Личность как момент деятельности.
(Глава из книги Леонтьева «Деятельностный ум, (деятельность, знак, личность)»)
*Фамилию Леонтьева в дальнейшем буду сокращать Лео :D
**Личность = Л
Взгляды Лео обосновываются на концепции Выготского: т.о
Л – это психологическая категория, первичная по отношению к ДЕЯТЛЬНОСТИ и СОЗНАНИЮ.
Л - СОЦИАЛЬНО детерминирована.
Л - это интериоризированный (обращённый во внутрь) мир в его взаимоотношениях с моим познанием, моим поступком, моими мотивами, моей волей, переживаниями и ценностями.
(Где, познавательные процессы - часть процессов интериоризации, которые подчинены Л, определяют и регулируют её.)
Л – ДИНАМИЧЕСКАЯ смысловая система, которая включает мотивационные, волевые, эмоциональные процессы + динамику действия и мысли. (все эти компоненты находятся, у разных людей, в разной взаимосвязи)
Деятельность Человека определяется выполняемыми им социальными ролями.
Самое любимое определение Л Лео:
Л- это ПРОЦЕСС (процесс!!!!) постоянного самоопределения Человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т.п. Она первична по отношению к деятельности и сознанию.
Л определяется НЕ внутренними и НЕ внешними условиями, а ПРОЦЕССОМ, в котором все они преломляются и выступают в качестве внутреннего соотношения.
Т.о ЛИЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЖИЗНЬЮ (она и есть жизнь, её продукт в форме субъекта)
Л возникает в результате иерархизации системы деятельности.
Л – сверхчувствительное качество
Задачей Лео было исследовать Л в системе общественных связей.
Деятельность в социальной среде- определяет развитие Л, но Л, индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность и образ жизни, которая определит её развитие. (среда определяет личность и личность определяет среду)
Быть Л - иметь жизненную позицию
- осуществлять выбор
-обладать свободой выбора
-осуществить вклад в общество
-и сдать наконец долбанную зимнюю сессию))
Л- выделяет себя из окружающей среды;
выделяет и структурирует свои отношения с миром и подчиняется своей устойчивой жизненной позиции в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам (т.е может собой управлять)
Согл. Братусь:
Формирование и самостроительство человека- осуществляется с помощью ЛИЧНОСТИ. (тада-да-дааааа)
Монография (16) Леонтьева «Деятельностный ум…»
Ч.3 гл.4: СМЫСЛ И СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ
Смысл как образующая образа мира. (началось -_-)
Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл выступает в психологии в трех плоскостях, трех самостоятельных, но взаимосвязанных ипостасях.
Первая — это плоскость объективных отношений между субъектом и миром. Здесь объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта(sb), обладают для него жизненным смыслом, т.к. они небезразличны для его жизни. Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий в контексте жизни sb.
Вторая— это образ мира в сознании sb, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл является формой познания sb-ом своих жизненных смыслов
Третья— неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную систему.
Итак, смысл предстает как отношение, связывающее объективные жизненные отношения sb, предметное содержание сознания и строение его деятельности.
Смысловое поле. Весь процесс развития в том - что меняется смысловое поле; в процессе развития ребенка внешний мир выступает в виде «смыслового поля».
Концепция смыслового поля: развитие психики и в филогенезе, и в онтогенезе — это прежде всего развитие отношений человека и мира, диалога мира и человека. Понятие смыслового поля и у Выготского, и у Леонтьева связано с генетическим анализом. От ситуативной модели мира через деятельность и благодаря деятельности животное и ребенок переходят к встроенному в эту ситуацию миру обобщений И вот парадокс-то какой: чем больше мы от практической деятельности переходим к теоретической, тем большую роль начинают играть смысловые факторы.
Итоговый вывод Выготского: «Действие в игре впервые приобретает смысл: то есть осознается. Действие замещает другое действие, как вещь — другую вещь. Как же ребенок переплавляет одну вещь в другую, одно действие в другое? Через движения в
смысловом поле, не связанные видимым полем, реальными вещами, которые подчиняют себе все реальные вещи и реальные действия. Это движение в смысловом поле есть самое главное в игре.»
