Вопрос 4. Техника и тактика аргументирования
Мы коснемся лишь ограниченно прикладного аспекта аргументации, положения которого могут найти практическое применение в сфере управления процессом коммуникации.
Поскольку процесс с таким красивым названием, как аргументация, является достоянием каждой личности и сопровождает ее всю сознательную жизнь, мы попытаемся показать, какие до боли знакомые составляющие включаются в понятие аргументации. Итак, она включает:
• системы доводов, приводимых в дискуссии, споре, обсуждении и т. п.;
эвристику, состязания в споре, отстаивание своей позиции;
• способ рассуждения, доказывания тезиса;
• анализ, селекцию информации;
• собственно процесс размышления, определение тактики действий и даже сами действия;
• вербальный, лингвистический процесс, практику красноречия, риторику;
• невербальные доводы.
Из одного лишь перечня становится понятно, насколько широкий спектр вопросов охватывает аргументация, даже если ограничиться ее прикладным аспектом. Почти в каждом диалоге, будь то деловая дискуссия или семейная сцена, в большей или меньшей степени присутствует аргументация. О весомости и корректности используемых аргументов речь пока не идет.
В. И. Курбатов предлагает следующее определение: аргументация — мыслительная процедура, размышление, способ рассуждения, в процессе которого выдвигаются некоторые положения в качестве доказательного тезиса. Его подход представляется рациональным, поскольку включает в аргументацию не только пассивные процессы рассуждения, размышления, но и поведенческие акты, привлечение невербальных доводов, экспрессивных проявлений. Несколько позже мы покажем это на примерах.
В литературе можно встретить традиционные определения аргументации как чисто логической процедуры, так и выходящие за эти рамки. В Философском энциклопедическом словаре аргументация — способ подведения оснований под какую-либо мысль или действие, с целью их публичной защиты, побуждения к определенному мнению о них. Признания или разъяснения.
Русский логик С. Поварнин определяет аргументацию как эвристику, состязание в споре, в котором каждый из двух и более субъектов доказывает собственный тезис. Доказательство своего тезиса в эвристическом споре означает опровержение тезиса противника или доказательство его логичности.
Из каждого определения можно вычленить общее, бесспорное: в наличии два и более субъекта. Это аргументатор и адресат, оппонент и пропонент. Есть все основания признать за каждым из перечисленных участников коммуникации равноправно активные роли, хотя на первый взгляд один — аргументатор — выступает как субъект, передающий, доносящий до адресата информацию, доказывающий ее важность и достоверность, а второй будто бы ее пассивно принимает. В реальной жизни, в литературных произведениях, чтение которых нас особенно увлекает, аргументатор и адресат динамично меняются ролями: последний то и дело берется за исполнение роли эксперта, критика, ниспровергателя, казалось бы, очевидного. И оба они проводят огромную, напряженную мыслительную работу, только с разной степенью успешности. Но на то и состязательность, отличающая любое общение.
Психологи видят основное практическое применение аргументирования в организации, управлении деловой коммуникацией, менеджменте, выработке культурных норм общения в процессе работы и в повседневной жизни, иными словами — всюду, где необходимо убедить собеседника, доказать что-либо, переориентировать партнера, опровергнуть чью-то точку зрения и т. п.
Аргументация — это взаимодействие двух и более субъектов на базе рассмотрения спорного положения (СП) и оперирования тезисами сторон, обсуждения позиций участников коммуникации с использованием аргументов или доводов, правил.
Тезис — утверждение, истинность которого обеспечивают в процессе аргументации.
Аргумент — это исходное теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывают тезис. Вот и вся премудрость.
В процессе делового и бытового общения мы постоянно и часто незаметно для себя выстраиваем логическую цепочку из тезисов и аргументов, доказывая их зависимость друг от друга или абсурдность и несостоятельность некоторых из них.
Мыслительные процедуры,
участвующие в убеждении собеседника
Аргументативный процесс (к примеру, то, чем мы занимаемся, доказывая начальнику заслуженность своего повышения по службе либо оправдывая перед членами, семьи незапланированный уход из дому субботним вечером) есть не что иное, как сложная мыслительная деятельность, включающая в себя сложные мыслительные процедуры. Условно их делят на четыре большие группы.
К конструктивным можно отнести следующие процедуры: обоснование, доказательство, обобщение, подведение под общее основание, именование, означивание, осмысление, верификация.
Здесь все слова понятны, кроме разве что верификации, которая означает проверку, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдениями, чувственными данными, экспериментами.
Проиллюстрируем сказанное примерами:
Малыши, мальчик и девочка, рассматривают книгу Брема «Жизнь животных» и спорят:
— Может!
— Не может!
— Может!
— Не может! Пойдем спросим. Прибегают на кухню:
— Бабушка, у тебя могут быть дети?
— Ну что вы, милые, конечно нет.
— Я же тебе говорил, что бабушка - самец.
К прямому доказательству прибегают, если для обоснования тезиса не используют противоречащую ему мысль: единичное подводится под общее основание.
Косвенное доказательство (его еще называют доказательством от противного) использует антитезис для обоснования истинности тезиса. В результате побеждает либо выдвинувший тезис, либо умело выбравший антитезис — третьего не дано.
Разговор двух подруг:
— Моя жизнь с мужем стала невыносимой.
