Различное в морали и праве 5 страница
2. Между преступлением и наказанием. Эту проблему сотрудни
кам правоохранительных органов приходится решать ежедневно и
ежечасно.
Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД. Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на нарушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только злобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует характеру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
3. Между достоинством людей и его признанием со стороны как граждан, так и представителей государства. Когда человек рассматривается не как цель, а как средство, когда он становится объектом манипулирования, когда бесчестные люди, подхалимы, пустозвоны, приспособленцы преуспевают, а достойных работников дискредитируют и унижают — такая несправедливость раскалывает и коллектив и общество в целом, ведет к противостоянию социальных групп, административных работников и населения.
Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность определяются как существующими условиями, так и близкой к ней категорией равенства. Близость этих категорий не означает их тождества. При наличии равенства в тех или иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости.
В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (т.е. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство признавалось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции практически всех буржуазно-демократических государств. Однако неопровержимым фактом было и остается то, что до подлинной справедливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, знаменитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на скорый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еще на памяти ныне живущих людей, чернокожие в этой стране рассматривались как люди второго сорта. То же можно сказать о латиноамериканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в воззрениях многих людей эти предрассудки еще живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ведет к справедливости и гармонии.
Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны пе-
1. Научные основы этики
ред законом и судом», — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопоставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто сумел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от карающей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами». Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. Дети политической элиты, бизнесменов, банкиров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными благовидными предлогами от службы в армии уклоняются.
В силу этого ныне российская армия действительно стала рабоче-крестьянской. Образовательный уровень военнослужащих резко упал. Из-за социальных условий жизни ухудшилось физическое и духовное здоровье призывников. Кроме того, материальное и техническое обеспечение армии и правоохранительных органов переживает не самые лучшие времена. Однако все требования разобраться в истинных причинах такого наложения «уходят в песок». Не удивительно, что подобная ситуация вызывает чувство протеста среди рабочих и крестьян и оценивается ими как несправедливая. Армия и флот, спецслужбы, полиция, другие правоохранительные органы должны стать предметом заботы не только властей, но и всего общества, получить обеспечение, соответствующее их самоотверженной деятельности и той пользе, которую они приносят обществу, — в этом подлинная справедливость и социальная и нравственная.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами:
• отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект;
• носят оценочный, аксиологический характер, т.е. их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.;
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
• являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;
• авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований (принципов, норм, требований, правил и т.п.), базируются на силе общественного мнения или самосознании личности;
• в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.
Вот «зарисовка с натуры»: Сотрудники патрульно-постовой службы «грузят» в машину мертвецки пьяного мужчину. Вокруг, как водится, собралась толпа зевак, по-разному комментировавшая происходящее. Особенно активна была одна пожилая женщина. «Антихристы, проклятые! Что же вы делаете, — кричала она, — человек проспится и сам уедет домой...». Сотрудники ППС под ее напором на минутку замешкались, а потом, быстро сделав свое дело, уехали. Налицо не только разное, но прямо противоположное понимание таких категорий, как добро, справедливость, заботливость. На первый взгляд, можно было бы согласиться с добросердечной гражданкой, но это только на первый взгляд. Поддайся сотрудники на уговоры, и трудно даже представить, какие могли бы быть последствия. Пьяного человека могли ограбить, избить и т.п.
Как уже отмечалось, этические категории весьма многочисленны, поэтому в интересах науки и практики их принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные (или сущностные). Критерием для такой классификации является деление категорий в зависимости от их места в системе морали и самой науке этике, где одни из них рассматриваются как ее каркас, а другие — как выражающие ее содержательный, сущностный аспект.
1. Научные основы этики
К структурным категориям относятся такие, как нравственный закон, нравственный принцип, нравственная норма, нравственные убеждения, нравственный идеал, нравственные отношения, нравственный поступок и т.п. При таком подходе в составе структурных категорий можно обнаружить и категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения и др.), и категории нравственных отношений (нравственный контакт, нравственный конфликт и т.д.), и категории моральной практики (нравственный поступок, нравственная санкция и пр.).
К субстанциональным, или сущностным, относятся категории, в которых выражается сущность морали как социального явления, как формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность и т.д.). Именно с помощью этих категорий приобретают соответствующее наполнение структурные категории. Более того, именно с помощью сущностных категорий формируются нравственные принципы и требования к поведению людей: «Будь человеком долга», «Береги честь смолоду», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.д.
Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. Однако более традиционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Принципиальной разницы между этими позициями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.
Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздействие друг на друга.
Моральное сознание в значительной степени определяет нравственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь только реальная нравственная практика является критерием истин-
56
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующими реальными действиями, — пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем самым вступает в противоречие со своими заявлениями.
Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий великодушия, самоотверженности, выдержки, смелости, храбрости и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.