Применительно к животным Леонтьев употребляет понятие «инстинктивного смысла» (позже он говорит о «биологическом смысле»). А у человека, биологический, инстинктивный смысл превращается в смысл сознательный, в основе которого лежат общественные отношения. И главное: понятие смысла для психологии ОООЧЕНЬ важно!!!.
Монография (17) Леонтьева «Деятельностный ум…»
Ч.4 гл.3: Субъективное содержание знакового образа в системе психологии.
В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Значения есть часть общественного сознания и общественно-исторического опыта и развиваются по общественно-историческим законам.
Значение как субъективное содержание знакового образа не тождественно само себе в различных предметных ситуациях употребления знака.
И его бытие в деятельности и его презентированность в сознании индивида неразрывно связаны с его предметной (чувственно-предметной) отнесенностью. Это особенно ясно видно в процессах формирования значения у ребенка, овладевающего родным языком. Отсюда мера и способ соотнесенности субъективного содержания знакового образа с «наглядностью». Это - чувственная окрашенность значения.
+ смысловая окрашенность субъективного содержания знакового образа и эмоциональная окрашенностью значения(= субъективное содержание знакового образа)
Деятельность не только планируется, она и осуществляется в соответствии с отраженными в психике объективными характеристиками предмета. А следовательно, образ предмета выступает и в операциональной стороне деятельности («как, каким образом это может быть достигнуто. Он является эталоном, на который мы ориентируемся в исполнительном звене деятельности. И, наконец, он диктует систему конкретных операций, которые учитывали бы свойства соответствующего предмета — здесь мы имеем дело с операциональной функцией осмысленного образа
Перечисленные здесь функции не исчерпывают возможных функций предметного значения в структуре деятельности, однако являются основными.
Монография 19
Проблема деятельности и личности в работах Лео (сокращ. от Леонтьев)
(при поддержке интернет источников и книги Лео «Деятельностный ум»)
*Л= Личность
*я так понимаю в этом вопросе надо рассказать всё, что знаем по Леонтьеву.
Лео, как и остальные отечественные психологи, утверждает огромную роль социальной детерминации (причинной обусловленности) в развитии Личности.
Ведущее понятие его теории: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (которая является процессом и перерождает \ изменяет \ влияет на психику)
Лео говорит о взаимодействии Субъекта и Объекта
(объект- подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
является образом предмета, отраженным в сознании (отражение происходит в результате взаимодействия с окружающей средой.)
Основные формы деятельности: деятельность внешняя и чувствительно- практическая.
Развиваясь, внешняя деятельность может превращаться во внутреннюю. (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).
В предметной (внешней) деятельности выделяют: действия и операции.
(действия – элементы деятельности, направленные на достижение промежуточной цели *они осознаются*. Операция- способ выполнения действий *цели не осознаются* могут быть внешними (взять \ положить) и внутренними (анализ \ синтез))
Во внутренней деятельности выделяют: мотив (ради чего), цель (на что направлена), средства (каким способом реализуется).
Л- это внутренний момент деятельности (уж понимайте как можете). Ребёнок становится Л только как субъект общественных отношений.
Л- продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Понятие Л может рассматриваться ТОЛЬКО через деятельность!!!
Деяние –связанно с Л и сознанием,
Действие – связанно только с сознанием.
По этому судить о личности мы можем только через ДЕЯНИЕ\ ПОСТУПОК.:
Поступок- это созидание; -это способность и возможность стать соучастником событий окружающего мира; -единица Л; -средство саморазвития.
Следовательно люди- это не беспомощные существа, они могут сами распоряжаться собой и выбирать себе те или иные цели в жизни.
Ну и вдогонку можно сказать:
Подросток- ищет в обществе точку отсчёта для себя
Юноша- осмысливает своё место в этом мире, идеалы, мотивы
Зрелые люди- определяют свои позиции.
Типология жизненных миров
Перейти к: навигация, поиск
18,21, 22 ???????