Психологические механизмы переговорного процесса.

Выде­ляют следующие механизмы: согласование целей и интересов; стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон.

Согласование целей и интересов. Переговоры становятся пе­реговорами или обсуждением благодаря действию этого меха­низма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согла­сования не было. Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться.

Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и инте­ресов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласо­ванную общую цель.

Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

• ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

• хорошие или нейтральные межличностные отношения оп­понентов;

• уважительное отношение к оппоненту;

• открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;

• способность к корректировке своих целей.

Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели по­ложительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппо­нентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.

Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен доверие представляет собой единст­во восприятия другого человека и отношения к нему. Выделя­ют потенциальное и реальное доверие. Если один человек го­ворит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по от­ношению к себе и поэтому он так к нему относится.

Когда конфликт произошел или продолжается, сложно гово­рить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негатив­ные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласи­лись на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно. Осознание сторонами необходимости решения про­блемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запуска­ет механизм установления взаимного доверия. Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными доверять недавнему против­нику. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искажен­ного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах (А. Росс, Б. Уорд). Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

Еще одним психологическим механизмом переговоров яв­ляется обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Это заключается в том, что в ходе переговоров стороны стре­мятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Важное значе­ние имеет власть одной стороны по отношению к власти дру­гой стороны, а также то, как каждый участник оценивает воз­можности другого. Иногда власть рассматривается как ранг оппонента [16]. Власть определяет возможности влияния на другого.

Существенное влияние на баланс сил оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти воз­можности воспринимаются. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а то, как она оце­нивается другой стороной. Поэтому на исход переговоров мо­жет влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей.

В переговорах каждая из сторон старается максимально ис­пользовать свои возможности. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению баланса власти и идут переговоры. Если же одна из сторон резко усилит свою власть, то оппонент или берет тайм-аут, или прекращает переговоры. Возможно также возобновление конфликтных действий.

Наши рекомендации