Функциональная ассиметрия.
Функциональная асимметрия головного мозга
Уже в середине двадцатого века врачи и учёные заметили, что для головного мозга человека характерно явление так называемой межполушарной асимметрии. После проведённых исследований появились первые представления о участия левого и правого полушарий в психической деятельности. Сторона, которая ответственна за функцию речи, стала считаться доминантной. У основной массы людей - это левая гемисфера. Обследование больных, подвергшихся операциям на головном мозге, способствовало пониманию функциональных различий роли двух полушарий в формировании психики человека. Например, R. Sperry доказал, что после рассечения мозолистого тела процессы в обеих частях независимо, как будто бы действуют два совершенно разных человека каждый со своим индивидуальным жизненным
Явление функциональной асимметрии коры головного мозга учёные рассматривают как эволюционное приобретение, отражает достигнутый человеком очень высокий уровень развития. В формировании функциональной асимметрии полей головного мозга в процессе онтогенеза и дальнейшего развития ребенка большую роль играет
Доказано, что у левшей, имеет место своеобразная ротация психических функций, когда доминантным оказывается правое полушарие. Конечно, у большинства левшей мозговая асимметрия не так выражена, как у правшей, при этом часто наблюдается сближение функций обеих рук.
Функции левого полушария
логические и аналитические функции,абстрактное мышление,последовательное восприятие,
аналитическое восприятие,речь,установление сходства,формирование наиболее сложных двигательных актов,
абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание,оценка временных соотношений,
установление идентичности стимулов по названиям.
Функции правого полушария
конкретное мышление,музыкальный слух,улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи,
правильная оценка характера неречевых звуков,конкретное зрительное восприятие,общее восприятие,конкретное узнавание,одновременное восприятие,целостное восприятие,
оценка пространственных отношений,установление различий,установление физической идентичности стимулов.
Доминантное полушарие (обычно левое), специализируется на реализации абстрактного мышления и речевых навыков, которые свойственны только «человеку разумному». Левая сторона помимо этого, отвечает за формирование самых сложных двигательных актов. Существование и развитие правой стороны создает предпосылки совершенствовать конкретное мышление, схватывать и адекватно анализировать особенности интонаций речи, улавливать и дифференцировать неречевые звуки, например, музыку. Некоторые современные физиологи и психологи считают, что люди с превалированием левополушарных функций склонны к теоретическим знаниям, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им
присуща повышенная двигательная активность, целеустремленность, некоторая способность прогнозировать события.
Когда преобладает правое полушарие, человек наоборот медлителен и неразговорчив, он тяготеет к конкретным видам деятельности и обладает способностью тонко чувствовать, переживать, расположен к созерцательности и воспоминаниям.
Отмечено, что правая сторона гораздо быстрее, чем левая, обрабатывает поступающую в мозг информацию: пространственный анализ зрительных стимулов сначала происходит в правой части, после чего передается в левую, где и происходит окончательный анализ и осознание характера воспринимаемых сигналов.
Для большинства здоровых людей характерно единство этих крайних проявлений психики и поведения. То есть отмечается сотрудничество обоих сторон головного мозга и преобладание функций одной из них реализуется на определенной стадии какого-либо отдельного вида нейропсихической деятельности.
Описанная асимметрия функций мозговых полушарий приводит к существенным различиям клинической картины у пациентов с поражением левой или правой части большого мозга, что способствует уточнению поставленного диагноза.
Для того, чтобы узнать о функциональных возможностях своего мозга, а также улучшить некоторые его показатели, можно прибегнуть к ТЭТОС-терапии.