— Ну так разведись.
— Ни в коем случае!
— Ты сама себе противоречишь. Как тебя понять?
— Я с ним двадцать лет мучилась, а теперь преподнести ему такой подарок? Нет уж!
Разделительное доказательство (доказательство методом исключения) рассматривает несколько альтернативных вариантов, устанавливает ложность одних, их исключение и отбор истинного тезиса. На нем преимущественно основывается оперативно-следственная работа, заключающаяся в выдвижении, рассмотрении, оценке версий, отбрасывании несостоятельных и концентрации на оперативно-значимых. Неискушенный читатель знакомился с доказательством методом исключения на примере действий Шерлока Холмса. Великий сыщик время от времени приоткрывал завесу собственной проницательности, вводя доктора Ватсона в святая святых — собственную мыслительную деятельность по исключению всех невозможных объяснений происходящего, кроме одного, которое впоследствии призвано стать ответом на вопрос, кто совершил преступление и почему.
К деструктивным мыслительным процедурам относятся: опровержение, критика, фальсификация, сведение к абсурду, исключение невозможного, сомнение.
Опровержение представляет собой логическую операцию, устанавливающую ложность или необоснованность ранее установленного тезиса.
— Сомневаюсь я, Устий Акимыч, — имел обыкновение говорить персонаж телесериала «Тени исчезают в полдень» — и в глазах зрителей попал в разряд мыслителей либо критиков.
Или фраза из рекламного ролика: «Вы же не купите своему ребенку пианино, у которого только 10% клавиш, так почему же вы используете свой телевизор только на 10% его мощности?» Это некоторые примеры умелого сведения к абсурду как составляющей процесса аргументирования. Для убедительности реклама добавляет демонстрацию.
Среди деструктивных мыслительных процессов заметно выделяется прием критики тезиса: при этом доказывается ложность или ошибочность довода партнера.
— Как вы будете жить в этой ужасной стране? — спрашивала иностранка у знакомого литератора. — У вас все так дорого! Вот, например, сигареты...
— Я бросил курить.
— Водка...
— Я уже два года не пью.
— У вас на все припасен ответ. Но ведь дорожают и хлеб, и овощи....
— Придется меньше есть, это тоже полезно.
— Но так и умереть недолго!
— Придется жить. У нас очень дорогие похороны.
Приступая к критике аргумента собеседника, показывают слабость или ложность его доводов, ловят его на неточном изложении фактов, двусмысленности обобщения статистических данных, ниспровергают авторитетность экспертов, подвергают сомнению надежность источников информации и пр.
Селективные процедуры — это выбор, предпочтение, оценка, решение, сравнение, альтернативность, сопоставление, соизмерение.
Поскольку мы постоянно пребываем в ситуации выбора (или выборов) и всего с этим сопоставимого и связанного, примеров селективных мыслительных процедур предостаточно.
Еще пример включения в общение селективных мыслительных процедур.
— Яичницу заказывать не буду. Ничего себе — 5 долларов!
— Сэр, будьте же благоразумны, — попытался успокоить клиента официант. — Посмотрите на это дело с другой стороны: курица работает для производства этого яйца целый день.
К регулятивным мыслительным процедурам относятся упорядочивание, регламентация, регуляция, субординация, координация, предписание, разрешение, запрещение. С каждой из них мы сталкиваемся, чаще всего испытывая досаду, когда результат зависит от начальников разного уровня и чиновников и ударяет по нашим интересам. Но когда мы выполняем активные роли, владеем ситуацией, исходы регулятивных мыслительных операций вызывают сплошь позитивные эмоции.
Другими словами, доказывать приходится там, где есть проблема, где что-то не стыкуется, одна часть информации противоречит другой, иными словами — где есть почва для дискуссии, выяснения позиций. Там же, где все или почти все ясно, то есть в отсутствие спорного положения, аргументация практически не нужна. Итак, чтобы зря не спорить с коллегами и партнерами, не ломиться в открытую дверь, полезно выяснить, на почве чего это самое спорное положение возникает и что собой представляет.
Параметры спорного положения:
1. Различия в терминологии, расхождения в обозначении предмета, явления, процесса, действия, проблемы, закона. Если вспомнить, как часто люди вкладывают свое содержание в определение чего-либо, становится понятным, почему они не понимают друг друга и мешают жить и работать другим.
2. Устаревший терминологический аппарат — отсюда спор старого с новым.
3. Различия методологических установок, ценностей, идеалов, принципов, мировоззрений.
4. Разница в применяемых методиках, операциональных структурах, единицах измерения.
— Бабушка, сколько километров до соседнего села?
— Пять было. А потом приехали эти, как их? Гео...
— Геодезисты?
— Во-во. И намерили семь. Теперь ходим лишних два километра.
5. Неоднородность фактической, экспериментально-эмпирической баз.