1. Категории собственно морального сознания. К ним относятся:
моральный принцип, моральная норма, моральная или этическая
категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный
выбор и т.п.
В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо, какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции. Простое морализирование, оторванные от жизни разговоры о добре и зле, справедливости и несправедливости мало чего дают. Более того, они ведут к ханжеству, демагогии, равнодушию. «Читать мораль» — нет ничего вреднее для нравственного воспитания. И наоборот, если категории морального сознания отражают реальные отношения и действия, активно воздействуют на них, то несомненно, что они помогают лучше понять суть происходящего.
2. Категории нравственных отношений. К ним можно отнести
такие, как нравственное взаимодействие, нравственный конфликт,
моральный авторитет, моральная репутация и др. По своей функ
циональной роли нравственные отношения есть выражение взаимо-
1. Научные основы этики
действия моральных субъектов. Эти отношения и оцениваются как нравственные потому, что они характеризуются теми или иными моральными оценками: дружественными, товарищескими, доверительными, уважительными, лицемерными, злобными, враждебными и т.п.
3. Категории моральной практики, или функционально-поведенческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении. К такого рода категориям, например, относятся: моральный (или аморальный) поступок, моральное воздаяние, моральные последствия и санкции. Через них материализуются такие категории нравственного сознания, как моральный долг, честь, достоинство, героизм или трусость, справедливость или несправедливость, верность или измена, благородство или низость, великодушие или жестокость и т.п. В категориях данной группы раскрывается в конечном счете назначение морали как регулятора человеческих отношений.
Рассмотренные особенности, классификация и сущность этических категорий имеют не только теоретическое, но и общеметодологическое значение. Без них, в частности, невозможен анализ профессионально-этических категорий, ибо они по сути дела являются конкретизацией категорий общей этики. Набор этих категорий достаточно велик, но мы остановимся только на анализе самых существенных из них, поскольку они занимают большое место в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
1.7. Профессиональный долг, честь и совесть —
основа нравственных отношений
в правоохранительной деятельности
Категория долга — одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности. Долг — это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали с достаточным основанием именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Быть человеком долга — значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Многие из великих высоко ценили чувство долга. И. Кант писал, что долг — это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, — вторит ему А. Блок, — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет»1.
Областью, в которой категория долга по
лучила особенно большое признание, издавна
были сферы военной и правоохранительной
деятельности. Именно там долг, действитель
ный или мнимый, использовался и использу
ется как крайне действенная сила, движущая
людьми. Поэтому нередко при преследовании
узкопрагматических или карьеристских целей
возникает соблазн демагогического манипули
рования этой категорией. Разобраться, где
долг истинный и где ложный, — дело не такое
А.А. Блок простое.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Долг сотрудника правоохранительных органов — это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Соотношение объективных требований долга и желаний рассматривается разными учеными по-разному. Некоторые считают, что вообще между должным и желаемым нет противоречий. Однако каждый человек даже эмпириче-
1 Цит. по: Воронцов В.П. Указ. соч. С. 114.
1. Научные основы этики
ским путем приходит к выводу, что это далеко не всегда так. Конечно, личное осознание общественно должного как собственное требование сокращает дистанцию между должным и желаемым, между должным и сущим. Это сближение может быть несомненным, но оно никогда не бывает абсолютным и никогда не стирает определенные противоречия между должным и желаемым.
Вместе с тем неверна и другая крайность, когда долг и желаемое рассматриваются как вечные противоположности, как два полюса, как два взаимоисключающих стремления. Такой крайний взгляд возможен тогда, когда долг выступает как нечто внешнее, чуждое, внутренне невоспринятое. Истина, как это часто бывает, лежит посредине. Долг и желание — не исключающие друг друга противоположности. Они могут очень сильно сближаться или расходиться, но никогда практически не исключают друг друга.
Задача руководителей, воспитателей и состоит в том, чтобы сотрудники правоохранительных органов видели эту диалектическую связь между долгом и желанием. Долг — это требование общества, коллектива, желаемое — атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешному выполнению долга. Человек с высокоразвитым чувством долга может подняться над своими субъективными желаниями и страстями, подчинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. И таким образом должное становится могучим, несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутреннее побуждение личности.
Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения ведет не только к провалу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника правоохранительных органов, вплоть до собственной гибели. Исковерканная жизнь может стать ценой минутного сомнения в необходимости исполнения служебного долга, в справедливости порученного дела.
Категория долга абсолютно несовместима с такими качествами личности, как эгоизм, лживость, жадность, высокомерие, чванство, лицемерие, ханжество и т.п. Они ослабляют моральные силы личности, ее стремление к идеалу, героическому и могут подтолкнуть Даже к измене Родине, к предательству, к преступлениям.
