Именной и предметный указатели
(страницы указаны по печатному изданию)
Адлер А. - 157, 179, 237
Августин - 76, 88, 295, 308
Александр Афродосийский - 90
Александр Македонский - 64, 67, 72
Алкмеон - 79
Амонашвили Ш. А. - 289
Анаксагор - 57
Ананьев Б. Г. - 244
Андреева Г. М. - 289
Ансон - 229
Ангушев Г. И. - 283
Аристотель - 19, 42, 53, 62-67, 85, 90, 103, 134, 293, 323, 326
Архимед - 31
Басов М. Я. - 221, 225, 250, 365
Беркли - 111, 113, 143
Белл У. - 336
Бехтерев В. М. - 154, 210, 228, 234, 244, 268
Бердяев Н. А. - 278
Бернар К. - 301, 341, 347, 361
Блонский П.П. - 215, 227, 232, 248, 292
Боровский В. М. - 244, 279, 289
Бине А. - 149
Браун Т. - 143
Брентано Ф. - 142, 306
Бэкон Ф.- 29, 92, 296
Бюффон - 377
Вагнер В. А. - 228, 268, 289
Введенский А. И. - 196, 228
Вебер Э. - 128, 138
Велл Ч. - 121
Вергеймер - 306
Винер Н. - 174
Владиславлев М. И. - 126
Вольф X. - 142
Вундт - 15, 20, 36, 40, 113, 139, 140, 303, 308, 376
Выготский Л. С. - 15, 20, 37, 45, 101, 117, 119, 225, 232, 245, 250, 288, 310,
319, 357, 385, 391
Галилей - 54, 56, 58, 69
Гален - 73, 79, 270, 297
Гальтон Ф. - 135, 147, 149
Галль - 122
Гарвей - 94, 298
Гартли - 109, 111, 124, 299
Гальперин П. Я. - 283, 392
Гегель - 119, 276
Гераклит - 54, 56, 58, 69
Герофил - 72
Геккель - 43, 292
Гельвеций - 114, 119
Гердер И. - 118
Гербарт И. - 127, 194
Гельмгольц - 129, 138, 201, 268, 305, 308, 330, 332, 336
Геллерштейн - 279
Гете - 373
Герцен - 181, 373
Гиппократ - 56, 73, 79, 270
Гоббс - 103, 116, 143
Гоклениус - 42, 44
Гоголь Н. В. - 109
Гольбах П. - 114
Гозман Л. - 289
Грот Н. Я. - 202
Гуссерль - 209
Давыдов В. В. - 271, 288, 392
Дарвин Ч. - 49, 133, 136, 301, 305, 308, 330, 338, 372, 382
Декарт - 23, 29, 44, 48, 96, 101, 113, 124, 143, 243, 298, 302, 308, 324, 365
Демокрит - 51, 56, 63, 70, 321, 326
Джилл М. - 342
Джеймс В. - 37, 153, 281
Джемс - 303, 317
Дидро - 43, 114, 292, 299
Диоген - 8
Дильтей В. -141, 311
Добрынин Н.Ф. - 229, 282
Дондерс Ф. - 129, 138
Достоевский Ф.М. - 183
Дюркгейм - 50
Жане П. - 159, 160, 237, 310
Жинкин Н.И. - 209, 283
Забродин Б.М. - 282
Залкинд А.Б. - 252
Замков Л.В. - 282
Запорожец А.В. - 231, 282, 292
Зейгарник - 163
Зенон - 8, 56
Зеленый Г.П. - 183
Зимняя И.А. - 289
Зинченко П.И. - 231, 282, 292
Зинченко В.П. - 282, 289
Ибн аль-Хайсам - 84, 296
Ибн Рошд (Аверроэс) - 85, 87, 90
Ибн Сина (Авиценна) - 83
Кабанис П. - 115, 299
Кант И. - 120, 196
Келер В. - 12, 24, 237, 268, 354
Кеннон - 243, 268, 314, 362
Кекчеев Г.Х. - 282
Клаперед - 306
Климов Е.А. - 283, 289
Ковалевский П.И. - 207
Кондильяк Э. - 114
Корнилов К.Н. - 208, 214, 228, 234, 238, 244
Корсаков С.С. - 204
Кон М.С. - 289
Кришталь В.В. - 289
Кузьмин В.П. - 281
Ламетри Ж. - 114, 299
Лазурский А.Ф. - 208, 228, 275, 365
Ланге К. - 153, 165
Лазарь - 194
Ламарк - 374
Ланге Н.Н. - 231, 278, 319
Лапшин И.И. - 233
Ладыгина-Котс Н.Н. - 289
Леонтьев А.Н. - 224, 229, 231, 283, 365, 392
Леви - 31
Лесгафт П.Ф. - 247
Леонардо да Винчи - 44, 91
Лейбниц - 29, 42, 102, 106
Ленин - 260
Лосский Н.О. - 228