Требования к тезису
Очевидно, внимательному читателю бросается в глаза сходство спорного положения с тезисом, который мы охарактеризовали как основное понятие и объект аргументации (обсуждения, доказательства, обоснования, критики или подтверждения). Учитывая определяющую роль тезиса, нельзя не обратиться к требованиям, предъявляемым к нему. Они доказывают, что не всякому утверждению, положению суждено стать тезисом. Итак:
1) тезисом может стать лишь правдоподобное суждение, истинность которого пока не доказана, но для этого и существует аргументирование. А то, что в доказательстве не нуждается (аксиома, постулат, тавтология), не является тезисом;
2) тезис не просто элемент цепи доказательств — это ее конечное звено, следствие, заключение. С помощью одного тезиса нельзя доказать истинность другого. Таким образом, исключается как использование ложного основания, так и порочный круг в доказательстве. Вот пример нарушения данного требования.
3) в тезисе не должно быть взаимоисключающих суждений, к примеру таких: «Ищу единственного и неповторимого. Возможны варианты» (из объявления в брачной газете); «По месту жительства гражданин Г. характеризуется отрицательно, а по месту работы, положительно. Но полное признание вины подсудимым вызвано в целях уйти от ответственности» (из приговора Шумерлинского райнарсуда Чувашии по делу № 1-8-87); «Пользуется авторитетом среди товарищей. Весь авторитет построен на унижении их личного достоинства и моральном принуждении. Физически здоров» (из характеристики);
4) тезис не вызывает сомнений, если объективные характеристики обсуждаемого предмета и подобранные для этого слова соотносимы, соответствуют друг другу по стилю, В противном случае получается следующее: «Горячее предложение: аристократическая сдержанность дизайна...» Красиво сказано и было бы убедительно, если бы не выполняло роль рекламы унитаза. Утверждение, опирающееся на игру слов, не дает оснований считать его противоречивым. Например, афоризм К. Г. Лихтенберга: «Рабский поступок не всегда поступок раба»;
5) определенность тезиса — это то самое требование, нарушения которого наиболее заметны даже неспециалисту. Выражается в необходимости сделать формулировки в тезисе максимально осмысленными, четкими и ясными, соответствующими грамматическим, стилистическим нормам языковых выражений;
6) при формулировании тезиса не должно быть двусмысленности, многозначности (сделать это несложно, если избегать тавтологии, неуместного употребления синонимов, омонимов, паронимов, — об этом говорилось в главе, посвященной барьерам речи). Когда руководитель заявляет: «Для нас это приоритет номер 1» или «Такой большой мегаполис, как Санкт-Петербург, заслуживает...», а также «Мы выделили средства на реконструкцию внутреннего интерьера...» — оппоненты могут не воспринять суть его дальнейших высказываний, споткнувшись о режущую ухо тавтологию, обнаруживающую недостаточную грамотность говорящего;
7) тезис должен быть сформулирован в терминах языка одного и того же типа. Недопустимо столкновение терминов естественного языка с терминами искусственного языка, коими являются графики, диаграммы, формулы, хотя лица, оставляющие без внимания некорректные формулировки тезисов, считают данное требование излишним;
8) формулирование тезиса не должно включать в себя образные выражения, сравнения, метафоры, гиперболы, лингвистические архаизмы и т. п. У данного требования масса противников, апеллирующих к неформальному стилю ведения коммуникации. «Наша вековая крестьянская застенчивость не позволяет нам выступать так страстно, как Жириновский»; «Мы будем выдавливать из Христенко 21 миллион рублей». (Н. Харитонов, из выступления в ходе обсуждения проекта бюджета страны в Госдуме, октябрь 1999 г.);
9) тезис обязан опираться на фактическую основу, в противном случае его справедливее было бы назвать проектом, фантазией, фикцией, прогнозом и т. п. Вспомним классическую дискуссию двух ученых из повести «Собачье сердце»:
— Разруха, Филипп Филиппович.
— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это — мираж, дым, фикция. — Филипп Филиппович растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. — Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?.. Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый день, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — я смеюсь-Клянусь вам, мне смешно. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку. И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Впрочем, оценивая солидность фактической основы тезиса, нетрудно и ошибиться;
10) тезис не должен основываться на единичном факте — только на системе. Однако в этой системе не должно быть тезисов, не относящихся к делу, даже если они выигрышны и бесспорно истинны;
11) требование неизменности тезиса — ведь он представляет собой законченное образование. Недопустимо отходить от первоначально сформулированного положения в процессе рассуждения до тех пор, пока истинность или ложность не будут доказаны. Дальнейшая динамика его развития возможна лишь по договоренности состязающихся сторон, спорщиков, участников дискуссии. Только они могут разрешить ввести какие-либо новые положения, опираясь на верификацию или фальсификацию тезиса, расширение его объема, изменение чьей-либо позиции;
12) тезис должен отражать позицию субъекта в отношении предмета спора, но никак не оппонента.
Требования к аргументации
Теперь об аргументе — основании доказательства тезиса, инструмента, с помощью которого это осуществляется. О качестве аргумента могут быть использованы аксиомы, постулаты, теоремы, удостоверенные факты (суждения, мнения, наблюдения, данные опыта и экспериментов, разного рода фиксируемые ситуации), суждения о фактах, а также различные определения, в том числе выполняющие роль понятий и терминов, теоретические и эмпирические обобщения, оценочные стандарты. Например, такого плана.
«Богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться», — утверждал американский мыслитель XIX века Г. Д. Торо.
А разве можно сомневаться в справедливости слов французского философа П. Буаста, сказанных в конце XVIII века: «Крайняя бедность народа почти всегда бывает преступлением его вождей».