Именно так случилось с бывшим офицером ГРУ Пеньковским. Будучи человеком неглупым, обладая организаторскими качествами, он в то же время был тщеславен и честолюбив, а добиваясь поставленной цели, мог заискивать и лгать. Не отличался Пеньковский и
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
супружеской верностью: свободное время проводил в основном вне дома, имел многочисленные связи на стороне1.
Конечная цель как руководителя-воспитателя, так и самих воспитываемых, подчиненных — добиться органического взаимодействия между долгом и желаемым.
Нравственность охватывает практически все отношения между людьми, их отношения к государству и обществу. Те же требования, которые предъявляются государством и обществом к человеку в его повседневной жизнедеятельности, нравственность отражает и закрепляет в нормах общежития, соответствующих определенному идеалу. Нормы морали, воспринятые личностью, становятся ее внутренним побуждением, овладевают чувствами, приобретают силу привычки. Общественная мораль способствует дальнейшему укреплению общественного и государственного строя, формирует активную личность.
В процессе формирования личности на нее оказывает влияние оценочная и нормативная сторона морали. Если оценочная сторона сконцентрирована в добре и справедливости, то нормативная — главным образом в долге. Долг — это фокус, через который вся совокупность моральных норм непосредственно связывается с практической деятельностью людей. В этом фокусе соединяются в единое целое исходное и производное, оценочное и нормативное, достигнутое и перспективное.
В нем теория преобразуется в практику, идея добра и справедливости — в могучую материальную силу, моральные принципы и нормы — в реальные действия и поступки. В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Общественный долг, следовательно, можно назвать действующим сознанием. Он позволяет лучше всего охарактеризовать нравственность личности, так как о людях и их нравственных достоинствах и недостатках судят, прежде всего, по действиям, поступкам.
Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трех важнейших факторах:
• зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в общественной поддержке и
См.: Кандауров А. Обвиняется Олег Пеньковский. М., 1993. С. 4—5.
1. Научные основы этики
одобрении, находящей эмоциональное выражение в чувстве и муках совести;
• определенной свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определенного спектра возможностей;
• ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия «свободы» своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.
Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.
Определенные задачи правоохранительных органов становятся добровольной и целенаправленной деятельностью, так как они воспринимаются сотрудниками как справедливые и истинные. Внутренний побудительный мотив органически входит в самую суть нравственного долга каждого сотрудника правоохранительных органов как источник его нравственных сил.
Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников правоохранительных органов особый. Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.
В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах гражданской жизни, т.е. в значительной своей части носят деонтологический характер. Поэтому Долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содер-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
жание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества — исполнительность и разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям.
Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональный долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишенных правовой ответственности.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства. Но в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. Правовые и нравственные нормы, регулирующие правоохранительную деятельность, обеспечивают высокий уровень организованности, четкости и дисциплины. Профессиональный долг обладает активной мобилизующей силой, наполняет дела и мысли сотрудников стремлением исполнять свою работу четко и в срок, всю силу воли направить на достижение поставленных целей.
В профессиональном долге нельзя категорично разграничивать правовые и нравственные требования. Специфическим качеством правовой стороны, как известно, является возможность высшего контроля, пусть даже потенциального, вероятность применения административной санкции, наказания в случае невыполнения предписания. Моральные же нормы реализуются на основе внутренней убежденности, веления совести, под влиянием силы общественного мнения. Здесь же оба этих «компонента» сливаются воедино.
Удачная формулировка такого слияния была найдена в наставлении для сотрудников пограничной службы, где предписывалось: «Служить с усердием, нелицемерно и добровольно, по существующим учреждениям и уставам, не позволяя себе ни вражды, ни из свойств дружбы, а тем более из корысти и взяток ничего противного долгу присяги. Посему лени, нерадения и неприлежности к порученному делу не должно быть. Никто не должен простирать власти своей за пределы, представленные законом»1. И отсюда органично
1 Цит. по: Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России. М., 1993. С. 161.
1. Научные основы этики
вытекал основной нравственный принцип пограничников: «Принцип служения не за страх, а за совесть, принцип сохранения верности патриотическому и служебному долгу». Данное требование, без всякого сомнения, уместно рассматривать как непреложное для всех структур правоохранительных органов.
Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей. Правовая санкция и моральный мотив имеют различия в характере их воздействия на сознание и волю сотрудников правоохранительных органов. Если правовая санкция более оперативна, то действия, совершаемые по внутреннему убеждению, моральному мотиву, обладают основательностью, устойчивостью, постоянством, но необходимо время, чтобы даже подготовленный в моральном отношении сотрудник совершал поступки в строгом соответствии с нравственными принципами. Правовая санкция действует немедленно, по мере необходимости, с применением государственного принуждения к отдельным сотрудникам. Нравственные требования распространяются на все многообразие человеческих поступков. Они наиболее подвижны с точки зрения отражения и оценки изменений в отношениях сотрудников.