Ломова Н.Ф. - 289
Локк - 103, 105, 109, 116, 124, 143
Лопатин Л.М. - 204, 228
Лосев А.Ф. - 51
Лурия - 229, 238. 244, 268, 279, 290, 392
Льюис Д.Г. - 382
Лютер М. - 42
Лысенко Т.Д. - 260, 264
Марбе - 209
Марчесон К. - 237
Маяковский В. - 267
Маркс - 50, 70, 173, 233, 238, 261, 276, 311, 365
Мах - 317
Маслоу А. - 179
Меланхтон Ф. - 42
Менчинский Н.А. - 283
Мейерхольд В. - 235
Мажанди Ф. - 121
Мерлин B.C. - 230, 283
Менделеев Д. - 126
Милль Д.С. - 29, 125
Минуков В.М. - 289
Молотов - 267
Монтескье - 117
Мухина B.C. - 289
Мюллер И. - 122
Мюнстерберг Г. - 257
Нечаев А.П. - 228, 247
Нечаев Н.Н. - 283
Небылицын В.Д. - 230, 270, 283
Новикова Л.И. - 289
Ньютон И. - 93, 109
Овсянико-Куликовский З.Н. — 278
Оккам В. - 88, 89
Олпот Г. - 366
Орбели Л.А. - 383
Павлов 12, 20, 36, 137, 154, 168, 174, 211, 228, 234, 237, 241, 260, 264, 270,
279, 333, 343, 350, 359, 365, 379, 384
Пастернак Л. - 282
Пиаже - 14, 20, 37,170, 219, 363
Платон - 51, 60, 75, 80, 103, 293
Планк М. - 50, 354
Плеханов Г.В. - 43, 238
Пифагор - 54
Перейра - 92, 349
Плотин - 74, 76
Политцер Ж. - 242
Потебня А.А. - 183, 199
Поляков Ю. - 290
Пиррон - 69
Прохазка - 121
Прибрам К. - 342
Пушкин - 8
Пуше Ф.А. - 382
Пфлюгер Э. - 132, 138
Радищев А.Н. - 119
Рабль - 378
Ратинов А.Р. - 289
Рагинский Г.В. - 289
Равич-Щерба И.В. - 283
Ромесе Дж. - 376, 382
Россолимо Г.И. - 247
Рубинштейн С.Л. - 224, 229, 232, 365, 395
Сахаров Л.С. - 37
Сеченов И.М. - 14, 36, 39, 51, 130, 137, 175, 185, 192, 210, 228, 268, 305, 308,
330, 332, 338, 341, 347,371
Севернов А.Н. - 372
Сикорский И.А. - 383
Скиннер Б. - 168, 306
Смирнов Г.Л. - 283
Смирнов А.А. - 209, 231, 283, 392
Соловьев Вл. - 184, 197, 200
Сократ - 19, 59, 60, 80
Соколов Е.Н. – 268, 283
Северный В.Н. – 208
Столяренко А.М. – 289
Спенсер Г. – 136, 208, 382
Спиноза Б. – 44, 99, 101, 104, 134, 234, 299
Сталин – 237, 244, 247, 260, 265
Станиславский К. – 235, 243
Сьедин С.В. – 269
Талызина Т.Ф. – 392
Теплов Б.М. – 230, 270, 283
Титченер – 113, 317
Тихомиров О.К. – 283
Токарский А.А. – 204, 207
Толстых А.В. – 289
Толстой Л.Н. – 183
Троицкий М.М. – 200, 202
Троцкий Л. – 235
Узнадзе Д.Н. – 232
Уотсон Дж. – 137, 154, 308
Ухтомский – 185, 210, 234, 241
Ушинский К.Д. – 284
Уэллс Г. – 237
Фалес – 18, 43, 297
Фарбер Д.А. – 290
Фехнер Г. – 15, 129, 138, 268
Филон – 74
Флуранс П. – 123
Филиппченко Ю. – 377
Фома Аквинский – 87
Франк С.Л. – 198, 207, 210, 228, 233, 278
Фролов Ю. – 376
Фрейд З. – 20, 155, 179, 199, 342
Фракастро – 45
Халл – 168, 247, 306
Хорни К. – 17772
Хомская Е.Д. – 290
Цветкова А.С. – 290
Чаадаев П.Я. – 182
Челпанов Г.И. – 228, 266, 286
Чернышевский Н.Г. – 184, 186
Чиж В.В. – 207
Шатерников М.Н. - 38
Шадриков В. - 283, 289
Шестопал Е.Б. - 289
Шенгер-Крестовникова Н.Р. - 344
Шевырев П.А. - 283
Шкловский В.Н. - 289
Шпильрейн - 229, 244, 258, 279
Шпет Г.Г. - 209, 278
Штейнталь - 194
Штерн В. - 37, 149, 257
Штумпф - 4.0
Щукин С.И. - 208
Эббингауз Г. - 143
Эльконин Д.Б. - 231, 392
Эндхелл - 306
Эпикур - 71
Энгельс - 238, 261, 267, 276
