Основные требования к организации рабочего места руководителя

Основные положения организации труда на рабочих местах производственных участков подходят и для организации рабочих мест и служащих. Главной задачей является экономия физической и умственной энергии руководителя с целью повышения производительности труда. Однако такие способности работы служащих, как постоянная необходимость получения достоверной информации о ходе производства, ее качественной и быстрой обработки в целях своевременного принятия обоснованных организационно-управленческих решений, выдвигают дополнительные требования к организации рабочих мест руководителей, особенно в области оснащения их современными средствами информационно-вычислительной и организационной техники, связи и сигнализации.

При проектировании оснащения процесса управленческого труда техническими средствами обеспечивается комплексное использование средств оргтехники по видам работ:

накопление, обработка, хранение и передача информации средствами компьютерной техники;

составление текстовой документации;

обработка входящих и исходящих документов;

копирование и размножение документов;

хранение, поиск, транспортирование (передача) документов;

чертежные работы;

вычислительные операции;

обеспечение оперативной связи и сигнальной информации;

оснащение оборудованием и мебелью служебных помещений.

Санитарно-гигиенические условия труда служащих должны соответствовать установленным общегосударственным нормативам и нормам.

Обязательно должно быть предусмотрено естественное боковое помещение. При слишком ярком дневном свете следует применять жалюзи. Дверная обивка, двойные двери и оконные рамы, звукоизоляционные перегородки, ковер на полу – не излишества, а необходимость.

Повышению производительности труда способствует рациональное цветовое оформление. Цветовой интерьер в психике человека вызывает множество различных чувств: подъем, подавленность, ощущение прохлады, тепла, легкости, тяжести, настороженности и т.д. Например, светло-голубые тона кажутся холодными, зеленый цвет относится к оптимальному для глаз, действует успокаивающе, снижает внутриглазное давление, благотворно влияет на кровообращение и слух. Шум в помещениях с такой окраской не воспринимается так остро. Желтый и оранжевый цвета эмоционально согревают, красный цвет возбуждает нервную систему. Помещение, окрашенное в светлые тона, кажется шире, создается зрительное впечатления большой площадки. Применение рационального цветового оформления снижает степень утомляемости и напряжения, повышает производительность труда при наименьших затратах на искусственное освещение (при этом нужно учитывать отражательную способность стен; при плохом освещении она должна составлять 80%). Следует избегать блестящих поверхностей, предпочитая им матовые или атласные.

Благоприятные климатические условия на рабочих местах руководителей может обеспечить применение вентиляционных установок, «лучистого отопления», системы кондиционирования воздуха. Для ослабления шумовых воздействий (звуков шагов, передвигаемых стульев, телефонных переговоров), создающих нерабочую обстановку, нужно использовать звукопоглощающие плиты, ковров, специальную телефонную сигнализацию (в виде мелодичного звонка, приглушенных сигналов и др.).

Большое значение имеет декоративное оформление кабинетов, рабочего места: шторы, цветы, продуманное цветовое оформление, красивые светильники. Разумная, художественно выполненная расстановка мебели, поддержание чистоты делают рабочее место привлекательным, повышают работоспособность, улучшают настроение, снижают усталость, делают труд более праздничным. С этой точки зрения присутствие на предприятиях квалифицированного художника экономически оправдано.

Уровень организации рабочего места руководителя зависит от его роли в системе управления предприятием и основных функций, выполняемых им.

2.Планировка рабочих мест руководителей различных уровней.

Организация рабочего места руководителя включает выбор рациональной планировки рабочего места и создания таких систем обслуживания, средств связи и условий труда, которые бы обеспечивали: удобство, быстроту и качество выполнения функций управления; непрерывность связи и регулярность поступления необходимой и достоверной информации; рациональное использование рабочего времени; комфортность условий труда, а следовательно, высокую работоспособность и производительность труда руководителя.

Под рабочее место руководителя отводят, как правило, отдельное помещение площадью 20-50 кв.м.

Для этих планировок характерно деление на рабочую зону и зону совещаний, а также зону для неофициальных переговоров и размещения образцов выпускаемой продукции.

При кабинетах директоров предприятий (объединений) первой и второй групп может быть предусмотрена комната личной работы и отдыха, в которой размещаются рабочий стол, рабочее кресло, секционный шкаф, кресла для отдыха, цветочница, комбинированный шкаф, диван, журнальный столик, торшер и т.д.

Несколько отличается планировка рабочих мест руководителей среднего уровня – начальников цехов, отделов и т.д.

Рабочая зона располагается в наиболее освещенной части кабинета. Она оснащена рабочим столом и столом-приставкой, рабочим креслом, столом и креслами для посетителей. Зона совещаний комплектуется специальным столом, стульями и креслами. Зона неофициальных переговоров комплектуется журнальным столиком, двумя-тремя креслами и декоративными предметами. Зона образцов изделий оформляется макетами или готовыми изделиями.

