Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9
Раздел 1
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................11
Функции менеджмента или администрации........................12
Роли менеджера......................................................................13
Управленческие умения.........................................................15
Эффективность и успешность управленческой деятельности......................................................................16
Социально-психологическая компетентность.....................20
Коммуникации в менеджменте (современные тенденции) . 21
Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере ПО «Ижорский завод»)............................................................27
Критерии эффективности социально-психологического тренинга.....................................................27
Результаты исследования эффективности тренинга на ПО «Ижорский завод».....................................29
Разработка новой программы тренинга руководителей.......40
Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге..............................................................46
Раздел 2
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга....................................................49
Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51
Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53
Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55
Требования к тренингу менеджеров.....................................56
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТ руководителей................................58
Модель процесса обучения....................................................58
Социально-психологический тренинг как активный метод обучения..................................59
Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60
Гуманистический подход в тренинге руководителей............69
Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70
Группаналитический подход в тренинге руководителей......71
Роли и функции ведущего (тренера).....................................78
Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81
Коммуникации в организации..............................................81
Коммуникационный процесс................................................82
Коммуникация как общение.................................................86
Структура взаимодействия.....................................................88
Динамика деловой беседы.....................................................90
Раздел 3
ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93
Сеттинг...................................................................................93
Состав группы........................................................................95
Диагностическое интервью с участниками...........................97
Заключение контракта...........................................................98
Глава 2. Разработка программы тренинга...................................100
Композиция программы тренинга......................................100
Начальный этап тренинга....................................................101
Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения.........111
Раздел 4
МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128
Введение...............................................................................128
Информационный лист «Самопрезентация».....................129
Ориентировочные основы «Самопрезентация» .................131
Упражнения..........................................................................132
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для принятия решения).......................................137
Введение...............................................................................137
Информационный лист «Лидерство»..................................137
Ориентировочные основы «Задачи руководителя дискуссии».......................................................................141
Упражнения..........................................................................141
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163
Введение...............................................................................163
Информационный лист «Технология работы над публичным выступлением»............................................163
Ориентировочные основы «Публичное выступление» ......176
Упражнения..........................................................................177
Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179
Введение...............................................................................179
Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179
Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192
Введение...............................................................................192
Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193
Информационный лист «Психологический контакт».......212
Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником» .215
Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности руководителя»..218
Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»..................................................221
Разминочные упражнения...................................................226
Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231
Ролевые игры........................................................................236
Информационный лист «Социальные роли».....................237
Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми людьми.............................239
Упражнения на установление контакта между членами группы........................243
Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации.....................248
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254
Введение...............................................................................254
Информационный лист «Вторая фаза беседы — ориентация и умение слушать собеседника».................255
Информационный лист «Техники активного (рефлексивного) слушания»...........................................258
Ориентировочные основы «Техники активного слушания»........................................................................266
Разминочные упражнения...................................................269
Психогимнастические упражнения на развитие
внимания, быстроту мышления.....................................272
Упражнения для «сухого плавания»....................................273
Упражнения, с использованием управленческих ситуаций..........................................................................279
Деловые игры........................................................................286
Ролевые игры........................................................................291
Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию».......................................297
Введение...............................................................................297
Информационный лист «Третья фаза беседы — решение, оценка»....................................297
Ориентировочные основы «Техники развития мыслей» .... 299
Информационный лист «Техники аргументации и контраргументации» .................................................... 300
Общие рекомендации...........................................................301
Информационный лист «Четвертая фаза беседы — результат»............................................................305
Типичные ошибки беседы в целом......................................306
Психогимнастические разминочные упражнения.............307
Упражнения для отработки техник аргументации..............308
Ролевые игры........................................................................311
Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником» 322
Введение...............................................................................322
Информационный лист «Беседа в эмоционально напряженной конфликтной ситуации».........................323
Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения у собеседника»............................330
Разминочные упражнения...................................................332
Ролевые игры.........................................................................336
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном собеседовании с участником тренинга......342
Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова) .... 343
Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа в пустыне»..............................345
Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд» (Г. X. Бакирова) ..................................... 347
Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359
Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361
Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя дискуссии......................................362
Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)...................................364
Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть.....379
Приложение 10. Темы психорисунков........................................382
Приложение 11. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ»
(Бакирова Г. X.).......................................................................383
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................394
ВВЕДЕНИЕ
В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми (Milbank, 1990). Исследование 191 руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.)
Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон, 1973; Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.).
Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах, компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных; внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д.
Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. А вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).
Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими большей эффективности их работы.
Раздел 1