Эразистрат - 72
Юм Д. - 111, 112, 113, 115
Юнг К. - 157, 158
Юркевич П. - 185, 199, 201, 205
Юстиниан - 81
Адаптация - 134
Атараксия - 68
Аффект - 69
Апперцепция - 102
Бихевиоризм - 137, 153
Верификация - 23
Волюнтаризм - 76
Гипотетико-дедуктивный метод - 29
Гилозоизм, монизм, анимизм - 43
Гештальт - 161
Гештальтизм - 161
Гомеостазис - 301, 314
Дифференциальная психология — 149
Детерминизм - 291, 292, 293, 310
Зоопсихология - 373
Индукция - 29
Интуиция - 31
Интериоризация - 61
Интроспекция - 88
Инсайт - 162
Коллективное бессознательное — 158
Категориальный анализ - 164
Когнитивная психология - 173
Логика - 21
Логика развития науки - 22
Либидо - 156
Миф - 32
Механодетерминизм - 292, 297
Номинализм - 89
Необихевиоризм - 167
Неофрейдизм - 172
Принцип детерминизма - 26
Психические процессы - 27
Пневматология - 42
Психоанализ - 155
Психостения - 159
Рефлекс - 27, 48, 380, 382
Рефлексия - 28
Рефлекторная дуга - 121
Рефлексология - 137
Редукционизм - 318
Сублимация - 159
Структурализм - 303
Системность - 313
Сенсуализм - 316
Субъективизм - 376, 379
Тесты интеллекта - 149
Транспозиция - 162
Фальсификация - 22
Френология - 122
Функционализм - 152
Холизм - 315
Эпифеноменализм - 46
Эманация - 74
Эмпиризм - 111, 373
Элементаризм - 316
Эклектизм - 317
Содержание
ОТ АВТОРОВ........................ ..........................................……………………... 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................…………………. 6
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..............................................………………………… 6
Глава 2
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ¾ ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ
ЗНАНИЯ ......................................................……………………………. 30
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ .......................................………………. 38
Глава 3
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПСИХОЛОГИИ ...........………………………...... 38
Глава 4
РУССКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ XIX ¾ НАЧАЛА XX ВВ. .........……………………... 126
Глава 5
РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД .......................................................………………………….. 156
Глава 6
Российская психология в новых социально-
экономических условиях ................................………………………... 186
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В
ПСИХОЛОГИИ ....................................................…………………... 289
Глава 7
Принцип детерминизма ......................................……………………………. 198
Глава 8
Принцип системности .......................................……………………………... 212
Глава 9
Принцип развития ............................................……………………………… 247
ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛИ ......………………….…. 272
[1] Эти структуры призвано выявить в потоке исторических событий особое направление исследований, ставящее своей целью категориальный анализ развития психологического познания (см. ниже).
