Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 4 страница
... система анализа — три связанных между собой символических алфавита зодиака «знаки», «дома» и «планетарные аспекты» — вероятно, лучше приспособлена к сложному многообразию человеческих характеров, чем существующая система типов, черт, мотивов, потребностей, факторов или уровней.
Система имеет дополнительное преимущество полной независимости от любого поведения со стороны субъекта,
следовательно, свободы от любой пристрастной реакции... В отличие от любого другого способа личностной оценки астрологический паттерн имеет неотъемлемую динамику: гороскоп, интерпретируемый квалифицированным и опытным астрологом, не только предоставляет синтетическую картину наследственных склонностей и тенденций человека, но также указывает на латентные потенциалы, говоря о направлениях необходимого роста — короче говоря, дает символическую карту процесса самоактуализации.
Мецнер пишет в той же работе, что астрология должна использоваться как «помощник для психологии и психиатрии» и определяет астрологию как «астрономию, применяемую для психологических целей».
Только символический язык достаточно универсален, чтобы быть полезным для всех людей, молодых и старых, богатых и бедных, имеющих разное культурное и национальное происхождение и уровень образования. Величайшая проблема с теориями «личности» в общей психологии заключается в том, что они применимы только для определенной малой доли населения.
Астрология, с другой стороны, является наиболее полной теорией личности, она объединяет и обеспечивает основу для всех более специализированных теорий. Кроме того, тогда как символические техники, отличные от астрологии, могут быть полезными для некоторых людей в определенный период, они имеют явный недостаток — отсутствие внешних реперных точек и точной измеримой структуры. Астрология фактически охватывает математический и символический язык жизни, синтезируя их в одну гармоничную систему, сфера применения которой гораздо шире, чем любой другой математической или символической системы. Астрология доказывает свою всестороннюю уникальность не только точным описанием
типов сознания, индивидуальных различий и типов энергии, действующих в человеке, но она также раскрывает действие универсальных законов гармоник, полярностей и психофизических энергий.
Подходы к астрологии
Ignotum per ignotius, obscurum per obscurius.
(К неизвестному через более неизвестное,
к непонятному через более непонятное.)
Старое алхимическое изречение
Причинный подход
К вопросу «почему астрология работает?» можно подходить с разных позиций. Если рассматривать астрологию в причинной структуре, то существует большое количество свидетельств, подкрепляющих обоснованность астрологии (см. Приложение А, в котором приводятся научные данные, прямо или косвенно связанные с астрологическими предпосылками).
Одну из наиболее распространенных попыток объяснить астрологию в причинных рамках можно назвать «космической обусловленностью». Она относится к тонкому балансу электромагнитных полей в солнечной системе и в человеке, которые постоянно меняются, когда меняются положения планет. Ученый Рекс Пэй сформулировал это следующим образом:
Слипер указывал, что, если пространство между землей и ионосферой рассматривать как резонансную систему, она имеет характеристический период примерно одну восьмую секунды — время, которое требуется свету, чтобы обойти один раз вокруг земли. Таким образом, резонансная частота равна примерно 8 гц, что приблизительно соответствует альфа ритму человеческого мозга.
Слипер предполагает, что геомагнитное поле Земли может обеспечивать тонкий настроечный механизм для этой характеристической частоты. Если изменения этой частоты воздействуют на поведение, тогда положения планет могут играть большую роль в человеческих делах, чем предполагалось ранее.
В такой теории нервная система человека считается реагирующей на происходящие изменения в космическом окружении.
Хотя в настоящее время нет всеобъемлющей и удовлетворяющей теории, чтобы объяснить астрологию в рамках причинности наиболее полная формулировка, разработанная до сих пор, принадлежит Глинну. Глинн, написавший докторскую диссертацию по электромагнитной волновой теории, утверждает, что полное научное причинное объяснение астрологии может быть получено в недалеком будущем. В качестве временного решения проблемы он разработал следующую гипотетическую цепь причинности, которая включает все научные данные, приведенные в Приложении А. Хотя, как утверждает Глинн, это только одна возможная цепь причинности, которая может быть использована для объяснения астрологии, такая теория, по-видимому, объясняет многие из научных данных, собранных сейчас о небесно-земных соответствиях.
