Основные принципы метафорической работы с телом
Основной принцип того подхода к практической телесно-ориентированной психотерапии, который мы хотим вам предложить, состоит в следующем: клиенту следует предоставить возможность на телесном уровне в полной мере освоить те базовые умения, освоение которых в его конкретном случае в детстве оказалось нарушенным. Исходя именно из этого, мы и подбирали упражнения, вошедшие в эту часть книги. Каждому этапу – и, следовательно, каждому базовому умению – соответствуют упражнения, дающие возможность освоения «недоосвоенного» в свое время умения через освоение различных форм его проявления.
Однако в том, как мы решили построить весь дальнейший материал, отчетливо будет прослеживаться и еще один принцип, который мы считаем обязательным в практической психотерапии: процесс психотерапии необходимо строить так, чтобы клиент был замотивирован не только на конечный ее результат, но и на ее процесс в каждый конкретный момент клиентской сессии. Со сформулированным таким образом принципом, казалось бы, согласны все психотерапевты – но, к сожалению, достаточно часто в реальности все происходит совсем не так. Нередко клиенту предлагают упражнение, необходимость которого обосновывают серьезной психологической парадигмой или теорией, обещая при этом некий целительный эффект, который клиент, возможно, и не сразу заметит, и который, вероятно, впрямую никак не будет связан с изначально заявленным запросом… У клиента в этом случае остается только две возможности – либо полностью довериться психотерапевту и ждать наступления предсказанного последним светлого будущего, либо некоторое время пребывать в недоуменном состоянии, которое можно описать страшным для психотерапевта вопросом «и что?». Понятно, что ни первая, ни вторая возможности никоим образом не являются психотерапевтичными. Ни у одной из нас не хватает душевных сил читать подобный немой вопрос в глазах клиента, посему мы глубинно убеждены в том, что каждое упражнение должно быть точнейшим образом вписано в общий контекст совместно поставленной цели работы и конкретной сессии. Именно поэтому каждое упражнение (или несколько сходных упражнений) обязательно будут предваряться определенной информацией, предназначенной для того, чтобы терапевт в своем взаимодействии с клиентом смог бы связать свое представление о его базовых личностных нарушений, запрос клиента и предлагаемые ему упражнения.
Предложенная выше модель развития личности в норме и патологии, несмотря на всю свою кажущуюся абстрактность, дает нам возможность достаточно конкретно структурировать основанный на ней психотерапевтический процесс. Попробуем подытожить.
Итак, личность в этой модели понимается как индивидуальным образом организованная энергия, способ распределения которой определяется взаимоотношениями человека со своими потребностями.
Гармоничным с этой точки зрения можно считать такой способ существования, при котором энергия затрачивается человеком только на реализацию его собственных желаний в соответствии с их иерархией и ровно в том количестве, которое целесообразно потратить в предлагаемых внешних условиях. Для формирования такого способа существования необходимо нормальное освоение человеком четырех базовых личностных умения, обеспечивающих адекватное распределение энергии:
- умение быть в контакте с собственными потребностями и окружающим миром;
- умение выстраивать границы между собой и окружающим миром во всех его проявлениях;
- умение произвольно организовывать свою деятельность;
- умение извлекать полноценный опыт из собственных действий и обстоятельств внешнего мира.
Патологическое влияние на развитие личности может быть оказано двумя видами внешних воздействий – запретом на достижение желаемого и принуждением к совершению нежелаемого. В результате такого рода патологических воздействий искажается процесс полноценного освоения базовых умений, и распределение энергии человеком начинает происходить вне соответствия с его истинными потребностями, их иерархией или внешними условиями.
Сформировавшийся в ходе нарушенного развития человека его индивидуальный способ искажения взаимодействия с собственными потребностями накладывает единообразный отпечаток на любое проявление его внутренней и социальной жизни, модулируя любое действие или отношение. Следовательно, каждое проявление человека содержит в себе полную информацию о его индивидуальном способе искажения взаимодействия с собственными потребностями.
Соответственно, перед психотерапевтом, исповедующим данную парадигму, стоит цель создания условий для восстановления клиентом естественного способа взаимоотношений с собственными потребностями и адекватного распределения энергии.
Для достижения этой цели психотерапевту необходимо решить две основные задачи:
- по характеристикам проявлений клиента определить его базовые личностные нарушения, сформировавшие неадекватный способ его взаимоотношений с собственными потребностями и
- предложить такие способы взаимодействия клиента с терапевтом и с самим собой, которые давали бы ему возможность полноценно освоить нарушенные базовые личностные умения.
Понятно, что возможность решения второй задачи основано на единообразии проявлений в каждом действии клиента его индивидуального способа взаимоотношений с потребностями. Соответственно, предлагаемые терапевтом способы взаимодействия должны быть такими, чтобы освоение базовых умений в ходе их выполнения было заведомо легче, чем в привычных для клиента действиях повседневной жизни. Добиться этого можно за счет безопасных условий взаимодействия, невключенности предлагаемых способов взаимодействия в привычную для клиента систему социальной оценки, отсутствия определенной личностной значимости этих способов и т.д.