Требования к аргументации
Еще немного теории, без которой нельзя двигаться дальше. Впрочем, ее положения, подкрепленные примерами, кажутся не такими уж теоретическими. Аргументация должна соответствовать следующим принципам морально-этического, логического, лингвистического и другого свойства.
1. Аргументация, особенно касающаяся социально-политической, экономической сфер жизни, должна быть правдивой. В данном случае вполне правомерно употребление понятия правды как эквивалента понятия истины, антитезы лжи, фальсификации, недобросовестности и пр.
Аргумент, так же как и тезис, должен быть истинным утверждением. Замена его чем-либо правдоподобным, носящим вероятностный характер, но недоказанным, недопустима. То же относится и к личному заблуждению.
Семья собирается в гости. Много споров возникает относительно нарядов. Наконец решают подобрать одежду под цвет волос.
— Я надену рыженькое, — объявила дочь.
— А я в черном, — подхватил сын.
— А я в сером, — выбирает платье мать.
— Вас послушать, так я должен идти голым, — вздыхает лысый глава семьи.
2. Как и в тезисе, в аргументе (в его формулировке и системе) не должно содержаться противоречий.
«Ясность — вот лучшее украшение истинно глубокой мысли», — справедливо заметил французский писатель Л. Вовенарг, говоря о недопустимости противоречий в аргументировании .
3. Он обязан быть самотождественным в формальном и содержательном отношениях, «автономно обоснованным», как сказали бы специалисты. Его истинность должна доказываться без обращения к тезису, иначе получится тавтология, замкнутый круг, а логика и софистика этого не допускают. Примеры нарушения данного требования.
Правдоподобные свидетели являются явными свидетелями рождения, что также является основанием к признанию его отцом последнего. (Из решения суда).
4. Требование объективности: аргументы должны отражать не субъективную позицию человека, их использующего, а фактически и теоретически обоснованные положения в терминах конкретного тезиса. Это одно из основных отличий тезиса и аргумента.
Казалось бы, ясное и справедливое требование. Но как часто ситуативное психическое состояние заставляет обосновывать самое невероятное.
Нарушение требования объективности приводимых доводов беспокоило и мыслителей древности. «Некий современный сочинитель все время старается нас убедить, что древние писатели хуже новых, причем применяют два вида доказательств: рассуждение и пример. Рассуждает он, основываясь на собственном вкусе, а примеры берет из собственных произведений.
Он признает, что, хотя слог у древних неровный и неправильный, все же у них есть удачные места; он приводит цитаты, и они так прекрасны, что ради них стоит прочесть даже его критику». Высказывание принадлежит писателю-философу Жану де Лабрюйеру.
5. Аргументировать необходимо в терминах языка конкретных тезисов. Лучше всего обоснование положения именно таким образом удается представителям науки (по крайней мере об этом свидетельствуют исторические байки).
Русский ученый К. А. Тимирязев в 1877 году посетил Чарльза Дарвина. В ходе беседы английский натуралист поинтересовался:
— Вы не знаете, почему это немецкие ученые так ссорятся между собой?
— Вам это лучше знать, — ответил Тимирязев.
—— Но я никогда не был в Германии, — возразил Дарвин.
— Зато вы автор теории борьбы за существование в природе. Видимо, в Германии развелось слишком много ученых. И всем им не хватает места, — ответил Тимирязев. — Это прекрасная иллюстрация к вашей теории.
Требование объективности аргумента нарушается людьми пожалуй, чаще всего, поскольку и восприятие, и оценка происходящего, конкретной информации происходят опосредованно, преломляются через личность субъекта.
Объективность аргументов также страдает благодаря вмешательству эмоциональной составляющей в ущерб рациональной. Такого рода воздействие личностных факторов позволяет призывать на помощь различные уловки.
6. Принцип полноты: должно быть подобрано и приведено .необходимое и достаточное для доказательства конкретной позиции количество аргументов; должны присутствовать как теоретические, так и логические аргументы; соотношение содержательного и формального аспектов должно быть сбалансированным. Информационное пространство должно быть доступным для каждого участника переговоров, дискуссии в организационном, концептуальном плане, все должны чувствовать причастность к решению общих проблем.
«Теоретизировать, не имея данных, — значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах», — просвещал великий сыщик Шерлок Холмс своего друга.
7. Все требования к тезису, носящие лингвистический характер, являются обязательными и для аргумента. Это вовсе не означает, что его нарушители скорее исключение, чем правило. Грешат даже служители закона, перенося на бумагу перлы типа «имея в виду, что у него хроническое воспаление уха, а проживает он с родителями, меру пресечения избрать подписку о невыезде» (из постановления суда).
Ну а в эфир порой попадают совсем смешные высказывания, в которых лингвистические погрешности придают им двусмысленность.
8. Правило интерпретируемости: сложный довод может быть сведен к простому; одни термины могут быть выражены через другие; сложные научные термины должны быть объяснены в простых вербальных контекстах; аргументы допускают иллюстрацию фактами и примерами.
9. Правило обратной связи: при получении результата признанного неудовлетворительным, разрешается вернуться к тому аргументу, с которого пошел сбой, уточнить, поискать ошибку.
