Как вести себя по отношению к болезненным эмоциям других
Уважайте выражение чувств у других. Когда человек переживает сильные эмоции, важно относиться с уважением к попыткам выразить их. Нередко люди испытывают значительные затруднения при попытках выразить свои чувства словами. Можно очень легко прервать поток изливаемых чувств, если мы попытаемся приглушить их или если мы отказываемся признать их правомерность. Так, Джим поражался, почему его дочь никогда не рассказывает ему о молодых людях, с которыми она дружит, пока он не понял, что это объяснялось его поспешными советами и указаниями на неправильность ее поступков при любой ее попытке поделиться с ним.
Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости — умение предоставить другим возможность выразить эмоции (естественно, в определенных пределах), не обижаясь на них и не поддаваясь собственным эмоциям. Прибегайте к активному восприятию, когда вы имеете дело с чьими-то бурными эмоциями.
Активно поощряйте поведение, если оно соответствует вашим нуждам. Приходилось ли вам испытывать раздражение, когда кто-то вел себя навязчиво? Возможно, они бахвалились, рисовались, приставали с просьбами или говорили без умолку. На такое поведение легко реагировать негативно. Имейте в виду, что ваши наставления или угрозы поощряют навязчивое поведение в такой же мере, как и похвала или даже простое внимание. С точки зрения поведенческой психологии, любое поощрение приводит к учащению поощряемого акта. Почему бы не поощрять поведение, нужное вам? При любой возможности поощряйте позитивные шаги других и игнорируйте попытки просто снискать ваше внимание.
Отойдите от негативной борьбы за власть. Нередко люди прибегают к власти для поднятия своей низкой самооценки. Они могут до крайности надоесть вам этим, особенно если их истинное положение не отвечает их притязаниям, или если они испытывают вас конфронтационными заявлениями вроде «вы не можете меня заставить». Отойдите от подобных попыток доказать свою силу, как только вы опознаете их. Как конфронтация, так и сдача позиций поощряют негативное поведение. Помогайте людям восстановить их чувство самооценки путями, не связанными с попытками побороть вас.
Не поддавайтесь соблазну отомстить. Желание отомстить, особенно если оно направлено на вас,— одна из самых трудных эмоций, с которыми вам придется иметь дело. Иногда оно проистекает из чувства глубокой обиды. Быть может, вам удастся нейтрализовать его в какой-то мере, если вы прибегните к призывам к порядочности и справедливости. Пытайтесь избежать чувства обиды и старайтесь не отвечать тем же. Подумайте о том, как вы сможете наиболее эффективно убедить вашего партнера в том, что вы уважаете его нужды.
Избегайте упреков и критики. Не сводило ли вас с ума поведение человека, притворяющегося беспомощным без какого-либо на то основания? Подросток, который разыгрывает из себя идиота только для того, чтобы избежать необходимости помогать с ужином: сотрудник, притворяющийся некомпетентным, чтобы не делать лишнюю работу; женщина, ошибочно считающая безмозглость признаком женственности и обаяния; человек, страдающий от временной депрессии, но тем не менее уверяющий вас, что он ни к чему непригоден и что его никто никогда не будет любить и не возьмет на работу?
Определенная доля самокритичности необходима нам всем — это признак психического здоровья. Однако здесь мы имеем в виду самокритику, вызванную глубоким разочарованием и самоуничтожающими заявлениями, направленными на то, чтобы вынудить других оказать нам сочувствие и поддержку. Упреки и критика редко помогают. Вы можете помочь таким людям, поощряя их малейшие позитивные шаги. Сосредоточьтесь на том, что положительно,— не теряйте времени на выражения соболезнования или согласия с ними в том, что мир плох и ничего изменить нельзя. Не сдавайтесь, хотя прогресс вашего партнера и может быть связан с медленным и постепенным улучшением его самооценки.
Вот несколько полезных приемов для поддержания подспудного стремления других поднять самооценку, получить ощущение духовной близости, значимости и индивидуальности.
• Самооценка — хвалите их за все, достойное похвалы как можно чаще.
• Чувство значимости — укажите на особые достоинства их характера. Учитывайте их варианты решений и напоминайте им о них.
• Чувство индивидуальности — поощряйте проявления их индивидуальности, не посягающие на интересы других. Помогите им отграничить их личную территорию — будь то собственная комната, письменный стол или корзинка для хранения документов. Говорите с ними на темы, близкие им.
• Чувство близости — открыто поощряйте их за их вклад и их важность для группы, семьи или команды. Если это удобно, дайте им знать, что вы любите или уважаете их.
Вишнякова Н.Ф.
Тренинговые задания по освоению созидательной критики[21]
Для практического освоения каждого предложенного Ю. Краковским приема критики в групповом режиме работы члены тренинговой группы разбиваются на пары.
В дуэтном варианте проигрываются конфликтные ситуации с использованием классификации критики:
- постоянное опаздывание сотрудника на работу;
- некачественное выполнение работы, профессиональные ошибки;
- свободная ситуация, предложенная членами группы.
3а каждый удачно использованный прием технологии критики каждый участник дуэтного этюда получает один балл. В конце победитель получает приз группы - комплимент.
Для отшлифовки технологии созидательной критики предлагаем в тренинговом режиме деловые этюды и ситуации.
Ситуация «Некомпетентный молодой начальник»
Молодой начальник только что приступил к управлению научным подразделением. Опытная авторитетная сотрудница демонстративно, на глазах у коллектива; -отказывается выполнять его распоряжения, критикуя его как явно некомпетентное лицо. Распоряжения действительно неудачные, но поведение сотрудницы подрывает авторитет начальника.
Задача начальника состоит в том, чтобы, не входя в конфликт с подчиненной, поставить ее на место, заручиться поддержкой коллектива, с которым ему предстоит работать в дальнейшем, и тем самым укрепить свой авторитет.
Задача сотрудницы - добиться, чтобы начальник сам покинул подразделение, или поставить его на место, вынудив советоваться с ней, прежде чем принимать какое-либо решение.
Поскольку инцидент произошел на глазах коллектива, тот является третьим участником данной ситуации. Роль коллектива играет вся аудитория слушателей или специально выделенная ее часть.
Ситуация «Незаслуженная критика»
Директор фирмы критикует подчиненного за неправильную расстановку людей по рабочим местам.
Ваши действия в роли директора?
Этюд «Вариантность критики»
Участники тренинга разбиваются на пары, распределяют роли: начальник, подчиненный; затем вспоминают подходящие ситуации и отрабатывают технологию созидательной критики.
Критика начальника: авторитарного - мудрого; критика подчиненного: некомпетентного - опытного; критика коллектива: всего - некоторых.
За каждое нарушение или ошибку в технологии, созидательной критики снимается балл, а за удачное применение средств разумной критики засчитывается балл. В конце этюда баллы подсчитываются, анализируются удачные приемы и ошибки.
Панкратов В.Н.
Искусство профессионального слушания [22]
Специалистами установлено, что примерно 45% рабочего времени человек проводит в процессе слушания, а большинство людей, чья деятельность связана с общением, 35—40% своей зарплаты получают только за «умелое» слушание. Из этого следует, что умение слушать является одним из важнейших аспектов акта коммуникации.
Профессиональное слушание — это прежде всего:
— особое поощряющее отношение, подталкивающее к общению
— своеобразное воздействие на партнера, способствующее развитию его мысли;
— первый шаг в развитии коммуникабельности.