массового поражения, вождению. Таковы основные требования, предъявляемые к полевой выучке в современных условиях.
Требования к полевой выучке не являются постоянными и неизменными. Они могут изменяться вместе с изменениями средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий.
Боевые действия в Афганистане и особенно в Чечне показали, что локальные военные столкновения, особенно боевые действия в городе потребовали внесения существенных корректировок в опыт войны 1941-1945 годов. В частности, в Чечне в полной мере применялась тактика действий мобильных групп составом в 5-7 человек (снайпер, пулеметчик, гранатометчик, 2-3 стрелка и водитель), широко использовались новые виды связи, труднопеленгируемые, последние образцы приборов ночного видения и приборов опознавания объектов в инфракрасном спектре излучения.
Успешное решение задач по полевой, тактической выучке подразделений и частей во многом зависит от уровня, качества и насколько умело организована воспитательная работа с личным составом.
И опыт и практика последних лет показывают, что наибольших успехов добиваются те подразделения и части где воспитательная работа ведется непрерывно целеустремленно и подчинена решению главной задачи ПОВЫШЕНИЮ БОЕГОТОВНОСТИ ВОЙСК, а вопросы морально-политической, психологической подготовки, совершенствование боевого мастерства и полевой выучки воинов находятся в центре внимания работы командиров, их заместителей по ВиСПР.
Интересы защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Казахстан, поддержание на высоком уровне боевой готовности подразделений и частей требуют от командиров и их заместителей по ВиСПР большого внимания к воспитательной работе по вопросам полевой выучки личного состава.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКЕ:
- глубокое разъяснений требований Президента Республики Казахстан, Министра обороны, командующих, видами ВС и родами войск к полевой выучке, содержанию и задач боевой подготовки и мобилизации личного состава на качественное и эффективное проведение каждого полевого занятия и учения;
- воспитания у личного состава идейной убежденности, высокой ответственности и сознательного отношения к исполнению воинского долга, исполнения своих служебных обязанностей;
- повышение военно-политических, методических и педагогических знаний офицеров, прапорщиков и сержантов, обучение их практике воспитательной работы с воинами в полевых условиях;
- обеспечения в жизнь принципа обучения войск “учить тому, что необходимо на войне”, рационального использования учебного времени, развития у воинов готовности стойко переносить все испытания и нагрузки современного боя, смело действовать в условиях применения современных средств вооруженной борьбы;
- обобщение и внедрения передового опыта лучших методистов-руководителей занятий, мастеров военного дела, отличников учебы, классных специалистов;
- борьба с послаблениями и упрощенчеством в учебе, с необъективностью оценки результатов;
- совершенствование учебно-материальной базы в полевых условиях.