Типы отношения к окружающим 1 страница

А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Практикум

Барнаул 2014

УДК 37.015.3(072)

Рецензенты: О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доцент АлтГПА

Н.А. Абакумова, канд. социол. наук, доцент кафедры

математики АГАУ

Психология общения: практикум. / Сост. А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 75 с.

В издании содержится набор полноценных психодиагностических методик и тестов по теме «Психология общения», которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.

Разработка предназначена для студентов дневного и заочного отделений, изучающих дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», «Психология», «Общая психология», «Основы психологии», «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Этика и психология деловых отношений», «Психология и конфликтология», «Профессиональная этика», «Психология менеджмента». Практикум так же будет полезен для преподавателей, психологов и для всех тех, кто интересуется самопознанием и саморазвитием личности, кто хочет добиться успеха в учебе, бизнесе и личной жизни, так как содержит собрание полноценных методик и тестов, которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра (факультета) гуманитарного образования АГАУ (протокол № 15 от 09 июня 2014 г.)

© Сивцова А.В., Колмогорова Н.С., 2014

© Алтайский государственный аграрный университет, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………….……4

1. Тест «Уровень Вашей общительности»…………………….…………….….5

2. Тест «Как вы умеете слушать»…………………………………………....….7

3. Тест «Понимаете ли вы других людей?»…………………………………….8

4. Тест «Можете ли вы быть руководителем»…………………………………11

5. Тест «Организованный ли вы руководитель»…………………………...….12

6. Тест «Ваше отношение к критике»……………………………..…………...15

7. Тест «Тенденции поведения человека в группе»……………………..…….17

8. Тест «Ваше место в коллективе»………………………………………….…19

9. Тест «Изучение психологического климата в коллективе»…………….….21

10. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)….………23

11. Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон)…………………………32

12. Тест «Можете ли вы влиять на других»………………………………….….39

13. Методика «Я – Лидер»…………………………………………………….….40

14. Тест «Степень индивидуальной выраженности лидерства»…………….…42

15. Тест «Трансакционный анализ Э. Бёрна»………………………………...…45

16. Тест «Исследование самооценки личности» (Н.М. Пейсахов)………………50

17. Тест «Определение стратегии дискуссионного поведения»……………….54

18. Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»………………………...…56

19. Тест «Ваш стиль делового общения»………………………………..………58

20. Тест «Конфликтная ли вы личность?»………………………………..……..62

21. Тест «Описания поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас)……..….63

22. Тест «Куда вы идёте: К стрессу или от него?»……………………………...67

23. Тест «Справляетесь ли вы со стрессом?»…………………………………...68

24. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической

защиты в общении (В.В. Бойко)…………………………………………..….70

Список использованной литературы…………………………………….…74

Познай себя, ибо человек великая тайна

И чудо природы, мерило всех ценностей

и ключ к науке о природе…”

Протагор, V век до нашей эры.

ВВЕДЕНИЕ

Психология – наука рефлексивная, и невозможно её изучение в отрыве от изучения себя, своих психических особенностей, своего внутреннего мира. При этом именно с самопознания начинается саморазвитие личности.

Человек в течение всей жизни пытается ответить на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Он отдает себе отчёт, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Появление интереса к собственной личности, развитие личностной рефлексии традиционно относят к подростковому и юношескому возрасту. Открытие собственного «Я» на личностном и экзистенциальном уровнях, поиск своего места в жизни составляет психологическое содержание юношеского возраста.

Мы обращаемся ко всем, кто открыл эту книгу и хотел бы глубже познать себя. Возможно, успехи и неудачи, сопутствующие вам в учебе, в жизни, уже не раз заставляли задуматься об их причинах. Чем они обусловлены, закономерно или случайно их появление, что следовало бы сделать для того, чтобы избежать неприятностей? Работая с этой книгой, вы сможете узнать о своих личностных особенностях, о возможностях самосовершенствования, получить ответы на многие интересующие вас вопросы, сориентироваться в жизненном и профессиональном самоопределении. Правильно расшифровать и оценить результаты исследования вы сможете самостоятельно или с помощью психолога. Не огорчайтесь, если в каких-либо заданиях вы получите не совсем желательную характеристику. Это не приговор, а подсказка направления для работы над собой.

Приступайте к работе только после того, как ясно и правильно поймете, что от вас требуется, внимательно прочитав инструкцию. Результаты тестирования оформляйте чётко и разборчиво – это облегчит процесс обработки полученных данных.

МЫ ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ !

Тест «Уровень Вашей общительности»

(В.Д. Ряховский)

Цель: определение общего уровня общительности.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 16 вопросов. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. На предложенные вопросы отвечайте «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли её ожидание вас из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или т. п. мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счёт вы не принимаете? Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «да»=2 балла, «иногда»=1 балл, «нет»=0 баллов.

