Тема 2. Психология личности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ имени Михаила Туган-Барановского
КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Воробьёва Елена Константиновна
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Для студентов специальности «Гостиничное и ресторанное дело» факультета ресторанно-гостиничного бизнеса
Донецк 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задание учебной дисциплины 3
2. Программа учебной дисциплины 3
3. Содержание тем учебной дисциплины
Тема 1 Предмет, содержание, структура и задание учебной дисциплины 7
Тема 2 Психология личности 11
Тема 3 Исследования и оценка личности 26
Тема 4 Психология руководства и лидерства 46
Тема 5 Природа конфликтов и объективные причины возникновения деловых конфликтов 59
Тема 6 Конфликтность в системе «Руководитель-коллектив» и пути управления ею 75
Тема 7 Диапазон возможных выходов из конфликта 87
Тема 8 Психологическая служба организации 95
4. Список рекомендованной литературы по дисциплине 100
Цель и задание учебной дисциплины
Цель: формирование у будущих менеджеров умений психологического анализа личностей и межличностных взаимоотношений в группах, определение средств оптимального влияния на работников для создания надлежащего социальнопсихологического климата в коллективе.
Задание: обеспечить усвоение студентами вопросов психологии личности, исследования и оценки личности, психологии руководства и лидерства, психологию закономерности развития групп и другую; научить студентов применять на практике полученные знания, приемы и методы психологического влияния на работников для создания благотворительной атмосферы их деятельности; повысить уровень управленческой компетенции будущих менеджеров с помощью приобретения ими специальной подготовки в отрасли психологии управления.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать: теоретические основы психологии управления, принципы, методы и функции психологии управления; сущность и особенности лидерства; сформировать навыки относительно принятия управленческих решений; обеспечить изучение методов исследования личности; методы коммуникации.
уметь: разрабатывать психологические анкеты опроса; формировать модель управленческой команды; применять методы психологического влияния; давать оценку личности; принимать управленческие решения.
Программа учебной дисциплины
Смысловой модуль 1 Психология личности
Тема 1. Предмет, содержание, структура и задание учебной дисциплины
Психология управления и конфликтология как междисциплинарное научно-практическое направление.
Психологические явления в деятельности организации и психологические факторы, которые предопределяют эффективность труда менеджеров, как предмет исследования психологии управления.
Значение и место научной психологии для формирования личности руководителя в условиях рыночной экономики.
Психология управления как интеграция знаний и методов психологии с целью решения проблем, которые возникают в сфере управления.
Эволюция принципов психологии управления в разных социальных системах.
Психология управления в ракурсе концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Содержание и структура дисциплины, ее соответствие потребностям подготовки управленческих кадров.
Тема 2. Психология личности
Структура личности. Свойства личности: черты и качества. Атрибуты: тип мышления, темперамент. Черты личности: интеллект, характер. Качества личности: познавательные и психомоторные способности, эмоциональные качества, волевые качества, самооценка и уровень домогательств.
Социальные аспекты поведения личности. Межличностные отношения. Качественные признаки поведения руководителя организации. Опыт личности: знание, навыки, умения. Язык и вещание. Коммуникативные и организаторские умения. Направленность личности. Потребности, становления к действительности. Мотивация успеха и готовность к риску. Ценностные ориентации.
Психологические механизмы формирования и функционирования направленности. Модель мира: «Я – образ», «Я – концепция». Сознание и подсознание. Структура личности человека по Фрейду: «Оно», «Я», и «Супер-Я». Структура личности Берна: взрослый (Вз.) – отец (О) – ребенок (Р). Менталитет. Механизмы психологической защиты: информационные, стабилизационные. Психологическая защита и поведение.