Теперь более серьезная ссылка на размышления Жана де Лабрюйера: «Сочинители должны были бы охотно читать свои труды тем просвещенным людям, которые видят все недостатки произведения и умеют правильно его оценить. Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может только педант».
10. Правило селекции аргументов: среди массы доводов субъект вправе выбрать удовлетворяющий его по различным параметрам (убедительность, доходчивость, стиль, научность и т. д.).
Древние примерно так понимали данное правило: «Не следует говорить всего, что знаешь, но всегда надо знать что говоришь» (Клаудиус). И еще они рекомендовали:
«Среди множества выражений, передающих нашу мысль, по-настоящему удачным может быть только одно; хотя в беседе или за работой его находишь не сразу, тем не менее оно существует, а все остальные неточны и не могут удовлетворить вдумчивого человека, который хочет, чтобы его поняли.
Хороший и взыскательный автор знает, что выражение, найденное после долгих и трудных поисков, оказывается обычно самым простым и естественным — первым, которое безо всяких усилий должно было прийти в голову.
Люди, пишущие под влиянием минутной настроенности, потом много правят свои произведения. Но настроенность меняется под влиянием различных обстоятельств, и тогда эти люди охладевают к тем самым выражениям и словам, которые особенно им нравились». (Жан де Лабрюйер, из «Характеров, или Нравов нынешнего века».)
11. Принцип приемлемости, целевой ориентации аргументов: участники дискуссии могут оговорить, какие аргументы могут ими использоваться в конкретных обстоятельствах, в отношении конкретного партнера, активный участник аргументации может и должен учитывать, какие доводы покажутся убедительными тому или иному адресату (партнеру, оппоненту).
При подборе аргументов опираются на приоритеты конкретного оппонента.
При неравных статусах партнеров по общению требования в отношении приемлемости аргумента могут показаться другому завышенными, а замечания расцениваться как придирки.
Добавим, что понятие приемлемости крайне растяжимо и понимается каждым в меру своей воспитанности, образованности или развращенности.
12. Принцип корректности, воплощенный в единстве слова и дела, заверений, обещаний и их исполнения, программ, проектов и практических действий по их воплощению. Критерием корректности в данном случае может быть признана практика.
Учитель на уроке рассказывает детям о свойствах металлов:
— Дети, вот сейчас я опущу в кислоту эту золотую монету. Скажите, как по-вашему, она испортится?
— Нет! — дружно закричали ученики.
— Почему?
— Если бы она могла испортиться, вы бы ни за что не опустили...
13. Принцип функциональности, процесс аргументации ценен не сам по себе (разве что для любителей софистики и риторики!) — важен его исход, воплощенный в подведении итогов, выяснении разногласий, подведении различных мнений под общее основание, переход к практической реализации обсуждавшихся вопросов. Практическое воплощение принципа функциональности тесно увязывается с ценностными ориентациями, потребностями, интересами личности. Спорят дети:
— У моего папы сотовый телефон! — хвастается один,
— Подумаешь! Этим никого не удивишь. Вот у моего шестисотый «мерседес»! — возражает второй.
Третий какое-то время помалкивал и размышлял, потом выложил козырной аргумент:
— А у моего под фундаментом дачи вот такая огромная крыса! Все хором:
— Да ты что?! Пошли — покажешь!
14. Принцип рациональности на первый взгляд кажется чисто философским, поскольку предусматривает выражение в аргументации единства стратегии и тактики, принципов и допущений, неизменных оснований и конъюнктурных веяний. Критерием рациональности аргументации опять-таки должна служить практика.
Мы оцениваем не мотивы и намерения личности либо представляемой ею фирмы, партии и не заверения, лозунги и популистскую фразеологию, а реалии, из которых они вытекают и которым в конечном счете служат. Демагогические, популистские аргументы выделить несложно, вот характерные для них ключевые фразы.
— От нас ждут конкретных действий...
— Народ нам доверяет свои средства...
— Я выражаю волю целого социального слоя...
— Воплощение интересов наших потребителей обязывает нас...
— Я, как сделавший себя сам (вышедший из народа), лучше других понимаю... (воплощение стереотипа «свой парень») или
— Моя близость к простым людям дает мне право...
— Я имею права требовать защиты, прав потребителя от недобросовестных...
— Некоторые делают вид, будто не замечают, как ущемляются интересы... (расхожий стереотип символа справедливости, вооруженного карающим мечом).
Кроме того, популист и демагог в ходе дискуссии предпочитают затрагивать проблемы, лежащие на поверхности, доступные, очевидные, наболевшие (в психологии это называется «принципом айсберга»). При этом словно бы не существует глубинных проблем — и их не затрагивают.
Данная категория спорщиков ориентирована на критику, на разрушение аргументов партнера, а не на поиск консенсуса, достижение компромисса. Ей свойственна неразборчивость в средствах, обращение к слухам и даже клевете и ссылки на непроверенные факты и недостоверные источники — дефицит информации стараются компенсировать эмоциональной составляющей коммуникации.
Демагогической аргументации свойственно злоупотреблять приемами подмены тезиса и игнорирования противоречий в собственных доводах.
Вот отрывок из телевизионного интервью, взятого Евгением Киселевым у лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
— КПРФ — часть общества? — интересуется ведущий.
—Да.
— Она несет ответственность за происходящее в нем?