Рассмотрим его диаграмму:
«Ускорение рождения», упомянутое выше, относится к идее, предложенной д-ром Эженом Йонасом из Чехословакии. Как говорит Глинн:
Йонас обнаружил, что во время рождения ребенок находится в высшей точке своего метаболического цикла и фактически вызывает собственное рождение, впрыскивая адреналин в кровеносную систему матери. Его наблюдения показали, что этот пик всегда происходит при одном и том же солнечно-лунном угле для каждого индивидуума. Наиболее логичное объяснение этого явления заключается в том, что эмбрион обладает врожденной индивидуальностью. ...Время рождения ускоряется планетарными конфигурациями, которые наиболее сильно влияют на ребенка. Поэтому ваша карта рождения действительно показывает планетарные конфигурации, к которым вы наиболее чувствительны.
Символический подход
Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных принципов. В качестве примера символического подхода к астрологии здесь приведена схема, представляющая попытку Рейнгольда Эбертина связать годовой ритм времен года со знаками зодиака.
Знаки зодиака также символически анализировались относительно образов созвездий (например, баран, бык, близнецы и т.д.). Все эти подходы могут быть плодотворными; но неважно, какой подход используется, следует признать, что астрология, должно быть, удовлетворяла существенную потребность человека, чтобы прожить так долго и занимать такое высокое положение во многих культурах. Тот факт, что астрология является наиболее полным символическим языком, отмечался многими психологами, как видно из цитат в предыдущих главах. Но вопрос о том, к чему эти символы относятся, остается без ответа. Символы — это, в конечном счете, символы, по той простой причине, что они относятся к существующей реальности, которую нельзя выразить (по крайней мере в настоящее время) каким-либо другим образом. Возможно, на этот вопрос мы никогда не получим ответ. Может быть, человек никогда не сможет выразить словами
трансцендентные реальности космоса. Однако мы можем воспользоваться этим символическим языком, если будем считать, что он представляет универсальные паттерны, принципы и силы, какими бы трансцендентными ни были эти факторы. Тем не менее, символический подход к астрологии полон и полезен только в том случае, если он рассматривается в рамках холистического подхода ко всей жизни.
Холистический подход
Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттерны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы средневековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою очередь, рассматриваются как Огромный Человек или Космический Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом — это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была названа «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и паттернах самого человека.
Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более уместный способ рассмотрения холистического подхода — это древний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью»,
некаузальным связующим принципом, а в отношении астрологии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе качества этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент времени новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.
Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:
Я полагаю, что планеты — это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны представляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка минимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.
Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Законы, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт продолжает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключалась в том, чтобы показать, что все формы в природе — звезды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элементарные частицы — подчиняются одним и тем же универсальным законам». Основное использование и ценность астрологии — применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.
Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный астролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический
подход к астрологии, а также к психологии, философии и всем вещам, затрагивающим человека как индивидуальную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философские темы. К наиболее известным его работам относятся следующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астрологии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологическое исследование психологических комплексов и эмоциональных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» — новый и современный подход к астрологии, который полностью совместим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее многообещающим пониманием современной науки, философии и психологии.
Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, — это философия холизма, основная предпосылка которой заключается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых полей. Для Радьяра астрология является наиболее полным языком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуальной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об астрологии следующее:
Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших целых (подобно солнечной системе) связана со структурным
развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология — это практическое применение холистического философского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представляет собой меньшее целое, содержащееся в еще большем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вместилищем меньшей системы, так и содержимым большей системы.
Астрология, как я понимаю ее, по существу имеет дело с циклами движения и космическими (или биокосмическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом — со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, оказываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология — это способ изучения и понимания устройства или организации определенных существенных функций и факторов в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соответствие между микрокосмом и макрокосмом; но первоначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил развитие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм — факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».
Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, когда пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:
... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шкале; это так же верно, как то, что каждая новая функция формирует новую совокупность, которая обуславливает все более простые элементы в организме.
Энергетический подход
В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астрологии, который только начинает приобретать ясную форму и которому, возможно, удастся разрешить многие разногласия между приверженцами других точек зрения. Этот подход рассматривает важнейшие энергии и энергетические паттерны, действующие в человеке, и эти энергии символизируются планетами и знаками в гороскопе. Вторая часть книги — это попытка представить систематическим образом этот подход к астрологии, точка зрения которого сосредотачивается на фундаментальных энергиях, оживляющих каждого из нас. Энергетический подход к астрологии — это в сущности холистический подход, так как он одновременно объединяет все измерения человеческой жизни. Однако здесь следует сказать, что сейчас ведется большая работа, которая проливает свет на существование тонких энергий человека и на особые формы энергии во всей природе. Все яснее становится тот факт, что слепая приверженность чисто причинной структуре мышления никогда не позволит нам развить всестороннюю
теорию астрологии и может даже воспрепятствовать нашему пониманию правильного использования и логического обоснования астрологии. Как пишет швейцарский врач-астролог Александр Руперти:
Там, где Парацелъс говорит о тождественности макрокосма и микрокосма, где Радьяр говорит о принципе индуцированного резонанса всех частей универсального целого, где Юнг говорит о принципе синхронности, управляющем идентичными манифестациями психического явления с точки зрения времени, современная астрология, придерживаясь научной позиции, настаивает на воплощении таких соответствий в закон причины и следствия. В этом смысле современная астрология предает свое древнее наследие ради фетиша научной респектабельности.
Истинная роль астрологии заключалась и должна заключаться в демонстрации существования универсального порядка на уровне человеческого развития. Время полезности астрологии для выявления порядка на физическом уровне закончено. Современная наука гораздо лучше оснащена для этой задачи, чем астрология. Но на психологическом уровне человеческая натура пребывает в хаосе, именно по этой причине мы говорим о том, что высочайшая миссия астрологии, с точки зрения потребностей современного человека, заключается в том, чтобы представить доказательство существования гармоничного порядка на психологическом уровне.
Гуманистическая психология
и астрология
В течение последнего десятилетия возродился интерес к личностным и субъективным аспектам жизни. Этот подход в психологии, который был назван «третьей силой» или «гуманистической психологией», заметно отличается от более механистических моделей человека, созданных предыдущими поколениями психологов.
Хотя гуманистическая психология развивается быстрым темпом и все больше влияет на другие сферы психологических исследований, многие психологи старой школы все еще считают ее недостаточно точной и «научной». Гуманистическая психология является более всесторонним и холистическим подходом к психике и эмоциональной жизни человека, чем большинство других подходов, обычно используемых в этой сфере. Эта всесторонность и акцент холизма и субъективности, естественно, затрудняют присоединение легко измеримых, объективно подтверждаемых данных. Однако есть один психологический инструмент, удовлетворяющий потребность гуманистической психологии в точной системе человеческих различий и психологических типов, — это астрология.
Чем отличается гуманистическая психология от других подходов к пониманию природы человека? Прежде всего, все приверженцы гуманистической психологии верят в целостность и потенциал для роста каждого индивидуального человека. Как пишет психолог Карл Роджерс:
...субъективный человек имеет первостепенную значимость и ценность: неважно, к какой категории он может быть отнесен или как оценен, он, прежде всего, человек. Он не машина, не скопление связей стимул-реакция, не объект и не пешка.
Другой психолог, Морис Термелин, пишет:
В отличие от научных целей, к целям гуманистической психологии не относятся ни предсказуемость, ни контроль. В сущности, чем более успешной бывает психотерапия, тем менее предсказуемым становится человек, потому что его косность уменьшается, а спонтанность и творчество возрастают.
