Обучение как система: от теории до практики

Необходимо честно признаться, что огромный массив педагогической литературы, проштудированный автором в процессе написания данной книги, а также знание реального положения вещей в отечественных и зарубежных учебных заведениях привели нас к убеждению, что в педагогике образовался гигантский разрыв между фундаментальными теоретическими разработками, склонными к чересчур абстрактным философским обобщениям и в большинстве своем, узкоутилитарными публикациями и еще более примитивной учительской практикой. Почти нет работ, совмещающих современные научно-теоретические изыскания с их реальным жизненным воплощением, которые бы не только вооружили педагога знанием полезных новомодных теорий и концепций, но и, если не снабдили его конкретным «ноу-хау», то по крайней бы мере подсказали, что необходимо предпринять, чтобы эти теории заработали и принесли ощутимый результат. К тому же, как мы уже отмечали, вся отечественная педагогическая и психологическая наука нацелена в основном на нужды детского и юношеского образования, и такой раздел, как взрослое обучение и взрослая психология (в отличие от детских), в ней разработан недостаточно. Хочется надеяться, что книга автора, пусть частично, но все же заполнит хоть некоторые лакуны, образовавшиеся между важной фундаментальной наукой и сиротливой педагогической практикой, а также окажет честь людям, не захотевшим остановиться в своем развитии и рискнувшим учиться в любом возрасте.

DiaeaVI

Наша система обучения, представленная в этой книге, принадлежит к современным учебным технологиям, которые относятся к классу высоких. Это означает, что эти технологии продиктованы самой жизнью, требующей внедрения теоретических исследований в практику, и базируются на последних высших достижениях науки — новых подходах к человеческой личности и к речи человека. (В нашем случае речь понимается широко и комплексно как психолингвистический и лингво-психологический феномен). Кроме того, эти технологии называются тонкими, поскольку основаны на тонких эффектах, позволяющих добиваться значительных результатов путем филигранного, нюансированного воздействия на психические процессы, структуры и состояния человека (в данном случае — речи и ее составляющих).

К сожалению, большинство учебных методик, как обычных, так и нетрадиционных, лишены, как правило, философского — мировоззренческого — подхода или общей методологии, т.е. концептуального взгляда на проблему. В них, повторимся, наблюдается огромный разрыв между теорией и практическим ее воплощением. В этом разрыве, как в пропасти, пропадают самые важные и ключевые, с нашей точки зрения, звенья, которые должны соединять полюса теории и практики. А именно, вслед за теорией должны постулироваться и осмысляться не просто принципы обучения (на чем обычно начинается и заканчивается описание устройства многих обучающих систем; в лучшем случае после описания принципов сразу следуют конкретные практические приемы), но механизмы действия обучающей системы, объясняющие подходы и средства создания учебных технологий. Далее необходима разработка самих учебных технологий, достаточно общих, но нюансированных и мощных по своему потенциалу, куда следующим этапом войдут конкретные упражнения и техники, или так называемые «ноу-хау». Эти техники и упражнения должны применяться на практике уже с учетом свойств личности каждого конкретного ученика. Только такую, комплексную, педагогическую разработку, глубоко научную и в то же время технологичную и практическую, мы могли бы назвать обучающей системой. Ведь важно сделать так, чтобы на деле обучающая система работала от теории до практики, и сделать это можно лишь благодаря центральному и основному звену этой системы — высоким и тонким учебным технологиям, с хорошо отлаженными механизмами, снабженными точными, тщательно разработанными «ноу-хау». Тогда для каждой отдельной личности, хорошо или трудно обучаемой, с ее различными задатками, способностями и талантами такая система обучения окажется полезной и результативной. И достичь этого реально только через создание таких учебных технологий, которые, как в случае ИЛПТ, будут направлены не на абстрактного ученика, а на конкретного живого человека. Эти технологии как фреза со множеством острых и тонких граней смогут выполнять филигранную работу, направленную на формирование и развитие всех психических структур, состояний и функций человека, а вместе с ними и в их числе и на развитие в человеке иноязычной речи. Схематично контуры такой системы обучения, на примере ИЛПТ, можно отобразить следующим образом:

Об акмеологии и науке обучения взрослого человека

Система обучения

МЕТОДОЛОГИЯ — философский, концептуальный и мировоззренческий подход к системе (холистический, междисциплинарный, теоретико-экспериментально-практический, синтетический, гармоничный).

ТЕОРИЯ — совокупность обобщенных положений системы (современная и интегративная: базирующаяся на целом комплексе последних достижений различных областей науки; целостная, направленная на широкое практическое применение).

ПРИНЦИПЫ — основные положения теории (научные, проверенные практикой, основанные на интегративном подходе).

МЕХАНИЗМЫ — внутреннее устройство системы, объясняющее ее действие (глубоко научно проработанные, разъясняющие и обеспечивающие практическое применение).

ТЕХНОЛОГИИ — способы, методы, приемы обучения, направленные на достижение конечного результата (высокие — основанные на высших достижениях науки и научно-технического прогресса, тонкие — основанные на тонких эффектах и обеспечивающие высокую результативность, подробно разработанные, построенные на понятных механизмах, доведенные до практического применения).

«НОУ-ХАУ» — совокупность научных, технологических и практических знаний, обеспечивающих технологический процесс и достижение конечного результата (базирующиеся на понимании механизмов воздействия, гарантирующие нужный исход).

ПРАКТИКА — деятельность по внедрению в жизнь технологий посредством «ноу-хау» (личностно-центрированная, основанная на индивидуальном подходе к человеку, достигающая конкретных поставленных целей).

Да, подобная система обучения сложна в своем устройстве, а ее технологии, в силу нюансированности воздействия на человека и его психические функции, не просты по своему исполнению. Однако значимость и величина получаемых результатов, несомненно, оправдывает все преподавательские затраты, как душевные, так и физические. Более того, чем разработаннее и тоньше становятся такие технологии, тем с меньшими усилиями, как для ученика, так и для педагога, достигаются результаты.

Наши рекомендации