— Нет.
— Почему левое большинство отказалось рассмотреть, к примеру, проект закона о защите граждан от репрессий?
— Потому, что его внесло «Яблоко», которое является несерьезным движением: не пришло на встречу с Лукашенко! Зато КПРФ не участвует ни в одном шествии, не разбили ни одной витрины... Вся творческая интеллигенция нас поддержала. И вы заинтересованы в поддержании нашей программы.
— Ну, насчет всей вы преувеличили, — иронично заметил Киселев.
Передача «Итоги», 31 октября 1999 г.
15. Принцип свободы позиции (не путать с субъективизмом и произволом!) означает:
• свободу регулировать степень собственной активности участия в дискуссии в соответствии с полномочиями и моральными обязанностями;
• свободу выбора оппонента (разумеется, указанный выбор осуществляется не по принципам личной симпатии — антипатии, не по пропорциональности статусов, рангов и т. п.); свободу выбора собственной пози-ции, стратегии, тактики аргументации, средств обоснования и защиты собственной точки зрения; свобода критиковать позицию другой стороны и быть достойным объектом критики.
Запись на телефонном автоответчике: «Скорее всего я дома, но не хочу разговаривать с одним очень неприятным мне человеком. Оставьте мне сообщение, и если я не перезвоню, значит, это вы...»
Ф. Г. Раневскую однажды о чем-то попросили, добавив при этом:
— Вы ведь добрый человек, вы не откажете.
— Во мне два человека, — ответила актриса. — Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.
16. Еще одно требование к аргументации — толерантность (терпимость):
а) к критике собственных аргументов оппонентом;
б) доводам, приводимым им, и приемам, им используемым.
Законы аргументации
Аргументация достигает эффективности при исполнении ее участниками следующих общих законов.
1. Закон общности языка мышления
Подобно тому, как происходит взаимопонимание между собеседниками, говорящими на одном языке, настоящее убеждение партнера возможно лишь при условии «единомыслия» с ним: доводы необходимо сформулировать языке базовых информационных и репрезентативных систем участников коммуникации.
2. Закон объективности и доказательности
Он требует отделения личности от проблемы, мнения от фактов — укрупняет требования объективности, предъявляемые к тезису и аргументу (они уже рассматривались выше). При несоблюдении данного закона (а это происходит, чаще, чем нам кажется) аргументация производится с помощью доводов, которые образно называются «со своей колокольни».
Древние не зря говорили: «Для слуги нет великого человека». Старый садовник Чарльза Дарвина относился к ученому с любовью, но был при этом невысокого мнения о его способностях.
— Хорош старый господин, — говорил он, — только вот жаль — не может найти себе путного занятия. Посудите сами: по нескольку минут стоит, уставившись на какой-либо цветок. Ну стал бы это делать человек, у которого есть какое-нибудь серьезное занятие?
3. Закон диалектичности (единства противоположностей]
Весомость аргументов не убавляется в связи с упоминанием их негативных сторон. Напротив, тот, кто ограничивается подчеркиванием лишь позитивных моментов, лишает собственные доводы, как сейчас принято говорить, «многополяркости» и делает их мишенью для придирок и дополнительных вопросов.
Данный закон с успехом применяют на практике разного рода менеджеры, агенты, коммерсанты.
— У каждого дома есть и преимущества, и недостатки, — важно рассуждал агент по продаже недвижимости. — И чтобы доказать вам свою честность, я скажу, какие это недостатки. Во-первых, в полумиле к западу — скотный двор. На севере — завод резиновых изделии. В двух кварталах на восток — орошаемые поля, а прямо на юг — предприятие по производству уксуса.
— А как насчет преимуществ? — робко поинтересовался ошарашенный покупатель.
— Вы всегда сможете определить, откуда дует ветер.
4. Закон минимизации аргументов
Засыпать оппонента аргументами — невелика заслуга. Гораздо эффективнее подобрать не более трех-четырех, но безукоризненных доводов. Напомним, что «пропускная способность» человеческого восприятия — семь плюс минус две единицы. Так что решающим фактором выступает четкий отбор, определение последовательности размещения и место «вбрасывания» аргументов. Консультант по менеджменту Барбара Минто изучила множество материалов по стратегическому планированию предпринимательской деятельности и взялась за разработку концепции, позволяющей сделать из груды бумаг ясные, доступные пониманию материалы. Она предложила свою систему, в основе которой лежит схема пирамиды. Все распоряжения, планы любой фирмы в принципе содержат ответы на четыре вопроса.
— Что нам делать?
— Как нам это делать?
— Должны ли мы это делать?
— Как это могло случиться?
5. Закон постепенности.
Быстрота и натиск — это, как говорится, «из другой оперы». Для оппонента убедительнее последовательность, постепенность приведения доказательств.
Ловкими и хитрыми называют людей, не вламывающихся, а незаметно и естественно проникающих куда им нужно. То же относится и к сфере доказательств. Систему доводов противника вовсе не обязательно разрушать, не оставляя камня на камне, — ваши и его аргументы могут до поры до времени сосуществовать как бы в параллельных мирах, а потом самые весомые из ваших аргументов должны так вступить в силу, что партнер даже не успеет заметить подвоха и, только осознав факт поражения, опомнившись, возможно, поймет, где и как его провели.
