Выделяют несколько этапов в развитии психологии.
1-й этап. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима — дух, душа) —древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душf понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427— 347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация). Разум размешается в голове, мужество— в груди, вожделение— в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишьв религиозном (мистическом) опыте.
2-й этап. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеейрефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIIIв. X. Вольфом для обозначении направленияв психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
3-й этап.Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института(1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
В начале ХХ в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить своё внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.
Методы психологии.
Наблюдение – наиболее распространённый метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включённым и не включенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное – является организованным, предполагает чёткий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включённое – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенном этого не требуется.
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливаются личные контакты с испытуемым.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов ( обычно оно включает использование конструктивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и адаптивных методик) и тестирование психокоррекционное( обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивной коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
Отрасли психологии.
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психологияизучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства состояния и формирования личности.
Социальная психологияисследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психологиязанимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В ее задачи входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.
Возрастная психологияизучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования личности человека и его умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.
Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.
Психология искусстваизучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитиеличности.
Психология спортазанимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.
Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояняя невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности человека во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психологияисследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива, психологические особенности их профессиональной деятелыю-сти в ее разных формах и видах.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология основное внимание уделяет особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, с ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, деятельностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Именно поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Психология изучает закономерности психики человека не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и ставя перед собой конкретную цель: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.
Содержание и структура психологического исследования.
Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает:
- выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;
- составление программы исследования, которая обычно включает: 1). Формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2). Определение цели и задач; 3). Объяснение и анализ основных задач; 4). Предварительный системный анализ объекта исследования; 5). Выдвижение рабочих гипотез; 6). Составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7). Составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.
Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обработка результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется ещё и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.
Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений.На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. При необходимости (или если это предполагает тема и программа исследования) может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составлять прогноз развития изучаемого явления.