[2] В популярной литературе описываются различные эпизоды, с которыми предание связывает открытия. Эти эпизоды один американский автор объединил под формулой «три «В»». Имеются в виду начальные буквы английских слов: «Bath» (ванна, из которой выскочил Архимед) «Bus» (омнибус, на ступеньке которого Пуанкаре неожиданно пришло в голову решение трудной математической задачи) и «Bed» (постель, где физиологу Леви приснился опыт, доказывающий химическую передачу нервного импульса).
[3] Конечно, эти ответы, формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит конраргументацию, продвигаясь тем самым в познании обсуждаемого предмета.
[4] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1, М., 1982, С.158.
[5] См.: Шатерников М.Н. Биографический очерк И.М. Сеченова // Сеченов И.М. Избр. труды. М., 1935, С. 15.
[6] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1, С. 429.
[7] Эпифеноменализм - учение о том, что психические акты не имеют самостоятельной ценности и не являются причинными факторами поведения.
[8] Демокрит являлся автором множества работ, охватывающих различные области знания.
[9] Научное наследство. М., 1956. Т.3, С.64.
[10] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984, С. 301.
[11] Локк. Д. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1960, С. 138.
[12] Такой взгляд называется агностицизмом (от греч. «недоступный познанию»).
[13] В этом они противостояли солипсизму Беркли и агностицизму Юма, которые, так же как и французские материалисты, этой эпохи, апеллировали к сенсорному опыту, к прямым свидетельствам органов чувств.
[14] Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947, С. 228.
[15] Джемс В. Психология. Пг., 1922, С. 288.
[16] Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти том., М., 1959. Т. 26. С. 77.
[17] Чернышевский Н.Г. Избр. филос. произв., Т. 3, М., 1951. С. 185
[18] Цит. по кн. «Владимир Соловьев. Стихотворения, проза, письма, воспоминания современников». М., 1990. С. 379.
[19] Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения, Т. 3, 1951. С. 185.
[20] Юркевич. П.Д. Из наук о человеческом духе. Тр. Киевской духовной академии. Кн. 4, 1860. С. 18.
[21] Юркевич П.Д. Язык физиологов и психологов. «Русский вестник», 1862. Т. 39. С. 389.
[22] Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПб. 1872, С. 31.
[23] Там же. С. 26
[24] Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПБ. 1872. С. 237.
[25] Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947. С. 209
[26] Ивановский В.Н. К характеристике М.М. Троицкого. Вопросы филос. и психологии. К. 52 (1900). С. 205.
[27] Соловьев В., Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. С. 220.
[28] Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1912. С. 86.
[29] Челпанов Г.И. Мозг и душа, М., 1912. С. 30.
[30] Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. С. 71.
[31] Интересные воспоминания опубликованы недавно В.Днепровым с беседах в тюрьме на Лубянке с анархо-синдикалистом Андрейчиным, который был переводчиком в разговоре между Павловым и Уэллсом: «В разговоре коснулись и общих вопросов мировоззрения, заметив, как само собой разумеется, что Павлов отвергает всякий материализм и диалектику. На это Павлов ответил: «Материалистом быть не могу как человек верующий, но вот диалектика — это мое. Посмотрите: торможение, а торможение торможения — растормаживание. Как видите, противоположности переходят друг в друга». У меня сразу сердце задрожало, я подумал о многих разговорах и спорах Павлова с моим другом Каревым и почувствовал в словах Павлова нечто идущее от Карева
[32] Можно сослаться лишь на устный рассказ академика АПН СССР Т.А. Власовой, работавшей а начале пятидесятых годов в Отделе науки ЦК партии, которым в то время заведовал Ю.А. Жданов. Она говорила, что после «павловской» сессии уже был подготовлен проект документа, который должен был стать основой для постановления, аналогичного принятому в 1936 году по поводу педологии. В частности, в нем содержалось предложение «закрыть» психологию, заменив ее повсюду физиологией высшей нервной деятельности. Документ был представлен на утверждение Сталину. Получив и просмотрев проект, он сказал: «Нет, психология — это психология, а физиология — это физиология». На этом «научные» проблемы были решены и к ним больше не возвращались.
