Личность как момент деятельности.

(Глава из книги Леонтьева «Деятельностный ум, (деятельность, знак, личность)»)

*Фамилию Леонтьева в дальнейшем буду сокращать Лео :D

**Личность = Л

Взгляды Лео обосновываются на концепции Выготского: т.о

Л – это психологическая категория, первичная по отношению к ДЕЯТЛЬНОСТИ и СОЗНАНИЮ.

Л - СОЦИАЛЬНО детерминирована.

Л - это интериоризированный (обращённый во внутрь) мир в его взаимоотношениях с моим познанием, моим поступком, моими мотивами, моей волей, переживаниями и ценностями.

(Где, познавательные процессы - часть процессов интериоризации, которые подчинены Л, определяют и регулируют её.)

Л – ДИНАМИЧЕСКАЯ смысловая система, которая включает мотивационные, волевые, эмоциональные процессы + динамику действия и мысли. (все эти компоненты находятся, у разных людей, в разной взаимосвязи)

Деятельность Человека определяется выполняемыми им социальными ролями.

Самое любимое определение Л Лео:

Л- это ПРОЦЕСС (процесс!!!!) постоянного самоопределения Человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т.п. Она первична по отношению к деятельности и сознанию.

Л определяется НЕ внутренними и НЕ внешними условиями, а ПРОЦЕССОМ, в котором все они преломляются и выступают в качестве внутреннего соотношения.

Т.о ЛИЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЖИЗНЬЮ (она и есть жизнь, её продукт в форме субъекта)

Л возникает в результате иерархизации системы деятельности.

Л – сверхчувствительное качество

Задачей Лео было исследовать Л в системе общественных связей.

Деятельность в социальной среде- определяет развитие Л, но Л, индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность и образ жизни, которая определит её развитие. (среда определяет личность и личность определяет среду)

Быть Л - иметь жизненную позицию

- осуществлять выбор

-обладать свободой выбора

-осуществить вклад в общество

-и сдать наконец долбанную зимнюю сессию))

Л- выделяет себя из окружающей среды;

выделяет и структурирует свои отношения с миром и подчиняется своей устойчивой жизненной позиции в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам (т.е может собой управлять)

Согл. Братусь:

Формирование и самостроительство человека- осуществляется с помощью ЛИЧНОСТИ. (тада-да-дааааа)

Монография (16) Леонтьева «Деятельностный ум…»

Ч.3 гл.4: СМЫСЛ И СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ

Смысл как образующая образа мира. (началось -_-)

Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл выступает в психологии в трех плоскостях, трех самостоятельных, но взаимосвязанных ипостасях.

Первая — это плоскость объективных отношений между субъектом и миром. Здесь объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта(sb), обладают для него жизненным смыслом, т.к. они небезразличны для его жизни. Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий в контексте жизни sb.

Вторая— это образ мира в сознании sb, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл является формой познания sb-ом своих жизненных смыслов

Третья— неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную систему.

Итак, смысл предстает как отношение, связывающее объективные жизненные отношения sb, предметное содержание сознания и строение его деятельности.

Смысловое поле. Весь процесс развития в том - что меняется смысловое поле; в процессе развития ребенка внешний мир выступает в виде «смыслового поля».

Концепция смыслового поля: развитие психики и в филогенезе, и в онтогенезе — это прежде всего развитие отношений человека и мира, диалога мира и человека. Понятие смыслового поля и у Выготского, и у Леонтьева связано с генетическим анализом. От ситуативной модели мира через деятельность и благодаря деятельности животное и ребенок переходят к встроенному в эту ситуацию миру обобщений И вот парадокс-то какой: чем больше мы от практической деятельности переходим к теоретической, тем большую роль начинают играть смысловые факторы.

Итоговый вывод Выготского: «Действие в игре впервые приобретает смысл: то есть осознается. Действие замещает другое действие, как вещь — другую вещь. Как же ребенок переплавляет одну вещь в другую, одно действие в другое? Через движения в

смысловом поле, не связанные видимым полем, реальными вещами, которые подчиняют себе все реальные вещи и реальные действия. Это движение в смысловом поле есть самое главное в игре.»