При умелом соблюдении закона встраивания аргументов даже конфликтную ситуацию можно если не разрешить, то, по крайней мере, свести к шутке.
6. Закон рефрейминга (переоценки).
Зачем отвергать аргументы собеседника, если можно наглядно показать их незначительность и слабость иными господствами? Можно вскользь упомянуть, как мало оппонент приобретет, если примут его точку зрения, допустимо также в разумных пределах преувеличить потери в случае, если он настоит на своем.
Переоценка доводов чаще, чем допускает требование объективности, происходит под воздействием борьбы рационального и эмоционального компонентов, обнаружения непредвиденных нюансов, неожиданного поворота ситуации.
Шел просмотр кандидатов на работу в труппе Театра имени Е. Вахтангова. Жюри возглавлял Рубен Симонов. Одна из кандидаток сразу же произвела на него впечатление внешним видом.
— Какая фигура! Какие ножки! А голос! — восхищенно шептал главный режиссер соседям. Кто-то посоветовал задать несколько вопросов.
— Что бы спросить?.. — задумался Симонов. И задал коронный мужской вопрос: — За какую команду болеешь?
— За ЦСКА...
На лице руководителя театра отразилась недоумение, смешанное с неудовольствием:
— Господи, и ноги у нее кривые, и голос хриплый... Бог знает кого нам присылают! — проворчал он.
Закон рефрейминга существует испокон веков, разве его так не называли умные люди минувших столетий. Разве не о нем писал А. Дюма-сын, отмечая: «То, что для бедной девушки составляет «роковую ошибку», для богатой женщины есть лишь «необдуманный шаг». Свет торгует различными словами, означающими одно и то же. Вся штука лишь в том, чтобы заблаговременно запастись деньгами».
7. Закон обратной связи.
Речь идет о постоянном контроле за реакциями партнера и периодической оценке собственных переживаний в связи с обсуждаемой проблемой и особенностью ситуации. Примеры ключевых фраз-сигналов внимания и гибкого контроля:
— Мне понятна ваша озабоченность по поводу...
— Я не меньше вашего волнуюсь из-за...
— Мы оба продемонстрировали понимание важности... и т. п.
При развитии осложнений действуйте, как учил великий Дейл Карнеги: берите ответственность и вину на себя, не дожидаясь негативных проявлений оппонента, смело обозначайте острые моменты и причины возникновения разногласий.
8. Закон авторитета.
Время, потраченное на поиск авторитетного подкрепления собственных аргументов, непременно себя окупит. Под авторитетным подкреплением понимаются своевременно сделанные ссылки на авторитет, признанный не только повсеместно, но и известный оппоненту, мнение которого для него — закон.
Рассказывают, как во время одного из дипломатических приемов митрополит Московский Филарет разговорился с католическим епископом, который сказал:
— Читая Библию, я усомнился в том, что кит мог проглотить пророка Иону. Ведь эта громадная рыба питается обычно только мелкой рыбешкой.
— Если бы в Святом Писании было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это поверил, — ответил владыка Филарет.
9. Этико-психологические законы.
Их выполнение предусматривает уважение к личности партнера, его позиции, мировоззрению, недопустимость манипулирования им, злонамеренного обмана, унижения, подавления, запугивания и т. д. Короче говоря, лучше превратить противника в единомышленника и почти друга — на этом фоне аргументы гораздо действеннее проникают сквозь фильтры и системы защиты другой стороны.
Чем глубже знакомишься с фактами биографии великих людей, тем больше убеждаешься в их высокой терпимости, корректности по отношению к обделенным талантами.
Некий начинающий композитор обратился к Гектору Берлиозу с просьбой дать оценку его сочинениям. Известный французский композитор не пожалел времени на знакомство с опусами и дал такое заключение:
— К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Я не хочу вводить вас в заблуждение, чтобы вы могли, пока не поздно, избрать другую профессию.
Когда огорченный юноша уже выходил из дома, маэстро выглянул в окно и прокричал ему вслед:
— Молодой человек! Не обращайте внимания на то, что я сказал. Справедливости ради должен вам сознаться, что, когда я был в вашем возрасте, мой учитель сказал мне абсолютно то же самое!
10. Закон свободы.
Каждая личность вправе решать, пускаться ли ей в выполнение отношений, ввязываться ли в дискуссию, доказывать что-либо оппоненту.
11. Закон наглядности.
Повышает убеждающее воздействие слов наглядно-образная демонстрация чего-либо конкретного, подтверждающего их справедливость. Как бы тщательно мы ни подбирали аргументы и строили фразы, человек не спешит принимать информацию «на веру». Наша задача — сформировать у него определенный уровень внутренней убежденности в истинности преподносимых сведений. Человек уж так устроен, что успокаивается порой только после того, как присмотрится, пощупает, попробует на зуб. И его выводы оказываются на редкость простыми, основанными на личных впечатлениях — «видел своими глазами», «убедился сам, и не раз», «вот этими руками трогал», «несколько раз слышал» и т. п.
12. Закон научности.
Доводы, подкрепленные ссылками на результаты достижений науки, большинство сочтет убедительными и даже не удосужится перепроверить. Если добыть эти ссылки трудоемко, человек, не мудрствуя лукаво, подменяв их псевдонаучными посылками.