Тема 5.3Непрерывное профессиональное и экономическое обучение руководителя

План:

1.Объективная необходимость перехода к непрерывному профессиональному и экономическому обучению руководителей и специалистов.

2.Сущность непрерывного образования.

3.Содержание и структура непрерывного образования.

1.Обьективная необходимость перехода к непрерывному профессиональному и экономическому обучению руководителей и специалистов.

Реформа хозяйственного управления требует от руководящих работников и специалистов народного хозяйства высокого уровня компетентного экономического мышления, овладения новыми методами хозяйствования, навыками работы в условиях демократизации всех сфер жизни нашего общества.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обуславливало постоянство структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. Но темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали превосходить темпы смены поколений люде. Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий работников – от рабочих до руководителей.

В условиях « конечного» образования обострились проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит политических, экономических знаний, усилилось отчуждение человека от труда, природы, общества, человека.

Сложившаяся система образования углубляет социальные противоречия: профессиональная некомпетентность, правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта отечественной и мировой культуры затрудняет выбор жизненной позиции для многих членов общества.

Произошло отставание образования от реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Возможности традиционной образовательной системы оказались практически исчерпанными.

Создались объективные предпосылки перехода к непрерывному образованию, получившие свое воплощение прежде всего в создании системы повышения квалификации рабочих и специалистов, переподготовки кадров, различных формах дополнительного образования взрослых.

Надо переосмыслить целевые функции образования, как системы, задачи ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязь с другими видами и формами общественной практики, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возвышение ее потребности, возрастающие гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда предполагает замену формулы «образование «через на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

2.Сущность непрерывного образования.

Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания, гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.

Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования, гарантий его как личности и профессионала в динамично развивающемся обществе.

Для общества в целом непрерывное образование является механизмом расширенного производства и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

Для мирового сообщества непрерывное образование выступает способом сохранения, развития и взаимообогащенности национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных проблем современности.

Главными особенностями непрерывного образования являются гуманизм и демократизация образования, опережающий характер содержания и направленности образовательных процессов по отношению к нуждам общественной практики, гибкость и многообразие используемых средств и способов организационных форм, открытость образовательной системы по отношению к дальнейшему самосовершенствованию и развитию. Гуманизм определяется его обращенностью к человеку, продолжением авторитарно-технократического подхода, при котором человек не имеет свободы выбора, реальных возможностей целеобразования и целеосуществления. Формируется отношение к человеку как к цели, а не средству общественного прогресса. Гуманизм образования отвергает воспитание культа насилия, национальной и расовой исключительности, равнодушия к другим людям и среде их обитания.

Демократизм образования определяется его доступностью, многообразием форм предоставления человеку в любом возрасте условий получения и углубления знаний в соответствии с собственными интересами, потребителями и возможностями. Демократизм означает равенство возможностей граждан, представителей всех слоев населения и социальных групп, здоровых и инвалидов, учет национальных и региональных способностей и интересов предполагает равноправное отношение между теми, кто учится и кто учит.

Гибкость заключается в быстром перестраивании в соответствии с измнеяющимися потребностями производства и общества, и в использовании разнообразных видов, форм и технологий образования.

Открытость выражается в способности образования к постановке новых целей,в опережающем обновлении содержания, включении новаторских подходов в обучение и воспитание, в использовании новых организационных форм, методов и средств обучения.

3.Содержание и структура непрерывного образования.

Требование непрерывности выдвигает необходимость изменения организационных форм повышения квалификации. Главной задачей организационного совершенствования является органическая увязка всех видов и форм обучения. Это систематическое самообразование; производственно-технологическая учеба; ежегодное краткосрочное обучение по месту работы или учебных заведениях повышения квалификации; длительное периодическое обучение – не реже одного раза в 5 лет в учебных заведениях повышения квалификации; стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данное предприятие; переподготовка и т.д.

При рассмотрении вопроса о непрерывном профессиональном и экономическом обучении руководящих работников и специалистов, а также рабочих, следует их разграничивать в виду того, что у этих категорий разная база подготовки.

Для осуществления непрерывного обучения кадров на предприятиях создаются единые подразделения – отделы, бюро, секторы подготовки кадров или выделяются работники, отвечающие за организацию этой работы. В состав указанных отделов включается квалифицированные специалисты и методисты

по профессиональной и экономической подготовке кадров.

В производственных единицах, цехах и других подразделениях предприятия, где штатным расписанием предусмотрены освобожденные работники по обучению кадров, проведение этой работы может возлагаться на других специалистов с их согласия.

Литература

Основная:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: «Юнити» 1995, 428 с.

2 Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: «Дело» 1992, 702 с.

Дополнительная:

3. Виханский О.Р., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: «Гардарина» 1998, 528 с.

4. Вуддокк М, Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. –М.: «Дело» 1991,

320 с.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.:

«Прогресс» 1990, 720 с.

6. Шарипов Ф.В. Психология менеджмента. – М.: «Уфа» 2001, 286 с.

Наши рекомендации