Применительно к животным Леонтьев употребляет понятие «инстинктивного смысла» (позже он говорит о «биологическом смысле»). А у человека, биологический, инстинктивный смысл превращается в смысл сознательный, в основе которого лежат общественные отношения. И главное: понятие смысла для психологии ОООЧЕНЬ важно!!!.

Монография (17) Леонтьева «Деятельностный ум…»

Ч.4 гл.3: Субъективное содержание знакового образа в системе психологии.

В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Значения есть часть общественного сознания и общественно-исторического опыта и развиваются по общественно-историческим законам.

Значение как субъективное содержание знакового образа не тождественно само себе в различных предметных ситуациях употребления знака.

И его бытие в деятельности и его презентированность в сознании индивида неразрывно связаны с его предметной (чувственно-предметной) отнесенностью. Это особенно ясно видно в процессах формирования значения у ребенка, овладевающего родным языком. Отсюда мера и способ соотнесенности субъективного содержания знакового образа с «наглядностью». Это - чувственная окрашенность значения.

+ смысловая окрашенность субъективного содержания знакового образа и эмоциональная окрашенностью значения(= субъективное содержание знакового образа)

Деятельность не только планируется, она и осуществляется в соответствии с отраженными в психике объективными характеристиками предмета. А следовательно, образ предмета выступает и в операциональной стороне деятельности («как, каким образом это может быть достигнуто. Он является эталоном, на который мы ориентируемся в исполнительном звене деятельности. И, наконец, он диктует систему конкретных операций, которые учитывали бы свойства соответствующего предмета — здесь мы имеем дело с операциональной функцией осмысленного образа

Перечисленные здесь функции не исчерпывают возможных функций предметного значения в структуре деятельности, однако являются основными.

Монография 19

Проблема деятельности и личности в работах Лео (сокращ. от Леонтьев)

(при поддержке интернет источников и книги Лео «Деятельностный ум»)

*Л= Личность

*я так понимаю в этом вопросе надо рассказать всё, что знаем по Леонтьеву.

Лео, как и остальные отечественные психологи, утверждает огромную роль социальной детерминации (причинной обусловленности) в развитии Личности.

Ведущее понятие его теории: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (которая является процессом и перерождает \ изменяет \ влияет на психику)

Лео говорит о взаимодействии Субъекта и Объекта

(объект- подчиняет и преобразует деятельность субъекта;

является образом предмета, отраженным в сознании (отражение происходит в результате взаимодействия с окружающей средой.)

Основные формы деятельности: деятельность внешняя и чувствительно- практическая.

Развиваясь, внешняя деятельность может превращаться во внутреннюю. (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).

В предметной (внешней) деятельности выделяют: действия и операции.

(действия – элементы деятельности, направленные на достижение промежуточной цели *они осознаются*. Операция- способ выполнения действий *цели не осознаются* могут быть внешними (взять \ положить) и внутренними (анализ \ синтез))

Во внутренней деятельности выделяют: мотив (ради чего), цель (на что направлена), средства (каким способом реализуется).

Л- это внутренний момент деятельности (уж понимайте как можете). Ребёнок становится Л только как субъект общественных отношений.

Л- продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие Л может рассматриваться ТОЛЬКО через деятельность!!!

Деяние –связанно с Л и сознанием,

Действие – связанно только с сознанием.

По этому судить о личности мы можем только через ДЕЯНИЕ\ ПОСТУПОК.:

Поступок- это созидание; -это способность и возможность стать соучастником событий окружающего мира; -единица Л; -средство саморазвития.

Следовательно люди- это не беспомощные существа, они могут сами распоряжаться собой и выбирать себе те или иные цели в жизни.

Ну и вдогонку можно сказать:

Подросток- ищет в обществе точку отсчёта для себя

Юноша- осмысливает своё место в этом мире, идеалы, мотивы

Зрелые люди- определяют свои позиции.

Типология жизненных миров

Перейти к: навигация, поиск

18,21, 22 ???????

Наши рекомендации