— Доктор, у меня к вам небольшая просьба: переведите, пожалуйста, и напишите на бланке для рецептов ело-. во «мед» по-научному.
— Для чего? — изумился врач.
Моя жена признает только лекарства с латинскими названиями. В русском переводе они на нее не действуют.
13. Закон адекватности.
Необходим тщательный отбор аргументов, соответствующих обстановке переговоров и/или способных воздействовать на конкретную личность. Причем лучше работают не просто сильные, убедительные, но включенные в систему доводы.
Главное условие, которое можно считать рекомендацией участникам коммуникации: аргумент либо контраргумент должен быть веским, сильным для партнера, а не только для вас. Выводы и заключения должны быть четкими и понятными для обеих сторон.
Опора на фактический материал, по идее считающаяся фундаментальной, может пошатнуться от нештатного вмешательства любого субъекта, незапланированного изменения ситуации.
Во время показа коллегам Стокгольмского ботанического сада великий естествоиспытатель Карл Линней попал именно в такую историю. Один из его друзей коснулся рукой стеклянного шара — украшения — и удивился: его сторона, обращенная к солнцу, была холоднее находившейся в тени. Ставшие свидетелями феномена солидные академики принялись выдвигать гипотезы аномального явления. Речь шла и об ослаблении теплоизлучения, и о необычной концентрации тепловой энергии. Директор ботанического сада в это время искал иные объяснения и, завидев садовника, задал ему соответствующий вопрос.
Итак, остановимся на следующем: факты — солидная база для аргументации, пусть их будет меньше, но они должны быть безупречными, неуязвимыми для потенциальной критики оппонентов. Кроме того, как справедливо заметил Г. Лихтенберг: «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений».
Американец Г. Бокль своим нижеприведенным высказыванием опроверг мнение об историках как людях, далеких от точных методов исследования. «Во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, но открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены».
Его слова подвели нас к выделению еще одного основания для сильной аргументации. Это: экспериментально проверенные данные, заключения экспертов.
Информации, полученной экспериментальным путем, есть основание доверять прежде всего. «Существует только то, что можно измерить», — говорил великий физик Планк. Поэтому стоит ли удивляться тому, как безоглядно мы порой доверяем экспертам, авторитетам в конкретной области?
14. Обоснование справедливости.
Справедливость — это честное распределение чего-либо между кем-либо.
Существует три вида справедливости — в интерпретации К. Мелихана.
1. Большой и маленький получают поровну. Обоснование: большой один и маленький один.
2. Большой получает больше маленького. Обоснование: большому и надо больше.
3. Большой получает меньше маленького. Обоснование: у большого и так всего больше.
Обоснование (а вместе с ним и понятие справедливости) меняется в зависимости от того, кто распределяет — большой или маленький.
Несостоятельные аргументы
Рассмотреть случаи слабой аргументации тем более важно потому, что партнер далеко не всегда играет по правилам и прибегает не только к сильным, корректным аргументам. Существует масса посылок, не выдерживающих критики, опирающихся на недостоверные источники, — так называемых несостоятельных доводов. Об их разновидностях и пойдет речь далее.
А. Суждения на основе подтасованных фактов
Далеко не всегда за их использованием скрывается злой умысел — порой говорящий или пишущий выдает желаемое за действительное, допускает элементарную логическую ошибку: из «А» вовсе не следует «В», хотя они и стоят рядом.
Б. Ссылки на сомнительные, непроверенные источники
«Чего нет в документах, того нет на свете», — поучали нас древние. Тем не менее люди зачастую не особенно разборчивы и критичны в отношении выбора источника информации. Разве что профессия заставляет строго относиться к этому процессу. Вот как описывает одно из основополагающих профессиональных качеств следователя Александра Маринина в романе «Я умер вчера»: «Татьяна Образцова была следователем до мозга костей. И это означало не только безусловную преданность своей службе. Вся ее душа, весь образ мысли, как от чумы, шарахались от понятий «верю — не верю» и тем более таких источников информации, которые в народе принято называть «ОБО», или «одна бабушка сказала». Она признавала только слова «доказано — не доказано. И не терпела никаких неясностей. Разумеется, она была женщиной, к тому же личностью творческой, и эмоции были ей вовсе не чужды, она обижалась, серелась, тосковала, горевала, расстраивалась ничуть не меньше, чем другие, но, прежде чем впадать в пучину депрессии, считала необходимым прояснить все до конца».
В. Домыслы, догадки, предположения, измышления
также отнесены к разряду несостоятельных доводов.
Во время Первой мировой войны юморист Аркадий Аверченко принес в редакцию рассказ. Цензор отнесся к нему положительно и вычеркнул в рукописи единственную фразу: «Небо было синее». Обычно писателю доставалось от цензоров, поэтому он был изумлен, почему рассказ так легко пропустили в печать. Озадаченность, отразившуюся на его лице, цензор принял за недоумение по поводу исключенной фразы и объяснил свои действия:
— А мужчина всегда должен уступать даме место, но некоторые уступают его только красивым, а я, как видите, не делаю исключений.
Ж. Аргументы к невежеству
Аргументы к невежеству — опора на положения, неизвестные оппоненту. Человек неохотно признается в своей неосведомленности, на этом и построен расчет.