0-3 балла – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям повсюду трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, подумайте и о своём здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

4-8 баллов – вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в «своей тарелке». Берётесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

9-13 баллов – вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Вам не достает усидчивости и терпения при столкновении с проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

14-18 баллов – нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

19-24 балла – вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

25-29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой, но вы в силах изменить эти особенности. При увлечённости вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

30-32 балла– вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

Тест «Как вы умеете слушать?»

Цель: определение умения слушать собеседника.

Инструкция. Вам предлагается 30 утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером «+» («да»), если не согласны «–» – («нет»). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.

2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.

3. Моё внимание полностью сосредоточено на рассказе.

4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.

5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.

6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.

7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.

8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.

9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.

10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.

11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.

12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.

13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.

14. Чаще всего я слушаю из вежливости.

15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.

16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.

17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «да» (выражая понимание), чем «нет».

18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.

19. Люди охотно беседуют со мной.

20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу своё мнение.

21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому.

22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.

23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.

24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.

25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.

26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.

27. Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).

28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.

29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.

30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам.

Обработка результатов.Подсчитайте сумму совпавших ответов (количество совпадений равняется количеству баллов): «да»: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30; и «нет»: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28.

0-9 баллов – вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?

10-14 баллов – вас следует отнести к людям, плохо умеющих слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.

15-19 баллов – вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.

20-24 балла – вы – хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.

25-30 баллов– вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть, чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили умение слушать.

Тест «Понимаете ли вы других людей?»

Цель: определение уровня понимания собеседника.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Выберите те ответы, которые соответствуют вашему мнению в большинстве случаев (во всех вопросах, кроме указанных по тексту, нужно выбрать только один ответ). Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин: а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень близкими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»; б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щёку;

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всём мире одно и то же (дайте три ответа):

а) качают головой; б) кивают головой; в) морщат нос; г) морщат лоб;

д) подмигивают; е) улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего:

а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи.

6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь:

а) на то, как на вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку;

г) на осанку; д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает что:

а) ему есть, что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится.

9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, вы считаете, что это признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да; б) нет; в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот».

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите: а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звёзды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется:

а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с вами происходит:

а) смотрите совершенно спокойно;

б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;

в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику: а) да; б) нет; в) только отдельные её элементы.

17. Во время флирта вы изъясняетесь преимущественно:

а) глазами; б) руками; в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

19. Вы считаете, что борода – признак: а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.

Обработка результатов. Переведите ответы в баллы и посчитайте их сумму:

№ вопроса
а                                        
б                                        
в                                        
г                                                                    
д                                                                      
е                                                                            

11-33 балла – язык мимики и жестов вам непонятен. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаёте этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих, тренируйте наблюдательность.

34-55 баллов – вам доставляет определённое удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты, но вы ещё не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Вы, скорее всего, склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию.

56-77 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьём. Но вы слишком полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши выводы слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность. Делайте на это поправку, у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.

Тест «Можете ли вы быть руководителем?»

Цель: исследование уровня потенциальных возможностей испытуемого для того, чтобы быть руководителем.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения. Помните, что в тесте «плохих» или «хороших» ответов. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

1. Можете ли вы командовать людьми? а) да; б) нет.

2. Любите ли вы работать на приусадебном участке? а) да; б) нет.

3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да; б) нет.

4. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше? а) первое; б) второе.

5. Любите ли вы произносить речи? а) да; б) нет.

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) степенью эмансипации женщин; б) уровнем развития техники.

7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? а) да; б) нет.

8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? а) да; б) нет.

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? а) да; б) нет.

10. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание:

а) на внешность нового знакомого; б) на то, что и как он говорит.

11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своём? а) да; б) нет.

12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера; б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

13. Часто ли вас выдвигают на выборную (руководящую общественную) работу? а) да; б) нет.

14. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний? а) да; б) нет.

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? а) да; б) нет.

16. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах? а) да; б) нет.

17. Какой цвет вам больше нравится? а) голубой; б) красный.

18. Легко ли вы принимаете решения? а) да; б) нет.

19. Какие виды спорта вам больше по душе?

а) те, которые развивают ловкость; б) те, которые развивают силу.

20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен? а) да; б) нет.

Обработка результатов.Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов:

«а»=5, «б»=0 баллов по вопросам: 1-5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 20;

«а»=0, «б»=5 баллов по вопросам: 6, 9, 10, 12, 15-17, 19.

0-35 баллов − вы − человек, который склонен больше быть подчинённым, чем руководителем. В роли «шефа» вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь «в тени» других людей.

40−75 баллов − у вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное «Я». Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить «непроторенными» дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят. В то же время вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

80-100 баллов − вы − тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.

Тест «Организованный ли вы руководитель?»

Цель: определение личной организованности руководителя или специалиста, побуждение к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков, организационной культуры.

Инструкция.Вампредлагается ответить на 13 вопросов. Каждый пункт данного опросника содержит в себе несколько высказываний. Внимательно прочтите каждое из них и выберите только один, который в большей степени характеризует ваше поведение. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

Наши рекомендации