То, что Термелин говорит о гуманистической психологии, может показаться противоречащим акценту предсказания, который характерен для популярного представления об астрологии и некоторых видов астрологической практики. Однако в сфере гуманистической астрологии акцент падает на человека, а не на определенное «событие». Как писал главный представитель гуманистической астрологии, Дэйн Радьяр, «не события происходят с людьми, а люди происходят с событиями». Это решающее различие между гуманистической астрологией и другими видами астрологии. Аналогичным образом, весь акцент в гуманистическом подходе к физическим или психологическим состояниям «болезни» меняется с осознания, какого рода проблему имеет человек, на какой человек имеет проблему.
Другой важный новый акцент в гуманистической психологии заключается в том, что потенциал человека к творчеству и самоактуализации считается более существенным, чем его ограничения, аномалии и трудности с социальным приспособлением. В сущности гуманистическая психология — это единственный популярный подход, признающий уникальность человека и индивидуальный тон существования, факторы, с которыми имеет дело и астрология. Представитель гуманистической и экзистенциальной психологии Ролло Мей определяет «бытие» как индивидуальный «паттерн потенций» и говорит, что «эти потенции будут разделяться с другими людьми, но в каждом случае они будут формировать уникальный паттерн в каждом человеке». Эту цитату вполне можно отнести к индивидуальной карте рождения (гороскопу), так как астрологическая карта рождения символизирует уникальный «паттерн потенций».
Одним из наиболее активных сторонников гуманистического подхода к психологии является Джеймс Бугенталь, автор книги «Сложные проблемы гуманистической психологии». В одной из своих статей Бугенталь пишет:
Сделать заявление об отдаленной галактике значит сделать заявление о себе. Выдвинуть «закон» взаимодействия массы и энергии значит выдвинуть гипотезу о своем способе существования в мире. Сделать описание микроорганизмов на слайде значит изложить соображения о человеческом опыте... Гуманистический психолог... признает этот основной субъективизм всего опыта в качестве своей сферы стремлений. Я хочу этим сказать, что любое заявление, которое мы делаем о мире («внешнее»), — это неизбежно заявление, связанное с нашей теорией о себе («внутреннее»)... Предельная субъективность всего, что мы можем назвать объективным, выражена многими писателями... Возрождение гуманистической
психологии означает, что научное внимание опять направлено на первостепенное значение субъективного.
В этой цитате Бугенталь обрисовывает свое видение холистической природы вселенной, которая является основной философской предпосылкой астрологии. Далее Бугенталь описывает, в чем он видит основную цель гуманистической психологии:
Основная цель гуманистической психологии — подготовка полного описания того, что значит быть живым человеческим созданием. Это, конечно, не та цель, которая когда-либо будет полностью достигнута, однако важно осознавать характер этой задачи. Такое полное описание будет, непременно, включать опись природных дарований человека; его потенциал чувств, мышления и действий; рост, эволюцию и закат; взаимодействие с различной окружающей обстановкой...; диапазон и разнообразие возможного для него опыта; его место во вселенной.
Поскольку Бугенталь не знаком с использованием и точностью астрологии, он, несомненно, не осознает, насколько близко достижение этой цели. Используя астрологию как психологическое орудие, все пункты, перечисленные в приведенной выше цитате, могут быть прояснены и систематизированы всесторонним образом при сохранении в то же время открытости и потенциала для индивидуального роста, который так важен для гуманистической психологии. Бугенталь также затрагивает вопрос предсказуемости:
...гуманистическая психология стремится так описать людей и их опыт, чтобы они смогли лучше предсказывать и контролировать собственные переживания (и, следовательно, сопротивляться контролю других).
