Теория справедливости Адамса
Основным источником трудовой мотивации является беспристрастность или справедливость.
Если соотношение между полученным вознаграждением и затраченными усилиями оказывается не равным с его точки зренияаналогичным соотношениям у других сотрудников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения психологического напряжения.
В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и восстановить справедливость.
Модель Портера—Лоулеравключает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости (рис. ).
Как видно из схемы, в модели Портера—Лоулера достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей и характера, а также оценки его роли.
Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждений и степенью уверенности, что эти усилия будут должным образом вознаграждены. Человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты (генеральная связь модели).
2.6.2 Мотивация и стимулирование труда
Мотивация одна из важнейших функций менеджмента. Результат экономической деятельности предприятия во многом зависит от мотивационной деятельности.
Мотив от латинского – «movo» – двигаю. Мотив – побуждение.
Мотив – это внутренняя побудительная причина к какому-либо действию.Мотивчеловека к действию связан с реализацией потребностей. Поведение человека определяется его потребностями. Все потребности человека могут быть классифицированы на первичные и вторичные.
Первичные потребности являются физиологическими и врожденными (потребность в пище и воде, потребности дышать и спать, в продолжении рода и сексуальные потребности), все они заложены в генетическом коде людей.
Вторичные потребности являются психологическими и приобретенными (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо). Эти потребности возникают и осознаются одновременно с накапливанием жизненного опыта.
Поэтому можно считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения человека.
Удовлетворение потребностей осуществляется на основе процесса мотивации, образуя мотивационный цикл.
Мотивация– это процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая создает побуждение или мотив, активизирующий поведение или действие, направленное на достижение цели или вознаграждения, удовлетворяющих в итоге возникшую потребность.
Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это чувство удовлетворения от процесса труда, достижения намеченного результата или целей, осознание общественной значительности труда и возникновение на этой почве самоуважения. В процессе труда работник удовлетворяет свою человеческую потребность в общении с себе подобными, т.е. с другими людьми.
Внешнее вознаграждение дается организацией, где работает сотрудник. Зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание коллег и руководства, дополнительные выплаты, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, награды (все это может быть отнесено к внешнему вознаграждению).
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы.
В переводе с латинского стимул – это остроконечная палка, которой погоняли животных.
Если мотив - это внутренняя потребность хозяйствующего субъекта, то стимул - ее внешнее выражение.
Стимулы – это те внешние условия, которые созданы самими субъектами хозяйствования для более успешной реализации собственных потребностей.
Стимулирование труда – это процесс внешнего воздействия на работника, с целью повышения эффективности его труда и производства в целом. Это материальная оболочка мотивации труда.
Оно выполняет функции:
1. Экономическую, выражающуюся в содействии повышения ПТ и качества продукции.
2. Нравственную, формирующую активную жизненную позицию, высоконравственный климат в коллективе и обществе.
3. Социальную, формирующую социальную структуру общества через различный уровень доходов.
Различают четыре основных формы стимулов:
1. Принуждение. На предприятиях используется административное принуждение: замечание, выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы и др.
2. Материальное поощрение. Это материально-вещественные стимулы: ЗП, вознаграждения за результаты, компенсации, путевки, льготные кредиты и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарность, почетные грамоты и звания, доска почета, награды и др.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, авторское изобретение, получение второго образования и др.).
Существуют определенные требования к организации стимулирования труда:
1. Комплексностьподразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
2. Дифференцированностьозначает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников.
3. Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
Стимулы условно подразделяются на материальные и нематериальные (рис.).
Перечень стимулирующих систем в организации представлен на рис.
ЗП | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бонусы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в прибылях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные выплаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсроченные платежи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в акционерном капитале | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машины компании | Оплата транспортных расходов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субсидии на питание | Скидки на покупку товаров фирмы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в оплате расходов на образование | Помощь в обучении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стипендиальные программы | Ассоциации для получения кредитов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Членство в клубах | Загородные поездки и пикники | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультативные службы | Медицинское обследование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Членство в профорганизациях | Соревнование работников сбыта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страхование жизни | Страхование жизни иждивенцев | Страхование от несчастных случаев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медицинское и стоматологическое обслуживание | Кратко/долговременная нетрудоспособность | Иные оплачиваемые невыходы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сберегательные фонды | Сбережения | Пенсии | Отпуск | Выходные дни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||