Программа медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами подростков
(По Н.А. Сироте., Чистовой Е.А «Профилактика наркомании,
алкоголизма в подростково-молодежной среде», М.: 2000 г.)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
1 Дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе
взаимодействия с детьми.
2 Сформировать группу лидеров-родителей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Дать знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление (семейное проблем-преодолевающсе поведение).
2. Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.
3. Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и со-циально-средовых ресурсов (Я-концепции, семейного Я, социального Я, самоэффективности, интернального контроля, эмпатии, аффилиации, психологической и социальной поддержки).
4.0пределить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей.(Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как сделать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?)
5. Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.
6. Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.
7. Оказывать профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям.
8 Выявлять лидеров-родителей, готовых осуществлять консультативную и социальную поддержку другим семьям .Обучить их основам оказания социально-психологической поддержки и консультативной помощи другим родителям.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1 Родительский семинар (проводится 15 часов; 1-2 раза в месяц в течении года).
2. Определение родителей-лидеров. Подготовка лидеров-родителей по специальной 16-ти часовой программе семинара-тренинга.
3. Определение родителей группы риска. Оказание индивидуальной и групповой медико-психологической и психотерапевтической помощи нуждающимся в этом родителям.
СХЕМА СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА ДЛЯ ЛИДЕРОВ-РОДИТЕЛЕЙ
ЗАНЯТИЕ 1. 2 часа.
Правила работы в группе тренинга. Семья как развивающая социально-поддерживающая система. Признаки развивающих социально-поддерживающих и социально-подавляющих семейных систем. Определение возможностей, направлений и стратегий изменения семьи.
занятие 2. 2 часа. Ресурсы личности. Ресурс Я (Я-концепция, семейное Я, родительское Я, самоэффективность),Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Я-концепция родителя и ребенка. Точкиих соприкосновения и стратегии взаимного развития.
ЗАНЯТИЕ 3. 2 часа. Ресурсы личности. Субъективный контроль над собственным поведением, ситуацией, поведением других членов семьи и ребенка. Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Субъективный контроль родителя и ребенка. Точки их соприкосновения и стратегии взаимного развития.
занятие 4. 2 часа.
Ресурсы личности. Общение в семье. Эмпатия. Аффилиация. Социальная компетентность. Осознание необходимости и стратегии изменения. Эмпатия и аффилиация родителя и ребёнка. Точки соприкосновения и стратегии развития.
занятие 5. 2 часа.
Ресурсы семьи и среды. Социальная поддержка и ее виды. (Психологическая, информационная, материальная и т.д.) Эффекты поддержки. Чтоонадает ребенку. Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Социальная поддержка со стороны родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.
ЗАНЯТИЕ 6. 2 часа.
Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их развития или изменения. Про-блем-разрешающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.
ЗАНЯТИЕ 7. 2 часа.
Избегание проблем. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их изменения. Избегающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.
занятие 8. 2 часа.
Социально-поддерживающее поведение. Как сделать семью открытой и социально-поддерживающей системой? Разработка путей оказания консультативной и социально-поддерживающей помощи другим семьям.
Развитие программы профилактики злоупотребления
психо-активными веществами для родителей.
Программы 1 уровня - превенция употребления психоактивных веществ (воздействие на родителей).
Программы 2 уровня - семейная психотерапия системы» родители - девиантные и аддиктивные дети и подростки» (воздействие на родителей).
Программы 3 уровня - семейная психотерапия системы «родители-под-ростки»,употребляющие психоактивные вещества, но с несформированной мотивацией лечения (воздействие на родителей).
Программы 4 уровня - семейная психотерапия системы» родители-подростки», находящиеся на лечении по поводу злоупотребления психоактивными веществами.
Программы 5 уровня - реабилитация системы « родители - подростки», употреблявшие психоактивные вещества (на стадии реабилитации).
Приложение 2