Эта цель в точности совпадает с целью гуманистической астрологии, изложенной Дэйном Радьяром в его многочисленных трудах. Эта предсказуемость никоим образом не противоречит предпосылке индивидуальной свободы человека, так как важная и основная свобода заключается в выборе собственного отношения к данному набору обстоятельств. Как пишет психолог Карл Роджерс:
... это внутренняя, субъективная, экзистенциальная свобода, которую я наблюдал. Это бремя ответственности за то «Я», каким человек решает быть. Это осознание человека, что он представляет собой процесс развития, а не статический конечный продукт... Второй момент в определении этого переживания свободы заключается в том, что она существует не как противоречие к картине психологической вселенной, а как дополнение к такой вселенной. Правильно понятая свобода — это осуществление человеком упорядоченной последовательности своей жизни. Как говорит Мартин Бубер: «Свободный человек... верит в судьбу и верит в то, что она нуждается в нем». Он действует сознательно, свободно, ответственно, чтобы играть свою значимую роль в мире, определенные события которого проходят через него, через его добровольный выбор и волю.
Мы говорим о свободе, которая существует у субъективного человека, свободе, при которой индивидуум решает наиболее полно выразить себя, играя ответственную и добровольную роль в осуществлении определенных событий своего мира. Это переживание свободы — наиболее значимое развитие для
моего клиента, которое помогает ему стать человеком, найти понимание с другими и быть личностью.
Один из немногих недостатков гуманистического подхода к психологии сегодня заключается в том, что она пытается сохранить открытую, всестороннюю позицию по отношению к индивидуальной личности, не определяя ограничений относительных и постоянно меняющихся категорий, однако эти категории абсолютно необходимы, чтобы достичь описательной точности и теоретической уверенности, которые входят в окончательную цель гуманистической психологии. Мы обнаруживаем, что значительная часть гуманистической психологии остается набором абстрактных позиций или общим подходом, а не развитием точной и полезной теории личности и человеческого роста. Многие сторонники гуманистической психологии не решаются принять какой-либо набор стандартов или процедур для распознавания различных человеческих типов, потому что они видели, что такие теории в прошлом использовались просто для поддержки общественной морали конкретного исторического периода и со временем выродились в серьезные затруднения в психотерапии. Многие приверженцы гуманистической психологии сегодня активно вовлечены в исследование значимости трансцендентного, мистического или «трансперсонального» опыта. Такое исследование приводит их к столкновению с метафизическими вопросами и реальностями, а знакомство с этим уровнем опыта делает все более очевидной несостоятельность старых теорий личности. Поэтому я полагаю, что единственный универсальный стандарт ссылок и жизненных ситуаций, обеспечивающий основу для современной гуманистической психологии, — это сама вселенная с ее неизменяемыми паттернами, циклами и ритмами. Это вид гуманистической астрологии, которую развивал Дэйн Радьяр в течение последних сорока лет, личностно-ориентированной, а не событийно-ориентированной астрологии, астрологии, задуманной как язык, использующий
циклическое движение небесных тел в качестве символов, передающих людям непосредственное и практически применимое понимание основных паттернов, которые структурируют индивидуальное и коллективное существование. Такая астрология, т.е. имеющая главным образом дело с формой и структурой целого, обеспечивает значимую основу для психологии, рассматривающей в основном «содержание» персонального опыта. При рассмотрении в таком широком контексте и в такой перспективе относительно универсального фона повседневные переживания обычной жизни и случающиеся время от времени кризисы, формирующие новые фазы роста, становятся более понятными и более значимыми. Как пишет Радьяр:
Суть заключается в том, чтобы уметь увидеть, как все, что происходит в любой момент времени, вписывается в общий паттерн или структуру вашего существования.
Те, кто рассматривают все в жизни как хаос и абсурдность, разрушают здоровье и жизнеспособность человека (как показали эксперименты Виктора Франкла). То, что человеку нужно больше всего, чтобы быть здоровым — это чувство смысла. Осмысленность определяется как прохождение через ряд фаз, которые, будучи связанными друг с другом, становятся системой отсчета для всего, что происходит в вашей жизни. Показать человеку осмысленность его жизни — это наиболее важное, что может сделать астрология...
Астрология значима, потому что она может продемонстрировать, что сама жизнь прибегает к осмысленной интерпретации.
Причина дурной репутации астрологии в научных и академических кругах в течение последних десятилетий заключается