[33] Характерен следующий факт. В начале пятидесятых годов труды Павлова не только изучались, но воспринимались как откровение. И вдруг обнаруживается, что в многочисленных изданиях его книг допущена ошибка, которую некоторые читатели готовы были расценивать не иначе, как происки «врагов народа». Павлов в статье «Условный рефлекс» (БСЭ, т. 56, М., 1936, с. 331), написанной для Большой Советской Энциклопедии, пишет: «... многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, труд и связанное с ним слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится» (выделено нами. — А.Л., М.Я.). Так в Энциклопедии. Однако в Полном собрании сочинений И.П. Павлова (том 3, книга вторая, М., 1951, с. 336) написано по-иному: «...с другой стороны, именно слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится» (выделено нами. АЛ., М.Я.). Итак, в 1936 г. великого ученого бесцеремонно «поправили» - без его ведома вписали ему в текст статьи указание на роль труда в происхождении человека, дабы никаких расхождений с Энгельсом у него не было. Исправление в Полном собрании сочинений, по-видимому, отзвук возмущения Павлова, потребовавшего, чтобы произвольное обращение с его текстом больше не повторялось.
[34] Эти просчеты сказались и на работах авторов настоящей книги (А.П., М.Я.).
[35] У Б. Пастернака мы читаем:
«Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим
Известно у нас подхалимам
Влиятельным, только одним»
[36] Здесь и далее не следует смешивать «функционализм», о котором идет речь, с функционализмом, в понимании В. Джемса (см. гл. 3).
[37] См. главу I «Личность»
[38] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. С. 352.
[39] Об этом рассказано в «Павловских средах» (раз в неделю по средам Павлов собирал в 10 часов утра сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности). В стенограмме одной из сред записано: «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза» («Павловские среды». Т. 1, с. 69).
[40] Выготский Я.С. Собр. соч. Т. 1. С. 115.
[41] Там же, С. 122.
[42] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III, Ч. 2, М., 1951, С. 232.
[43] Вагнер В.Л. Герцен как натуралист // Вестник Европы. – 1914, М 9. С. 22.
[44] Это место в «Биопсихологии» вызвало в 20-х годах упреки со стороны Ю. Фролова. По поводу критики Вагнером антропоморфического понимания «способности» муравьев к взаимопомощи Ю. Фролов иронически замечает, что «В. Вагнер посвящает много труда, чтобы доказать, что муравьи при совместной работе не помогают друг другу, но лишь мешают!» (Фролов Ю. Физиологическая природа инстинктов. 1925, с. 74.) Между тем исследования Вагнера действительно показали, что муравьи тащат предмет вовсе не сотрудничая друг с другом, а каждый сам по себе и, если их работа и производит впечатление согласованных действий, то лишь потому, что каждый в отдельности муравей двигается к одной и той же цели – к гнезду. Кажущаяся согласованность возникает при движении муравьев по гладкой дороге. Если же встречаются препятствия, муравьи лишь мешают друг другу. Муравьи могут и помогать, и мешать друг другу в зависимости от обстоятельств.
[45] Вагнер В.А.. Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология). СПб.- М., 1910 – 1913. Ч. I и II, С. 38.
[46] Филиппченко Ю. Предмет зоопсихологии и ее методы. // Новые идеи в философии, 1913, Сб. 10. С. 37.
[47] Вагнер В.А. Биопсихология. С. 223.
[48] Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. 1923, с. 25.
[49] Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. С. 25.
[50] Ланге Н.Н. Психология, 1914 // Итоги науки. Т. VIII. С. 89.
[51] Ланге Н.Н. Психология, 1914 // Итоги науки. Т. VIII. С. 90.
[52] Там же. С. 89.
[53] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 369.
[54] Лишь в 1983 г. В.А. Петровский предложил развести проблемы психического развития индивида и развития личности (см.: Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностнообразующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. 1983. С. 20 – 33).
[55] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 258 – 259.